Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №29 детский сад «Теремок»
Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.
Воспитатель:
Данилова Елена Сергеевна
« Самое лучшее открытие – то, которое ребенок сделал сам.» Ральф У. Эмерсон
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин,
«первый шаг», к началу
какого-нибудь действия.
Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС является: принцип построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального
благополучия ребёнка в детском саду.
ИЦИАТИВНЫЙ РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Может самостоятельно организовать знакомую игру с группой сверстников
Может предложить интересное дело
Умеет спланировать свое свободное время
Может включиться в разговор
Вовлечет в свою деятельность других детей
Заинтересует окружающих
Условия, необходимые для развития инициативы детей
1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды,
разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и
возрастные особенности и интересы детей.
2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать
вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы
самостоятельно.
3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.
Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом. Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность:
- Общение;
- Игра;
- Познавательно-исследовательская деятельность;
- Проектная деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Коммуникативная и другие.
Как же развивать детскую инициативу?
ДАВАТЬ ПРОСТЫЕ ЗАДАНИЯ!
(снимая страх «не справлюсь»)
ДАВАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ!
(где у ребенка есть личный интерес)
ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНИЦИАТИВУ!
(хвалить ребенка)
НАУЧИТЬ ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ
К СОБСТВЕННЫМ ОШИБКАМ!
Для поддержки детской инициативы и самостоятельности педагогу необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником , субъектом социальных отношений.
Спасибо за внимание!