СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуации успеха на занятиях ДПИ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Создание успеха на занятиях ДПИ".

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на занятиях ДПИ»

 ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» Кафедра психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.  Итоговая выпускная работа «Создание ситуации успеха на занятиях ДПИ  как средство развития учащихся»  Подготовил слушатель курсов Бакулина Ю.А. педагог дополнительного образования   Тула 2016 год.

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

Кафедра психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

Итоговая выпускная работа

«Создание ситуации успеха на занятиях ДПИ

как средство развития учащихся»

Подготовил слушатель курсов

Бакулина Ю.А.

педагог дополнительного образования

Тула 2016 год.

 Дом детского творчества, как никакое другое учреждение, способен предоставить ребёнку чувства радости эмоционального подъёма от сознания выполненной работы, достигнутого успеха в глазах сверстников.  Здесь ребёнок получает дополнительные возможности для своего развития благодаря новому окружению, условиям и возможностям.

Дом детского творчества, как никакое другое учреждение, способен предоставить ребёнку чувства радости эмоционального подъёма от сознания выполненной работы, достигнутого успеха в глазах сверстников.

Здесь ребёнок получает дополнительные возможности для своего развития благодаря новому окружению, условиям и возможностям.

 На занятиях ДПИ создан особый стиль взаимоотношений педагогов и детей, что, несомненно, стимулирует включение ребёнка в творческую деятельность. Педагоги стремятся на своих занятиях создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Подбирают приёмы и методы для активной деятельности учащегося, которые расширяют его возможности , воздействуют на эмоционально – волевую и интеллектуальную сферы личности.

На занятиях ДПИ создан особый стиль взаимоотношений педагогов и детей, что, несомненно, стимулирует включение ребёнка в творческую деятельность. Педагоги стремятся на своих занятиях создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Подбирают приёмы и методы для активной деятельности учащегося, которые расширяют его возможности , воздействуют на эмоционально – волевую и интеллектуальную сферы личности.

 Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Ситуации успеха могут быть разных видов:  Предвосхищаемый успех.    В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Если педагог заметит и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Дети, убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, готовы винить кого угодно, только не себя.

Ситуации успеха могут быть разных видов:

Предвосхищаемый успех.  

В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Если педагог заметит и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Дети, убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, готовы винить кого угодно, только не себя.

 Констатируемый успех.    Педагог фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он создал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Констатируемый успех.  

Педагог фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он создал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

 Обобщающий успех.   Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны. – это благо, потому что состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности,  успокоиться.

Обобщающий успех.

  Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны. – это благо, потому что состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности,  успокоиться.

Создание успеха для каждого ребенка необходимо, потому что: - переживание успеха внушает ребёнку уверенность в собственных силах («если я этого добился в объединении, то, приложив усилия, я смогу сделать и дома»); - у ребенка появляется желание вновь достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха, признание сверстников; - положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Создание успеха для каждого ребенка необходимо, потому что:

- переживание успеха внушает ребёнку уверенность в собственных силах («если я этого добился в объединении, то, приложив усилия, я смогу сделать и дома»);

- у ребенка появляется желание вновь достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха, признание сверстников;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

 Творческое объединение ДПИ объединяет различные направления: роспись по дереву, сувенир, игрушка-сувенир, изобразительная деятельность, мягкая игрушка, лепка, оригами, ткачество, бисероплетение. Каждое направление имеет оборудованное помещение для занятий, полностью обеспечивается материалами для работы детей, имеет необходимую научно-методическую базу.

Творческое объединение ДПИ объединяет различные направления: роспись по дереву, сувенир, игрушка-сувенир, изобразительная деятельность, мягкая игрушка, лепка, оригами, ткачество, бисероплетение. Каждое направление имеет оборудованное помещение для занятий, полностью обеспечивается материалами для работы детей, имеет необходимую научно-методическую базу.

 Диагностика показала, что занятия в объединении по интересам дают большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Они способствуют формированию положительной мотивации к творческой деятельности, развивают желание сделать что-то своими руками, широту интересов и любознательность.

Диагностика показала, что занятия в объединении по интересам дают большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Они способствуют формированию положительной мотивации к творческой деятельности, развивают желание сделать что-то своими руками, широту интересов и любознательность.

 Чтобы в полной мере овладеть технологией создания ситуации успеха, педагогу необходимо знать и этапы развития ситуации успеха. Вот такой алгоритм представлен в книге А.С. Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?»

Чтобы в полной мере овладеть технологией создания ситуации успеха, педагогу необходимо знать и этапы развития ситуации успеха. Вот такой алгоритм представлен в книге А.С. Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?»

