Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в процессе обучения шахматам»
Создание ситуации успеха в процессе обучения шахматам
Почему дети теряют интерес к учебе? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к процессу обучения и при помощи чего? Задача учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Сегодня я расскажу о некоторых методах и приёмах формирования ситуации успеха в процессе обучения шахматам.
1. Настроение
С каким настроением начат урок, с таким и продолжится.
Первые занятия и начало занятия, особенно в первом классе, носит развлекательную форму.
2. Снятие страха
- Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
- «Мы будем не просто играть в шахматы, а учиться играть и выигрывать».
- «Мы все будем стараться и тогда всё получится».
3.Авансирование успешного результата
- Выражение учителем твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.
- "У тебя обязательно получится".
- "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
4. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
- Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
- "Выполняя задание, не забудьте о..."
- «Возможно, лучше всего начать с...»
- «Подумай еще немного, возможно, ты что-то упустил»
5. Внесение мотива.
- Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
- "Нам всем нужна твоя помощь..."
- «Покажи всем, как нужно выполнить это задание, мы знаем, что ты справишься...»
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
- Побуждает к выполнению конкретных действий.
- "Нам уже не терпится начать работу..."
- "Нам очень хочется поскорее увидеть, как ты решил эту задачу..."
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть нежелание заниматься шахматами и пассивность. Вместе с этим мы часто сталкиваемся с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован, потому что он много знает (возможно, с ним занимаются шахматами дома или он посещал секцию), перестает прилагать усилия, пускает все на самотек.
Прием «Автор»
Прием автор позволяет детям самостоятельно понимать и усваивать информацию
- Если бы ты был автором учебника/учителем, как бы ты объяснил ученикам эту тему? Попробуй выйти к доске, рассказать и показать.
- Если бы ты был художником-иллюстратором, как бы ты проиллюстрировал эту тему? И т. д.
Подготовка заданий
При подготовке заданий необходимо использовать такие приёмы, как:
- Сдвоенные задания (первое подготавливает к выполнению второго — более сложного задания)
- Выбор сложности заданий самими учащимися
- Выбор учащимися вида работы (индивидуальный, парный, групповой)
Факторы успеха
- Вера в собственные способности
- Прилагаемые усилия
- Помощь других
- Сложность задачи
- Удача
Дети не могут знать, сколько помощи им понадобится от других, как трудна будет задача или, например, повезет ли им. Нужно дать понять им, что два первых фактора — самые главные составляющие успеха (вера в собственные способности и приложение усилий).
Раз за разом анализируя прошлые успехи детей, мы поможем поверить им в свои силы, поддержим их попытки добиться новых успехов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!