СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание толкового словаря с картинками к учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой для учащихся 7 класса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе изложена информация о появлении в школах России нового учебного предмета «Русский родной язык», а так же его отличительные характеристики от предмета «Русский язык». В ходе обучения при выполнении заданий ученики столкнулись с проблемой, связанной с незнанием лексического значения слов, поэтому появилась необходимость в создании толкового словаря.

Просмотр содержимого документа
««Создание толкового словаря с картинками к учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой для учащихся 7 класса»»

Канский район

МБОУ «Сотниковская СОШ»



МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП МОЛОДЕЖНОГО ФОРУМА «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СИБИРИ»





Направление: гуманитарное



«Создание толкового словаря с картинками к учебнику «Русский родной язык»

О.М. Александровой для учащихся 7 класса»



К. А.Ю.

МБОУ «Сотниковская СОШ», 7 кл.



Руководитель: Семенова Евгения Михайловна

МБОУ «Сотниковская СОШ», учитель начальных классов












Сотниково, 2022





Тезисы


Тема работы: «Создание толкового словаря с картинками к учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой для учащихся 7 класса».

Цель работы: создать толковый словарь с картинками для учащихся 7 класса – активных пользователей учебника «Русский родной язык» О.М. Александровой.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • провести тестирование одноклассников, чтобы выявить уровень понимания слов;

  • выбрать и систематизировать слова из учебника в словарь;

  • создать словарь с картинками;

способствовать формированию лексического запаса языка.


В данной работе изложена информация о появлении в школах России нового учебного предмета «Русский родной язык», а так же его отличительные характеристики от предмета «Русский язык». В МБОУ «Сотниковская СОШ» данный предмет изучается по учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой. В ходе обучения при выполнении заданий ученики столкнулись с проблемой, связанной с незнанием лексического значения слов, что подтвердилось тестированием в практической части проекта. Испытуемыми послужили обучающиеся 7 «А» класса в количестве 11 человек. На основе данных исследования была выявлена необходимость в создании толкового словаря. Словарем могут пользоваться как ученики, так и учитель, преподающий данный предмет. В дальнейших планах продолжить работу по дополнению словаря.

Список литературы, интернет-ресурсов

  1. Александрова О.М. Русский родной язык. 7 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2021.–112 с.

  2. Алпатов В.М. Языковая политика и родной язык [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2020, № 3(3). С. 117. DOI: 10.37892/2713-29512020-3-3-114-124.

  3. Мартынова М.Ю. К вопросу о родных языках российских школьников // Известия СОИГСИ. 2018. №30 (69). С. 73-82.

  4. Российская газета - Столичный выпуск № 207 «Не просто русский» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/216255493.

  5. Статья "Введение в школах родного русского языка и литературного чтения на родном русском языке: что это, зачем?"/ [Электронный ресурс]. (infourok.ru).




Содержание



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 4

Основная часть………………………………………………………………………................. 6

Историческая справка о введении в школах России предмета «Русский родной язык» …. 6

Отличительные характеристики русского родного языка и «просто» русского языка …….. 7

Практическая часть……………………………………………………………………………. 9

Тестирование одноклассников и анализ результатов ………………………………………. 9

Создание словаря ……………………………………………………………………………… 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….... 11

Список литературы, интернет-ресурсов…………………………….……………………….. 12

Приложение №1 Тест ………………………………………………........................................ 13

Приложение №2 Ответы теста………………………………….……....................................... 14

Приложение №3 Словарь ........................................................................................................... 15

ВВЕДЕНИЕ


         Русский язык — один из величайших языков, на котором разговаривает огромное количество людей. Он настолько велик и разнообразен, что его изучают по всему миру. Многие ученые занимались и занимаются изучением русского языка, который подобно живому организму не стоит на месте, а постоянно развивается и изменяется.

Россия - многонациональное государство, и поэтому русский язык не может быть родным для всех. Но русский язык признаётся государственным языком России Конституцией РФ. Каждый человек, живущий, учащийся, работающий в нашем государстве, является его неотъемлемой частью, ведь он родился в нём или же сделал добровольный выбор в его пользу, уехав из своей родной страны. А значит, каждый человек, живущей в России, должен уважать её традиции, и прежде всего, родной язык.