1.Мотивационный этап,   или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.

1.Мотивационный этап,

  или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.

2. Организационный этап,   или обеспечение деятельности. Задача  педагога – обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.

2. Организационный этап, 

или обеспечение деятельности. Задача  педагога – обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.

 Методами решения задачи будут:          Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);          Содержательный контроль (консультации по содержанию);          Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся

Методами решения задачи будут:

         Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);

         Содержательный контроль (консультации по содержанию);

         Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся

3. Результативный этап ,   или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

3. Результативный этап ,

  или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Педагоги, работая с детьми, ставят следующие задачи:    - Воспитание чувства гражданственности и любви к родному краю посредством изучения народного творчества, возрождения и развития национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов;

Педагоги, работая с детьми, ставят следующие задачи:

- Воспитание чувства гражданственности и любви к родному краю посредством изучения народного творчества, возрождения и развития национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов;

 - Реабилитация ребёнка в системе дополнительного образования, представляющей собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитания, обучения и творческого развития личности ребёнка;

- Реабилитация ребёнка в системе дополнительного образования, представляющей собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитания, обучения и творческого развития личности ребёнка;

 - Создание клубной атмосферы деятельности, характеризующейся доброжелательностью, взаимным интересом единомышленников, партнёрскими отношениями педагога и воспитанника;

- Создание клубной атмосферы деятельности, характеризующейся доброжелательностью, взаимным интересом единомышленников, партнёрскими отношениями педагога и воспитанника;

 - Организация воспитательного процесса таким образом, чтобы, наряду с получением знаний и способов работы с тем или иным материалом, ребёнок развивает качества, необходимые ему для благополучной жизни в нынешних социально-экономических условиях;

- Организация воспитательного процесса таким образом, чтобы, наряду с получением знаний и способов работы с тем или иным материалом, ребёнок развивает качества, необходимые ему для благополучной жизни в нынешних социально-экономических условиях;

 - Воспитание положительного отношения к людям, к самому себе, окружающему миру, умение радоваться и сопереживать успеху других.  Теперь рассмотрим более подробно систему деятельности педагогов творческого объединения ДПИ.

- Воспитание положительного отношения к людям, к самому себе, окружающему миру, умение радоваться и сопереживать успеху других.

Теперь рассмотрим более подробно систему деятельности педагогов творческого объединения ДПИ.

Система деятельности педагога, направленная на достижение успеха воспитанником   Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 1. Мотивация ребёнка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности. 1. Мотивация ребёнка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности. Экскурсии в музеи, выставки работ педагогов и ребят, рекламный видеофильм, вечер знакомств. Экскурсии в музеи, выставки работ педагогов и ребят, рекламный видеофильм, вечер знакомств. Формирование желания заниматься понравившимися видом деятельности. Формирование желания заниматься понравившимися видом деятельности.

