муниципальное казенное образовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
на тему
« Создание шестерёночного
механизма при помощи
программы 3-D моделирования
«Компас-3D »
Выполнен обучающимся 9 «В» класса
Акуловым Даниилом Евгеньевичем
Руководитель проекта – педагог дополнительного образования
Пятницков Сергей Владимирович
2025
Объект исследования : программа «Компас-3D» применительно к созданию шестерней .
Предмет исследования : методы построения моделей шестерней с помощью программы
«Компас-3D» .
Цель исследования : изучить основы
3D-моделирования и работы с программой
«Компас-3D» и воплотить полученные знания в материальных объектах путём печати на 3D- принтере .
- универсальная система автоматизированного проектирования
Разработана российской компанией «Аскон»
с 1989 года на российском рынке
Полностью импортонезависимая система
– базовая САПР для многих отраслей промышленности
Задачи исследования:
- Познакомиться с историей создания шестерней, многообразием видов шестерней
- Изучить программы для 3D-моделирования
- Сконструировать трехмерные модели шестерней и содержащего их механизма с использованием программы «Компас-3D»
- Распечатать шестерёночный механизм на 3D-принтере
- Провести экономическое обоснование на изготовление моделей шестерней и содержащего их механизма с использованием программы «Компас-3D»
Методы исследования:
- Работа с различными источниками информации
- Описание, систематизация материала, анализ, сравнение
- Конструирование
Оснащение и оборудование:
- ноутбук с установленной программой
«Компас-3D»
Теоретическая и практическая
значимость данной работы определяется тем, что 3D-моделирование является эффективным инструментом школьного обучения, способствует развитию межпредметных связей между математикой, геометрией, стереометрией, информатикой.
Созданная модель шестерёночного механизма может использоваться на занятиях по дополнительному образованию в области конструирования и робототехники.
Гипотеза: создание детализированной 3D модели шестереночного механизма с учетом физических свойств
и взаимодействия деталей позволит лучше понять динамику работы механизма и
его применение в различных областях инженерии.
Шестерни –
как основная составляющая зубчатых передач
реечная
цилиндрическая
коническая
червячная
гипоидная
планетарная
Области применения зубчатых передач
- Морское оборудование
- Конвейерные системы
- Зубчатые передачи для электростанций
- Редукторы ветряных турбин
- Автомобильные редукторы
- Сельскохозяйственные зубчатые передачи
- Горнопромышленные редукторы
- Зубчатые колеса с муфтами
Технологическая карта на изготовление элементов модели кристаллической решётки с использованием
программы «Компас-3D»
Деталь/ Параметры
Используемый пластик
Шестерня
(на 1 ед.дет.)
PLA
Шестерня малая
Толщина оболочки детали (мм)
PLA
0,60
Скорость печати
Винт
Процент заполнения
42
(мм/с)
0,60
Основание
PLA
Поддержка
60
42
PLA
Упор
0,60
нет
60
Время печати
42
Вороток
0,60
PLA
32мин 57с
нет
PLA
ИТОГО
60
0,60
42
10мин 7с
0,60
42
нет
60
нет
8мин 33с
60
42
60
2ч 37мин 41с
нет
30мин 51с
нет
31мин 4с
4ч 31м 13с
Экономическое обоснование проекта
С = П + ОТ +Э
№
1
п/п
Наименование детали
Шестерня
2
Кол-во деталей (шт.)
Стоимость пластика в расчете на все детали (руб.)
2
Шестерня малая
3
Стоимость труда по созданию и печати (руб.)
16,8
1
4
Винт
487,04
2,21
Стоимость электроэнергии для печати всех деталей (руб.)
Основание
3
5
114
Себестоимость изделия (руб.)
1,7
4,2
6
1
Упор
0,26
505,54
Вороток
Итого
2
90,17
50,05
116,47
1
0,66
2583,81
17,5
-
8,75
4,05
95,03
507,52
1,58
2637,91
452,01
99,51
526,6
0,8
4234,55
461,56
9,05
4343,11
Заключение
- 3D-технологии применяются во многих сферах жизни и дают большие возможности для воплощения самых смелых идей
- Для 3D- моделирования необходимы обширные знания, колоссальные усилия, творческие способности
- Поставленные задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена
Моя цель: учиться и развиваться в
направлении 3D-моделирования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Герасимов А.И. Самоучитель КОМПАС-3D V23 — Санкт-Петербург: BHV-СПб, 2025. — 672 с.
- Баранова И.В. КОМПАС-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений — М.: ДМК Пресс, 2009. — 272 с.
- Жарков Н.И., Вилькоцкий А.И., Ярошевич О.В. Проектирование в системе КОМПАС: учеб. пособие для студентов технических специальностей — Минск: БГТУ, 2006. — 148 с.
- Сайт фирмы АСКОН. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ascon.ru
- Что такое 3д моделирование, или как мечты превратить в реальность. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://websoftex.ru/3d-modelirovanie-chto-eto-i-dlya-chego-nuzhno/
- [Электронный ресурс] – URL: http://all-flesh.ru/story/3d-modelirovanie-v-21-vek
- [Электронный ресурс] – URL: https://urok.1sept.ru/
- [Электронный ресурс] – URL: https:// 3dtoday.ru/blogs/3Dtool/help-a-lot-of-beginners-repetierhost-first-steps-part-1
- [Электронный ресурс] – URL: https://metall-servise.ru/zubchatye-peredachi-vidy-tipy-klassifikatsiya/