Актуальность темы. Речь подростков во все времена наполнена самобытным сленгом, который состоит из слов, кажущихся молодежи актуальными, интересными, а также объединяют их в единый коллектив, с одним общим языком. Современное интернет-пространство пестрит словами из нового сленга, в основном это иноязычные фразы. Англицизмы давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но невозможно создать будущее, не помня прошлого, а это значит, чем дальше мы уходим от «сокровищ родного слова», тем больше мы отрываемся от родных корней. А ведь корни языка составляют его основу и  являются сутью и сердцем языка.

А мы молодое поколение вообще русские слова забываем, так как смотрим в компьютеры, в гаджеты, а не в книги.

Совсем недавно в школах по всей России появился новый учебный предмет «Русский родной язык», который помогает современной молодежи проникнуться красотой родного языка, пополнить словарный запас словами родной речи.

В нашей школе данный предмет мы изучаем по учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой. Содержание учебника ориентировано на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Постановка и формулировка проблемы. При выполнении заданий в учебнике «Русский родной язык» я и мои одноклассники столкнулись с проблемой, связанной с незнанием лексического значения слов.

Гипотеза: большинство моих одноклассников не понимают значения некоторых слов из учебника «Русский родной язык».

Считаю, что данная проблема влечет за собой трудности в осознании предмета «Русский родной язык», поэтому решила облегчить жизнь одноклассников и ребят, которые будут учиться в 7 классе, разработав свой «Толковый словарь».

Цель работы: создать толковый словарь с картинками для учащихся 7 класса – активных пользователей учебника «Русский родной язык» О.М. Александровой.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • провести тестирование одноклассников, чтобы выявить уровень понимания слов;

  • выбрать и систематизировать слова из учебника в словарь;

  • создать словарь с картинками;

  • способствовать формированию лексического запаса языка.

Методы исследования: теоретический, коммуникативный, практический.



Основная часть


Историческая справка о введении в школах России предмета

«Русский родной язык»


Язык необходим для создания связи между людьми, для хранения и передачи информации. Он лежит в основе человеческого общения. Освоение какого-то конкретного языка сопряжено с погружением не только в систему знаков, но и в культуру целой нации. Когда у нации есть своё государство, тогда сохранение культурно-языкового наследия является естественным. Однако во многих (если не всех) странах живут несколько наций, чьи языки и культуру также необходимо сохранить. Сегодня в России, как и во многих других государствах, есть национальные школы, преподавание в которых ведется не только на русском, но и другом, родном для той или иной нации, языке. Однако так было не всегда. Языковая политика нашей страны менялась от повсеместного распространения русского языка в Российской империи до поддержания и развития других, нерусских, языков в СССР (№2, С.117). В XXI в. вопрос о статусе родного языка, необходимости его изучения в школе встал очень остро (№5, С.398). Тщательно описываются особенности родных языков, рассматривается проблема их сохранения и существования в многонациональном пространстве (№6, С.787). При этом «создалась парадоксальная ситуация: ущемленными в правах себя считают как сторонники, так и противники изучения национальных языков в школах» (№7, С.77).

В июле 2017 года на  Совете по межнациональным отношениям, который проходил   в столице Марий Эл Йошкар-Оле, Президент России В. В. Путин отметил, что языки народов России – это  «неотъемлемая часть самобытной культуры народов России», изучать которые – гарантированное Конституцией право, право добровольное, и «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского» языка, являющегося  государственным языком, языком  межнационального общения, и который ничем заменить нельзя, ибо он «естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны», и его   «знать должен каждый» (№10).

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подписанного Президентом РФ В.В. Путиным 03 августа 2018 года, предусматривается изучение в школах русского языка не только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской Федерации (№8, №16).

С 1 сентября 2019 года во всех школах России были введены два новых предмета: «родной русский язык» и «литературное чтение на родном русском языке».



Отличительные характеристики русского родного языка и

«просто» русского языка


Преподавание русского языка как родного ведется параллельно с обязательным курсом русского языка. Важно, что время, отведенное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углубленного изучения основного курса «Русский язык». А чем же отличаются эти учебные предметы.

В первом случае мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока. Первый - лингвокультурология. Раздел учебника называется «Русский язык: прошлое и настоящее». Это попытка соотнести язык и культуру - погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), "поиграть" с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени. Данный модуль позволяет пробудить мысли, эмоции по поводу того, каким богатством мы владеем - русским языком.