Система деятельности педагога, направленная на достижение успеха воспитанником

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 1. Мотивация ребёнка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.
  • 1. Мотивация ребёнка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.
  • Экскурсии в музеи, выставки работ педагогов и ребят, рекламный видеофильм, вечер знакомств.
  • Экскурсии в музеи, выставки работ педагогов и ребят, рекламный видеофильм, вечер знакомств.
  • Формирование желания заниматься понравившимися видом деятельности.
  • Формирование желания заниматься понравившимися видом деятельности.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 2. Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений ребёнка. 2. Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений ребёнка. Входные анкеты, тесты, викторины, игровые тренинги и упражнения на творчество, на владение рабочими инструментами, беседы с обучающимися о культуре своего региона. Входные анкеты, тесты, викторины, игровые тренинги и упражнения на творчество, на владение рабочими инструментами, беседы с обучающимися о культуре своего региона. Снятие страха перед предстоящей деятельностью, освобождение от зажатости воспитанника, вхождение его в мир народной культуры. Снятие страха перед предстоящей деятельностью, освобождение от зажатости воспитанника, вхождение его в мир народной культуры.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 2. Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений ребёнка.
  • 2. Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений ребёнка.
  • Входные анкеты, тесты, викторины, игровые тренинги и упражнения на творчество, на владение рабочими инструментами, беседы с обучающимися о культуре своего региона.
  • Входные анкеты, тесты, викторины, игровые тренинги и упражнения на творчество, на владение рабочими инструментами, беседы с обучающимися о культуре своего региона.
  • Снятие страха перед предстоящей деятельностью, освобождение от зажатости воспитанника, вхождение его в мир народной культуры.
  • Снятие страха перед предстоящей деятельностью, освобождение от зажатости воспитанника, вхождение его в мир народной культуры.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 3. Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса. 3. Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса. Демонстрация воспитанникам готовых изделий – образцов, их использование в быту, повседневной жизни. Демонстрация воспитанникам готовых изделий – образцов, их использование в быту, повседневной жизни. Выстраивание перспективы деятельности ребёнка в объединении, корректировка учебной программы с учётом возрастного состава обучающихся. Выстраивание перспективы деятельности ребёнка в объединении, корректировка учебной программы с учётом возрастного состава обучающихся.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 3. Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса.
  • 3. Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса.
  • Демонстрация воспитанникам готовых изделий – образцов, их использование в быту, повседневной жизни.
  • Демонстрация воспитанникам готовых изделий – образцов, их использование в быту, повседневной жизни.
  • Выстраивание перспективы деятельности ребёнка в объединении, корректировка учебной программы с учётом возрастного состава обучающихся.
  • Выстраивание перспективы деятельности ребёнка в объединении, корректировка учебной программы с учётом возрастного состава обучающихся.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 4. Определение содержания учебно-воспитательного процесса. 4. Определение содержания учебно-воспитательного процесса. Составление технологических карт изготовления изделий совместно с обучающимся, инструктаж педагога с опорой на культурные достижения. Составление технологических карт изготовления изделий совместно с обучающимся, инструктаж педагога с опорой на культурные достижения. Создание воспитаннику ситуации успеха. Создание воспитаннику ситуации успеха.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 4. Определение содержания учебно-воспитательного процесса.
  • 4. Определение содержания учебно-воспитательного процесса.
  • Составление технологических карт изготовления изделий совместно с обучающимся, инструктаж педагога с опорой на культурные достижения.
  • Составление технологических карт изготовления изделий совместно с обучающимся, инструктаж педагога с опорой на культурные достижения.
  • Создание воспитаннику ситуации успеха.
  • Создание воспитаннику ситуации успеха.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 5. Постановка воспитательных задач. 5. Постановка воспитательных задач. Педагогическая инструментовка деятельности (поощрение). Педагогическая инструментовка деятельности (поощрение). Самоопределение ребёнка и педагога в предстоящей деятельности. Самоопределение ребёнка и педагога в предстоящей деятельности.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 5. Постановка воспитательных задач.
  • 5. Постановка воспитательных задач.
  • Педагогическая инструментовка деятельности (поощрение).
  • Педагогическая инструментовка деятельности (поощрение).
  • Самоопределение ребёнка и педагога в предстоящей деятельности.
  • Самоопределение ребёнка и педагога в предстоящей деятельности.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 6. Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном процессе. 6. Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Составление плана работы объединения вместе с обучающимися, выбор форм взаимодействия с другими объединениями и способов представления результатов деятельности конкретного объединения. Составление плана работы объединения вместе с обучающимися, выбор форм взаимодействия с другими объединениями и способов представления результатов деятельности конкретного объединения. Осознание подростком себя как члена большой мастерской, определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности. Осознание подростком себя как члена большой мастерской, определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 6. Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
  • 6. Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
  • Составление плана работы объединения вместе с обучающимися, выбор форм взаимодействия с другими объединениями и способов представления результатов деятельности конкретного объединения.
