СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуаций успеха на уроках биологии как одно из условий реализации системно–деятельностного подхода

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные задачи современной школы - раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуаций успеха на уроках биологии как одно из условий реализации системно–деятельностного подхода»

Создание ситуаций успеха на уроках биологии как одно из условий реализации системно–деятельностного подхода

Главные задачи современной школы - раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Переживание учеником ситуации успеха:

· повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,

· позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

· стимулирует к высокой результативности труда;

· корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

· развивает инициативность, креативность, активность;

· поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.

На своих уроках я пользуюсь различными психолого-педагогическими приемами. Расскажу о некоторых из них.

Урок я начинаю с приема «Настроение». Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. С улыбкой спокойным голосом я приветствую учащихся.

- Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.- Я рада всех вас видеть! Садитесь.

Следующий прием - «Эмоциональное поглаживание». Я с легкостью раздаю комплименты. За один урок говорю много раз «молодец», «умница» и «Ребятки, я горжусь вами

Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу- это и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием.

В подходе к слабому, неуспевающему ученику прямо или косвенно, т.е. своим отношением, определенными поступками, выражаю уверенность в его возможности заниматься лучше, используя прием «Ожидание лучших результатов». Большую роль играет оценка учителем возможностей ученика. В приеме «Ожидание лучших результатов» проявляется уважение учителя к личности ученика.

- С этим заданием, я уверена, ты справишься хорошо.

- У тебя все получится.

Слова учителя воодушевляют учащегося, помогают поверить в собственные силы. Также данный прием содействует изменению низкой самооценке школьника.

Один из важных приемов - это «Отсроченная отметка». Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не стоит путать оценку с отметкой. Отметка - зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

- С этими заданиями ты справился хорошо, а вот здесь у тебя не получилось. Давай подумаем вместе, почему так произошло?

Апелляция к жизненному опыту детей используется мною как один из приемов создания ситуаций успеха на уроках. Прием заключается в том, что я обсуждаю с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

На уроках в 9 классе при решении задач по генетике я использую конкретные жизненные примеры. Например, вызываю к доске ученика с карими глазами (кудрявыми волосами) и предлагаю выяснить, почему его глаза карие, как у мамы, а не голубые, как у папы. Также на этих уроках мы выясняем, какие получатся котята при скрещивании темной кошки Светы и светлого кота Димы. Почему у мамы Вики вторая группа крови, у папы третья, а у самой Вики - первая.

Важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

Прием «Обмен ролями» дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Этот прием используется мною при изучении в 8 классе тем, связанных с заболеваниями и их профилактикой лечения. Здесь учащиеся пробуют себя в различных ролях: врачей, пациентов, случайных прохожих, диетологов, экологов и т.д.

Секрет приема «Эврика» прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества»То есть я создаю условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

Один из способов этого приема - это создание проблемной ситуации. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

При изучении темы «Фотосинтез» в 6 классе я рассказываю об опытах Джозефа Пристли над мышкой под колпаком, где она погибает, и под колпаком с растением - остаются жива. Озвучиваю вытекающий отсюда вопрос: почему и как это происходит. На следующем уроке при изучении темы «Дыхание растений» я начинаю урок с рассказа о тех же опытах, которые проводил Пристли, но пасмурным вечером при свечах. При проведении этих опытов мышка погибала в любом случае. Все тот же проблемный вопрос: почему?

Не много слов о, наверное самом любимом учениками, приеме под названием «Умышленная ошибка». Излагая материал, я умышленно допускаю какую-то ошибку и, сделав паузу или со словами: «Что-то здесь не так», жду кого-нибудь, кто обнаружил эту ошибку. Весь класс включается в поиск. Но это не главное, главное - дальше ребята будут слушать еще внимательнее, стараясь не пропустить очередную «ошибку». Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Каков же алгоритм создания ситуации успеха на уроке?

1. Благоприятный психологический фон. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справится с поставленной перед ним задачей.

- Я очень рада нашей встрече и должна сказать, что сегодня у нас особенный день, поскольку нам предстоит интересная работа и каждый из вас сможет сделать для себя небольшое научное открытие…

2. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

- Это просто, легко, ты ничего не теряешь.

- Давай попробуем, не получится - поищем другой способ.

3. Авансирование успешного результата. Помогает мне выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

- У вас обязательно получится.

- Я даже не сомневаюсь в успешном результате.

4. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания:

- Возможно, лучше всего начать с…

- Выполняя работу, не забудьте о…

5. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

- Без этого мы не сможем двинуться дальше…

- Наше дело зависит от твоей работы…

6. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

- Только у тебя и может получиться…

- Именно ты способен это сделать…

7. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

- Ты начни - у тебя получится…

- Вот эта часть у тебя замечательна…

8. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

- Тебе особенно удалось то объяснение.

- Больше всего мне в твоей работе понравилось…

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!