СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Создание развертки и макета пространственной фигуры на плоскости". Практическая работа по труду для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Создание развертки и макета пространственной фигуры на плоскости". Практическая работа по труду для 7 класса»


Методическая разработка практической работы

в рамках модуля «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»

по теме: «Создание развертки и макета пространственной фигуры на плоскости»

7 класс


Планируемые предметные результаты


Узнают:


1.Инструменты и материалы


1.1.Бумага

Бумага (Ватман) — это белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой.


1.2.Линейка

Линейка - простейший измерительный инструмент, как правило представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые штрихи (деления), кратные единице измерения длины (сантиметр, миллиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний. 


1.3.Транспортир

Транспортир —  инструмент для построения и измерения углов. Он состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 0 до 180°. В некоторых моделях — до 360°.


1.4.Карандаш

Карандаш — это инструмент в виде стержня, изготавливаемый из пишущего материала, например, графита.


1.5.Циркуль

Циркуль — инструмент для черчения окружностей и дуг, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах.


1.6.Ножницы

Ножницы - инструмент для разрезания относительно тонких материалов. Ножницы состоят из двух лезвий, сходящихся под углом и соединённых пружиной или шарниром.


2.Термины и правила


2.1.Развертка

Развёрткой называют плоскую фигуру, полученную путем совмещения всей поверхности, ограничивающей предмет, с одной плоскостью.


2.2.Макет

Макет — это модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта.


2.3.Простран-ственная фигура

Пространственная фигура  — это фигура, не все точки которой лежат в одной плоскости.

К пространственным фигурам относятся:

а) геометрические тела;

б) двугранные и многогранные углы;

в) другие совокупности точек, линий, поверхностей.

Основные элементы, из которых состоят пространственные фигуры:

а) точки;

б) прямые;

в) плоскости.

Любую фигуру можно свободно перемещать в пространстве, не изменяя её размеров и формы.


2.4.Правила техники безопасности

ПТБ при работе с ножницами:

1.Пользуйся ножницами с закругленными концами и соответствующие размеру твоей руки.

2.Храни их в указанном месте в определенном положении.

3.При работе внимательно следи за направлением реза.

4.Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5.Не держи ножницы лезвиями вверх.

6.Не оставляй ножницы в открытом виде.

7.Не режь на ходу.

8.Не подходи к товарищу во время резания.

9.Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперед.

10.Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.

11. Ножницы надо класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

12.Следи, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия. Если падение ножниц произошло, то нельзя их ловить, дай им упасть, потом подними.

ПТБ при работе с циркулем:

1.Храни циркуль в футляре.

2.Держи циркуль ножками вниз.

3.При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место.

4.При работе с циркулем подкладывай под бумагу картон.

5.Передавай циркуль вперёд головкой в закрытом виде.

6.После работы убирай циркуль в футляр.


2.5.Разметка

Разметка – это нанесение на бумагу или картон с помощью чертежно - измерительных инструментов или на глаз всех рабочих и вспомогательных линий деталей, выкроек. Вспомогательные и рабочие линии наносятся и на самих деталях (надрез, прокол, место нанесения клея, место сгиба).


2.6.Виды разметки


1.Существует разметка на глаз и выполняется

рисованием без чертежно-измерительных инструментов.

2.Разметка по трафарету или шаблону применяется при разметке деталей сложной формы или при разметке большого количества деталей.

3.Разметка по клетчатой бумаге или, как еще ее называют по намеченным контурам, выполняется на первых этапах обучения разметке.

4.Разметка переводом выполняется через копировальную бумагу или кальку при разметке сложных деталей, имеющих много дополнительных обозначений и требующих точности в выполнении криволинейных контуров.

5.Разметка на просвет выполняется на специальном столе, имеющем прозрачную поверхность и подсветку или, при необходимости, на оконном стекле.

6.Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов - линейки, угольника, чертежного и измерительного циркулей выполняется как на бумаге, так же на картоне.


2.7.Требования для выполнения разметки

1.Все виды разметки выполняются с учетом экономии материалов.

2.Разметка осуществляется в верхнем левом углу на изнаночной стороне листа.

3.Разметку крупных деталей удобнее выполнять стоя.

4.Шаблон и трафарет придерживают так, чтобы он был прижат к материалу в нескольких точках.

5.Разметку по шаблону и трафарету выполняют следующим образом.

А) Разметку начинают от верхней точки вниз, с начала по левому краю шаблона, а затем от верхней точки в низ по правому краю шаблона, линия разметки должна быть хорошо видна работающему.

Б) Придерживать линейку при разметке необходимо в нескольких точках, так, что бы линия разметки проходила сверху (над линейкой) или со стороны рабочей руки.


2.8.Резание

Резание бумаги выполняется ножницами – это наиболее распространенный способ обработки бумаги.

