Создание ситуации успеха обучающегося на уроке
Цель: создание ситуации успеха обучающегося на уроке как одно из условий мотивации к обучению.
Задачи:
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха обучающихся на уроке.
2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности обучающихся.
3. Создать банк данных по проблеме.
4. Пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме.
5. Развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества
Успех в учении – единственный источник внутренних сил,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В.А.Сухомлинский
Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием обучающихся идти на учебу, выполнять требования преподавателей. Какую роль играет при этом педагог? Может ли он сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу и при помощи чего?
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Уважаемые коллеги, каждый из Вас по многу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством. Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.
Итак, поведение человека в течение всей его жизни характеризуется наличием мотивов.
Мотивы - это побуждение человека к деятельности, то, ради чего она совершается, это то, что принадлежит самому субъекту поведения и является его устойчивым личностным свойством. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, увлечения и эмоции, установки и идеалы. Мотивационная сфера во многом определяет отношение человека к труду вообще и к конкретному виду деятельности в частности.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к намеченной цели, а так же факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием. Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний. Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами: эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.
Сегодня мы с Вами снова возвращаемся к теме педагогического общения, так как коммуникативная компетентность педагога – один из главных инструментов, владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса.
Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?
“Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися”
А.А. Леонтьев
Критерии продуктивного педагогического общения – это:
Создание благоприятного психологического климата.
Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.
Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа. Однако часто приходится слышать от обучающихся фразы, выражающие негативное отношение к техникуму, к учебе. Ученик, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны преподавателей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Обучающийся приходит в техникум преисполненный желания учиться, так почему же он теряет интерес к учебе? Виновато ли в этом учебное заведение и его методы обучения? Какую роль при этом играет преподаватель? Может ли он сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. (4,142)
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. (3, 23)
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. (2,83)
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. (2,28)
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (1,30)
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. (2,30)
Одной из причин пропадания интереса к учебным занятиям у обучающихся является отсутствие ощущения успеха, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств. Это и недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для ученика ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий обучающимся справиться с поставленной перед ними задачей.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Умение создавать ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение. Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Технологические операции создания ситуаций успеха, которые я применяю в своей работе:
1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Анонсирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает обучающемуся уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. Я заранее предупреждаю обучающихся о предстоящей самостоятельной контрольной работе, о проверке знаний и предварительно обсуждаю то, что должен был сделать ученик: например, составить технологическую карту, прослушать первый вариант ответа, вместе подобрать литературу к выступлению. Чем-то он напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся такая подготовка создает психологическую подготовку на успех, дает уверенность в силах.
3. Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности – помогает обучающемуся избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
4. Внесение мотива – показывает обучающемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий обучающегося в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка деталей работы – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной части. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
В процессе взаимодействия преподаватель формирует у обучающегося положительную « Я-Концепцию». Для этого необходимо:
- видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все дети талантливы»);
-создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба приносила радость;
-понимать причины незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
- помогать обучающимся реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»);
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.
Чтобы создать ситуацию успеха на уроке я применяю различные методы:
1. Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки).
2. Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю.
3. Прием-подсказка (план-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.).
4. Ролевые ситуации («наблюдатель», «эксперт»).
5. Игры на уроках. Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Такие игры необычайно оживляют урок как вид общения. В игре осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.
6. Какую отметку хочешь получить в конце четверти?
7. Предложение всего перечня работ (выбор темы по желанию).
8. Служба 911. Кто не может самостоятельно справиться с заданием, поднимает сигнальный кружок. Тогда обучающиеся, справившиеся с заданием, помогают ему. Такой вид работы помогает воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, развивает чувство взаимопомощи, умение оценивать свои силы и возможности.
9. Анонсирование (репетиция самостоятельной к/работы).
10. Заполни пропуск в информации.
11. Найди ошибку.
12. Подбор заданий нарастающей сложности.
13. Дифференцированная помощь в выполнении заданий одной и той же сложности.
14. Выделение персональной исключительности (персональные задания).
15. Работа в группах. Это одна из эффективных форм организации учебного процесса. Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором обучающийся не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что подростки успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к ним приходит понимание своей значимости: «мои знания и умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у обучающегося вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвертом, только сотрудничая в группе, он учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.
16. Создание портфолио. ПОРТФОЛИО - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся. Он относится к ряду истинных индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию учеников, поощрять их активность и самостоятельность, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Он направлен на сотрудничество учителя и учащихся с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. И как результат – способствует повышению качества образования в целом.
17. «Даю шанс» (исправить оценку или поставить незаслуженную «5»)
В работе педагога главное осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения преподавателя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:
• эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;
• доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);
• перевес положительной оценки над отрицательной;
• понимание душевного состояния ребенка;
• не наказание оценкой, а побуждение к действию;
• хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.
18. Неожиданная радость. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов.
19. «Холодный душ» На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
По мере того как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил обучающихся, рождающим энергию для преодоления трудностей. Они испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Как позитивные моменты можно отметить следующее:
Переживание учеником ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности, стимулирует к высокой результативности труда, корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку, развивает инициативность, креативность, активность, поддерживает в группе благоприятный психологический климат. Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Однако опытные психологи и педагоги предупреждают нас о возможных негативных состояниях, стрессовых ситуациях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс? Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей. Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая. В-третьих, переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми.
Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходим в учении. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.
Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.
Памятка
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Дети счастливых родителей, как правило, бывают счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» – эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом, думается, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли, можно сказать так: «Успех обучающемуся может создать преподаватель, который сам переживает радость успеха». Так, создавая ситуацию успеха для обучающегося, наступит такой момент, когда обучающиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога.
Для того чтобы вы смогли лучше сориентироваться, в игре, мы предлагаем ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали неоконченные предложения.
1. Если я получаю хорошую оценку – это значит, что...
...меня похвалят родители
...я хорошо знаю материал
...учительница будет рада
...у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу
2. Если я получаю плохую отметку – это значит, что...
...у меня испортится настроение
...меня накажут
...учительница будет недовольна
...я расстроюсь
...я буду считаться плохим учеником
...у меня пропадет интерес к учебе
3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...
...меня уважают
...обращают на меня внимание
...меня хвалят
...разговаривают со мной вежливо
...доверяют мне
...чувствуют, когда мне плохо
...называют по имени
...справедливо оценивают каждого
4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...
...у меня испортилось настроение
...меня накажут
...учительница будет недовольна
...я расстроюсь
...я буду считаться плохим учеником
...у меня пропал интерес к предмету
5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...
...меня хвалят
...ставят хорошие оценки
...вызывает меня к доске
...мне помогают
...доброжелательны ко мне
...меня понимают и поддерживают