Второй блок - это нормы речи. Раздел учебника называется «Язык в действии». Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи - все это западающие звенья традиционного курса русского языка (№9). А третий - риторика. «Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов» (№11).

Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе. Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого человека приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно. Раздел учебника называется «Секреты речи и текста».

В отличие от изучения предметной области «Русский язык» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, изучение предметной области «Родной русский язык» должно обеспечить:

— воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

— приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

— обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

— получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров (№3, С. 146).

Таким образом, изучение предметной области «Родной русский язык» актуализирует цели воспитания активной гражданской позиции, патриотизма, любви к родному языку и культуре, популяризация родного языка.





Практическая часть

Тестирование одноклассников и анализ результатов

Для того чтобы выявить понимают ли мои одноклассники значения некоторых слов из учебника «Русский родной язык» был составлен тест «Знаете ли вы значение этих слов?» (Приложение №1, 2). В тестировании принимали участие 11 человек 7 класса МБОУ «Сотниковская СОШ».

Результаты тестирования показали:

Задание 1

Лексическое значение.

7 человек (64%) - не знают значения слова «арапник».

4 человека (36%) - попытались объяснить слово, но записали неверное лексическое значение.

Задание 2

Сопоставление с картинкой.

6 человек (55%) - правильно сопоставили слова с картинками.

5 человек (45%) - допустили ошибки.

Задание 3

Сопоставление определения с его значением.

4 человека (36%) справились с заданием.

7 человек (64%) допустили ошибки.

Задание 4

Чем вы пользуетесь, если Вам непонятно значение какого-либо слова?


А) интернетом (81%) Б) словарём (36%)

В) ни чем (18%) Г) спрашиваю у взрослых (18%)



Самый большой процент ошибочных ответов в задании №1. Можно сказать, что ребята на 100% с ним не справились.

На основании проведенного теста можно сделать вывод. Большинство опрошенных не понимают значения некоторых слов из учебника «Русский родной язык». Чаще пользуются интернетом, а не словарем. В то же время задание на сопоставление с картинками выполняют лучше, чем без них, опираясь на зрительную память.

Таким образом, на основе данных нашего исследования было выявлено, что есть необходимость создать толковый словарь именно с картинками, для учащихся 7 класса – активных пользователей учебника «Русский родной язык» О.М. Александровой.





Создание словаря

Создание своего словаря я начала с составления плана работы.

План.

  1. Поиск и выписывание непонятных слов из учебника.

  2. Работа с информацией по толкованию значения слов.

  3. Расположение слов в словарь по алфавиту.

  4. Подбор необходимых иллюстраций.

  5. Оформление обложки словаря.

В ходе создания словаря  была обработана лексика из учебника «Русский родной язык» О.М. Александровой для учащихся 7 класса.

Производила выписки слов из учебника с непонятным для меня лексическим значением. Слова, которые представлены в словарике, в большей степени, являются устаревшими. Затем из словарей Ожегова С.И. «Толковый словарь русского языка», Ушакова Д.Н. «Толковый словарь современного русского языка», Даля В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» и других словарей мной были выписаны лексические значения непонятных слов. Расположив слова по алфавиту, занесла их в таблицу и подобрала иллюстрации. Таблица состоит из двух колонок: первая колонка «Слово с лексическим значением по словарю», а вторая колонка «Картинка». В завершении работы оформила обложку словаря и распечатала его на цветном принтере.

Таким образом, словарь состоит из 19 страниц формата А4, в нем представлено 85 слов, 25 из которых не имеют картинок.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы, исследуя разные информационные источники, мы узнали, почему в нашей школе появился новый учебный предмет «Русский родной язык», а так же его отличительные характеристики от предмета «Русский язык». Таким образом, курс «Русский родной язык» воспитывает активную гражданскую позицию, патриотизм, любовь к родному языку и культуре. Благодаря этому предмету совершенствуется культура речи, коммуникативные умения обучающихся.

Проведя исследование, мы выяснили, что лишь немногие из моих сверстников могут объяснить значение некоторых слов из учебника «Русский родной язык». То есть выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Чаще ребята пользуются интернетом, а не словарем. Но лексические значения слов в интернете объемны по своему строению и приходится тратить много времени на их толкование. В то же время задание на сопоставление с картинками выполняют лучше, чем без них, опираясь на зрительную память.