Понятие «резать» – разделять на части, отделять от целого чем-нибудь острым. Необходимо уметь резать по прямому и криволинейному контуру.

2.9.Правила резания

1.При резании по прямой линии надо смотреть на концы ножниц и направлять их вдоль намеченной линии.

2.При резании по внешнему криволинейному контуру ножницы передвигают против часовой стрелки, надо смотреть на место резания, поворачивая не ножницы, а заготовку.

3.По внутреннему контуру режут по часовой стрелке.

2.10.Сгибание

Сгибание – операция, в результате которой отдельные части бумаги располагаются под углом друг к другу. Сгибаться то же, что и гнуться, принимать изогнутую форму. Понятие «сгиб» – место, по которому что-то согнуто или сгибается (сгиб локтя, переплета и др.). Способом сгибания бумаге придают геометрическую форму.

Научатся:



1.Пользоваться чертежными инструментами и материалами.

2..Создавать развертку пространственной фигуры на плоскости.

3.Создавать макет пространственной фигуры на плоскости.


Смогут объяснять/характеризовать:



1.Анализировать геометрическую форму фигуры на развертке.

2.Деление окружности осями пополам.

3.Деление окружности на 8 равных частей.

4.Деление окружности на 16 равных частей.


Смогут самостоятельно выполнять/сделать:



1.Полученные знания, при изготовлении других подобных изделий.

2..Другое изделие, перенеся знания изученной технологии на другие объекты.



Практическая работа

«Создание развертки и макета пространственной фигуры на плоскости»


Цель: изготовление развертки и макета пространственной фигуры на плоскости


Оборудование и материалы: шаблоны-задания, лист ватмана А4, карандаш, линейка, ножницы, циркуль


Задание 1: создать развертку пространственной фигуры на плоскости, используя разметку по шаблону.

Задание 2: выполнить сгибание всех прямых линий на развертке пространственной фигуры на плоскости.


Технологическая карта


Последовательность технологических операций

Материалы, инструменты

Разметка

Для изготовления пространственной фигуры на плоскости нужно взять лист ватмана А4. Поделить лист прямыми линиями пополам по вертикали и горизонтали. Найти центр. От центра построить две окружности. Диаметр первой окружности равен 90 мм. Диаметр второй окружности равен 180 мм. Поделить окружности на 8 равных частей (каждый из четырех углов, равных 90 градусам, поделить пополам). Поделить окружность на 16 равных частей (каждый из 8 углов, равных 45 градусам, поделить пополам). Это можно сделать, используя транспортир. Соединить точки на первой окружности с точками на второй окружности, что бы получилось 8 равнобедренных треугольников. Вершины равнобедренных треугольников соединить прямыми линиями.

Бумага, циркуль, транспортир, линейка, карандаш

Резание

Обрезать закругленные края пространственной фигуры на плоскости, что бы получился равносторонний восьмиугольник.

Бумага, ножницы

Сгибание

Под линейку продавить иглой циркуля все прямые линии пространственной фигуры на плоскости. Последовательно согнуть прямые линии на четырех сторонах ромбов. Линии, которые делят ромбы и треугольники, расположенные между ромбами, пополам согнуть и вдавить внутрь.

Линейка, циркуль



Карта контроля выполненной работы



Технологическая операция

Критерии оценки

Балл

Разметка



Окружности поделены на

8 равных частей

Правильно - 1

Не правильно - 0

1

Окружности поделены на

16 равных частей

Правильно - 1

Не правильно - 0

1

Точки между окружностями соединены в форме

8 равнобедренных треугольников

Правильно - 1

Не правильно - 0

1

Резание

Правильно - 1

Не правильно - 0

1

Сгибание

Правильно - 1

Не правильно - 0

1


Итого

5



Вывод: В ходе выполнения практической работы ученик научился делить окружности на 8 и 16 равных частей, соединять точки между окружностями в форме 8 равнобедренных треугольников; освоил навыки работы чертежными инструментами; развил глазомер и пространственное мышление.



Критерии оценки



Оценка процесса

Баллы

Оценка

1

Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места)

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


2

Соблюдение техники безопасности, правил безопасности труда

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


3

Соблюдение/качество выполнения технологических операций

Выполняется полностью верно - 1

Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5

Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0


4

Соблюдение последовательности этапов создания развертки/макета


Соблюдены

все этапы - 1

Последовательность нарушена - 0


5

Соблюдение дисциплины, правил делового общения

Выполняется - 1

Не выполняется - 0



Итого

5



Оценка результата

Оценка

1

Использование инструментов и принадлежностей

Используются – 1

Не используются - 0


2

Последовательное выполнение технологических операций

Выполняется

без ошибок - 4

с одной ошибкой – 3

с двумя ошибками – 2

с тремя ошибками и более - 1



Итого

5