  • Составление плана работы объединения вместе с обучающимися, выбор форм взаимодействия с другими объединениями и способов представления результатов деятельности конкретного объединения.
  • Осознание подростком себя как члена большой мастерской, определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности.
  • Осознание подростком себя как члена большой мастерской, определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 7. Выбор воспитательных форм и методов 7. Выбор воспитательных форм и методов Скрытая помощь обучающемуся педагогом и детьми – «коллегами по объединению», одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали. Скрытая помощь обучающемуся педагогом и детьми – «коллегами по объединению», одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали. Укрепление уверенности воспитанника в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживать и сочувствовать другому. Укрепление уверенности воспитанника в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживать и сочувствовать другому.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 7. Выбор воспитательных форм и методов
  • 7. Выбор воспитательных форм и методов
  • Скрытая помощь обучающемуся педагогом и детьми – «коллегами по объединению», одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали.
  • Скрытая помощь обучающемуся педагогом и детьми – «коллегами по объединению», одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали.
  • Укрепление уверенности воспитанника в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживать и сочувствовать другому.
  • Укрепление уверенности воспитанника в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживать и сочувствовать другому.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 8. Организация и проведение учебно-воспитательных занятий.
  • 8. Организация и проведение учебно-воспитательных занятий.
  • Педагогическая оценка процесса деятельности ребёнка (интонация, пластика, мимика, совет, намёк, условное требование в игровом оформлении). Постоянное усложнение и повышение требовательности к подростку в ходе совместной деятельности. Перенос внимания обучающегося на социально значимый результат.
  • Педагогическая оценка процесса деятельности ребёнка (интонация, пластика, мимика, совет, намёк, условное требование в игровом оформлении). Постоянное усложнение и повышение требовательности к подростку в ходе совместной деятельности. Перенос внимания обучающегося на социально значимый результат.
  • Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания ребёнка. Укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребёнка на желание творить добро «просто так». Развитие творческой активности подростка (желание творить, искать новое, создавать необычные творческие работы,). Развитие коммуникативных и организаторских способностей ребёнка.
  • Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания ребёнка. Укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребёнка на желание творить добро «просто так». Развитие творческой активности подростка (желание творить, искать новое, создавать необычные творческие работы,). Развитие коммуникативных и организаторских способностей ребёнка.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 9. Организация и проведение общего итогового дела. 9. Организация и проведение общего итогового дела. Ярмарка народных умельцев, путешествие по народным промыслам, «город мастеров», выставки, открытые занятия. Ярмарка народных умельцев, путешествие по народным промыслам, «город мастеров», выставки, открытые занятия. Самоопределение ребёнка в выборе роли в общем деле (генератор идей, мастер, активный участник, активный зритель, пропагандист, демонстратор) в целях наивысшей самореализации и достижения успеха. Самоопределение ребёнка в выборе роли в общем деле (генератор идей, мастер, активный участник, активный зритель, пропагандист, демонстратор) в целях наивысшей самореализации и достижения успеха.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 9. Организация и проведение общего итогового дела.
  • 9. Организация и проведение общего итогового дела.
  • Ярмарка народных умельцев, путешествие по народным промыслам, «город мастеров», выставки, открытые занятия.
  • Ярмарка народных умельцев, путешествие по народным промыслам, «город мастеров», выставки, открытые занятия.
  • Самоопределение ребёнка в выборе роли в общем деле (генератор идей, мастер, активный участник, активный зритель, пропагандист, демонстратор) в целях наивысшей самореализации и достижения успеха.
  • Самоопределение ребёнка в выборе роли в общем деле (генератор идей, мастер, активный участник, активный зритель, пропагандист, демонстратор) в целях наивысшей самореализации и достижения успеха.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат 10. Анализ и оценка результатов воспитательной деятельности. 10. Анализ и оценка результатов воспитательной деятельности. Подведение итогов с детьми, выдача грамот, дипломов, фотографирование авторов лучших работ, благодарственные письма родителям. Подведение итогов с детьми, выдача грамот, дипломов, фотографирование авторов лучших работ, благодарственные письма родителям. Закрепление позитивных качеств обучающегося, нацеленность его на дальнейшее занятие. Закрепление позитивных качеств обучающегося, нацеленность его на дальнейшее занятие.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • 10. Анализ и оценка результатов воспитательной деятельности.
  • 10. Анализ и оценка результатов воспитательной деятельности.
  • Подведение итогов с детьми, выдача грамот, дипломов, фотографирование авторов лучших работ, благодарственные письма родителям.
  • Подведение итогов с детьми, выдача грамот, дипломов, фотографирование авторов лучших работ, благодарственные письма родителям.
  • Закрепление позитивных качеств обучающегося, нацеленность его на дальнейшее занятие.
  • Закрепление позитивных качеств обучающегося, нацеленность его на дальнейшее занятие.
Наименование действия Используемые приёмы и средства Предполагаемый результат Анализ педагогом собственной деятельности, корректировка образовательных программ. Анализ педагогом собственной деятельности, корректировка образовательных программ. Рост профессионального мастерства педагога. Рост профессионального мастерства педагога. 11. Коррекция воспитательного процесса. 11. Коррекция воспитательного процесса.