Таким образом, на основе данных нашего исследования было выявлено, что есть необходимость создать толковый словарь именно с картинками, для учащихся 7 класса – активных пользователей учебника «Русский родной язык» О.М. Александровой.

Работая со словарями, я поняла, что постоянное обращение к ним повышает культуру речи, расширяет наш кругозор. Проверила себя на знание алфавита, распределяя слова. Подбор иллюстраций был интересным и увлекательным.

В результате проделанной работы я достигла поставленной цели: создала толковый словарь с картинками к учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой для учащихся 7 класса», который состоит из 19 страниц формата А4, в нем представлено 85 слов, 25 из которых не имеют картинок.

Считаю свой проект полезным в обучении. Словарем могут пользоваться как ученики, так и учитель, преподающий данный предмет. В дальнейших планах продолжить работу по дополнению словаря.













Список литературы, интернет-ресурсов

  1. Александрова О.М. Русский родной язык. 7 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2021. – 112 с.: ил.

  2. Алпатов В.М. Языковая политика и родной язык [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2020, № 3(3). С. 117. DOI: 10.37892/2713-29512020-3-3-114-124.

  3. Биткеева А.Н. Родной язык в контексте многонационального государства // Oriental Studies. 2016. №9 (5). С. 146.

  4. Большой толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

  5. Гасанова У.У. Родной язык в поликультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5 (72). С. 398.

  6. Закирьянов К.З. Проблема сохранения родных языков // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. №3. С. 787.

  7. Мартынова М.Ю. К вопросу о родных языках российских школьников // Известия СОИГСИ. 2018. №30 (69). С. 73-82.

  8. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО».

  9. Российская газета - Столичный выпуск № 207 «Не просто русский» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/216255493

  10. Статья "Введение в школах родного русского языка и литературного чтения на родном русском языке: что это, зачем?"/ [Электронный ресурс]. (infourok.ru)

  11. Статья для педагога-организатора на тему "ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА И ЗАЧЕМ ОНА ДЕТЯМ?" (1-4 классы) / [Электронный ресурс]. (infourok.ru)

  12. Толковый словарь В. И. Даль

  13. Толковый словарь С.И. Ожегова.

  14. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

  15. Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой.

  16. Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».








Приложение №1


Тест для одноклассников «Знаете ли вы значение этих слов?»


Задание 1. Объясните значение слова – АРАПНИК.


____________________________________________________________


Задание 2. Сопоставьте слова с картинками.









А) Чело Б) Перст В) Уста

Г) Длань Д) Векша Е) Хутор


Задание 3. Впишите слова в таблицу к их лексическим значениям.


Чардаш, берендейка, просфора.



- это круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.


- это венгерский парный народный танец, характеризующийся медленным, плавным началом, переходящим в стремительную пляску.


- это обтянутая кожей деревянная трубка для содержания и переноски порохового заряда к оружию, которое заряжалось с дула.


Задание 4. Чем вы пользуетесь, если Вам непонятно значение какого-либо слова?


А) интернетом Б) словарём В) ни чем Г) спрашиваю у взрослых




Приложение №2


Ответы теста для одноклассников «Знаете ли вы значение этих слов?»


Задание 1. Объясните значение слова – АРАПНИК.


- это длинная охотничья плеть с короткой рукояткой.


Задание 2. Сопоставьте слова с картинками.


Д

Г

Е

А

Б

В


А) Чело Б) Перст В) Уста

Г) Длань Д) Векша Е) Хутор


Задание 3. Впишите слова в таблицу к их лексическим значениям.


Чардаш, берендейка, просфора.


Просфора

- это круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

Чардаш

- это венгерский парный народный танец, характеризующийся медленным, плавным началом, переходящим в стремительную пляску.

Берендейка

- это обтянутая кожей деревянная трубка для содержания и переноски порохового заряда к оружию, которое заряжалось с дула.


Задание 4. Чем вы пользуетесь, если Вам непонятно значение какого-либо слова?


А) интернетом Б) словарём В) ни чем Г) спрашиваю у взрослых





Приложение №3

А.Ю. Ковальчук


Толковый словарь

с картинками


к учебнику

«Русский родной язык»

О.М. Александровой

для учащихся

7 класса