Наименование действия

Используемые приёмы и средства

Предполагаемый результат

  • Анализ педагогом собственной деятельности, корректировка образовательных программ.
  • Анализ педагогом собственной деятельности, корректировка образовательных программ.
  • Рост профессионального мастерства педагога.
  • Рост профессионального мастерства педагога.
  • 11. Коррекция воспитательного процесса.
  • 11. Коррекция воспитательного процесса.
Наиболее важными показателями эффективности данной системы работы являются    для педагога : умение помочь обучающемуся раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие; умение перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его, мотивировать на успех; умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту, конкретному воспитаннику; умение оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне; умение разбить на этапы продигностировать каждый из них: «вход», «промежуток» и «выход» совместной деятельности педагога и ребёнка; желание педагогов работать в поисковом режиме и стремление к повышению профессионального мастерства.

Наиболее важными показателями эффективности данной системы работы являются

для педагога :

умение помочь обучающемуся раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;

умение перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его, мотивировать на успех;

умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту, конкретному воспитаннику;

умение оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне;

умение разбить на этапы продигностировать каждый из них: «вход», «промежуток» и «выход» совместной деятельности педагога и ребёнка;

желание педагогов работать в поисковом режиме и стремление к повышению профессионального мастерства.

 Для обучающегося : освоение навыков мотивации и целеполагания для достижения успеха; состояние благоприятного психологического климата в объединении, получение удовольствия от общения и совместной деятельности с единомышленниками; познавательная деятельность, направленная на достижение успеха, адекватная самооценка; обогащение личностного и социального опыта.    

Для обучающегося :

освоение навыков мотивации и целеполагания для достижения успеха;

состояние благоприятного психологического климата в объединении, получение удовольствия от общения и совместной деятельности с единомышленниками;

познавательная деятельность, направленная на достижение успеха, адекватная самооценка;

обогащение личностного и социального опыта.

 

 

Важно, чтобы педагоги сознательно подходили к выбору типа успеха. Для этого необходимо знать классификацию ситуации успеха:    «Сбывшаяся радость» -  достижение воспитанником успеха. Соответствующего его ожиданию (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью). Задача педагога – показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.

Важно, чтобы педагоги сознательно подходили к выбору типа успеха. Для этого необходимо знать классификацию ситуации успеха:

«Сбывшаяся радость» -  достижение воспитанником успеха. Соответствующего его ожиданию (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью). Задача педагога – показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.

 «Неожиданная радость» -  достижение результатов, превышающих ожидания учащегося (типично для детей с традиционно невысокими показателями и возможностями). Задача педагога: убеждать учащегося в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания.  «Общая радость» -  одобрение всем коллективом учащегося со скромными способностями; эмоциональная радость ученика от всеобщего одобрения.

«Неожиданная радость» -  достижение результатов, превышающих ожидания учащегося (типично для детей с традиционно невысокими показателями и возможностями). Задача педагога: убеждать учащегося в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания.

«Общая радость» -  одобрение всем коллективом учащегося со скромными способностями; эмоциональная радость ученика от всеобщего одобрения.

 «Семейная радость» -  разновидность «Общей радости». Это результат активного включения членов семьи в учебную деятельность ребенка.  «Радость познания» -  чувство редко испытываемое учащимися от самого процесса познания. Закрепление этого состояния путем поддержания интереса, постановки сложных задач; следует одобрять, вдохновлять на углубленное изучение конкретной проблемы.  «Мнимый успех» -  удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи; заниженный уровень притязаний, устойчивое неверие в свои силы.

«Семейная радость» -  разновидность «Общей радости». Это результат активного включения членов семьи в учебную деятельность ребенка.

«Радость познания» -  чувство редко испытываемое учащимися от самого процесса познания. Закрепление этого состояния путем поддержания интереса, постановки сложных задач; следует одобрять, вдохновлять на углубленное изучение конкретной проблемы.

«Мнимый успех» -  удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи; заниженный уровень притязаний, устойчивое неверие в свои силы.

 «Опасный успех» -  разновидность мнимого успеха: учащийся удовлетворен своими достижениями по трем возможным причинам:  1)      не хочет выделяться на фоне общей низкой активности коллектива, пассивного педагогического состава;  2)      не хочет терять дружбу с «представителями оппозиции» коллектива;  3)      достижение успеха путем использования шпаргалок, подсказывания, списывания, подкупа и т.д.

«Опасный успех» -  разновидность мнимого успеха: учащийся удовлетворен своими достижениями по трем возможным причинам:

1)      не хочет выделяться на фоне общей низкой активности коллектива, пассивного педагогического состава;

2)      не хочет терять дружбу с «представителями оппозиции» коллектива;

3)      достижение успеха путем использования шпаргалок, подсказывания, списывания, подкупа и т.д.

Список литературы:

1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997.

3.  Бодина Е.А., Ащеулова К.В. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. М.: Школьная Пресса, 2000.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.

5. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008

6. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития:учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010.

7. Народное искусство и детское творчество, Грибовская А.А.  М.: Просвещение, 2006.

8. Развитие творческого потенциала личности школьника /Вопросы психологии. 1996. № 3.

9. Социально-педагогические условия создания ситуации успеха, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков// Ж-л Лучшие страницы педагогической прессы. №4, 2001

10.  Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. 1981.

11. 9Целищева Н. Ситуация успеха для каждого учителя // Народное образование. 2000.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat  http://www.dissercat.com/content/sozdanie-situatsii-uspekha-v-uchebnoi-deyatelnosti-podrostkov#ixzz454Ps1TI3