ФГОС дошкольного образования
ознакомительный материал для родителей(законных представителей)
воспитанников МБДОУ №98
– детский сад
Подготовила :
Старший воспитатель
Лисаева Юлия Юрьевна
ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»?
комплекс норм, правил,
требований, которые
устанавливаются на
основе достижений
науки, техники и
передового опыта.
Нормативно - правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Общие положения ФГОС
- Сотрудничество организации с семьей (п. 1.4 принципы ДО)
- Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6 задачи ФГОС)
- Оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимости коррекции нарушений их развития (п. 1.7 основа для разработки ФГОС)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Представляет собой совокупность
требований, обязательных при
реализации основной образовательной
программы дошкольного образования
образовательными учреждениями любой
формы собственности и ведомственной
принадлежности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ «СТАНДАРТ»)
разработан на основе
Конституции Российской
Федерации и законодательства
Российской Федерации с учетом
Конвенции ООН о правах
ребенка
ФГОС НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ:
- повышение социального статуса дошкольного
образования;
- обеспечение государством равенства возможностей
для каждого ребенка в получении качественного
дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и
качества дошкольного образования на основе
единства обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ дошкольного
образования, их структуре и результатам их
освоения;
- сохранение единства образовательного
пространства Российской Федерации относительно
уровня дошкольного образования
СТАНДАРТ НАПРАВЛЕН НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
СТАНДАРТОМ УЧИТЫВАЮТСЯ:
- индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
ЭТИ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
- обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- направлена на решение задач Стандарта.
Стандарт включает в себя требования:
К ПРОГРАММЕ
ЕЁ СТРУКТУРЕ
УСЛОВИЯМ
РЕЗУЛЬТАТАМ
И ОБЪЕМУ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОСВОЕНИЯ
Содержание Программы
должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности и охватывать следующие
структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и
образования детей (далее - образовательные
области)
Образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательно-речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
● характер взаимодействия со взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
Обязательная часть (60 %) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (40 %) составляют выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы
Социально-коммуникативное развитие
- направлено на усвоение норм и ценностей, принятых
в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Познавательное развитие
- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
- включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
- предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
- включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Требования к условиям реализации Программы
развивающая
предметно-пространственная среда
психолого-педагогические условия
материально-технические
условия
кадровые
условия
финансовые
условия
РЕЗУЛЬТАТ - создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды , которая:
● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
● обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
● способствует профессиональному развитию педагогических работников;
● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
● обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.
Требования к психолого-педагогическим условиям
В Организации может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики6 (или мониторинга).
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ, оказания ранней коррекционной помощи
деятельность педагогических работников должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей .
Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей в целях охраны и укрепления их здоровья.
Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Требования к кадровым условиям
Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами (« Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы).
Реализация Программы осуществляется:
1) воспитателями в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Каждая группа должна непрерывно сопровождаться воспитателем или другим педагогом ;
2) иными педагогическими работниками, соответствующие должности для которых устанавливаются Организацией самостоятельно в зависимости от содержания Программы;
3) в создании условий, необходимых для реализации образовательной программы, принимают участие помощники воспитателя и другие работники
Реализация Программы требует от Организации осуществления управления образовательной деятельностью, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учёта, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, необходимого медицинского сопровождения. Для решения этих задач привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников Организации и/или заключаются договора с организациями, предоставляющими соответствующие услуги.
Требования к материально-техническим условиям
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами , в том числе:
● к зданиям (помещениям) и участкам Организации (группы);
● к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции зданий (помещения) Организации (группы);
● к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию;
● к искусственному и естественному освещению образовательных помещений;
● к санитарному состоянию и содержанию помещений;
● к оснащению помещений для качественного питания воспитанников;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) оснащённость помещений для работы медицинского персонала в Организации.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей , а также возможности для уединения .
РППС должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ , используемых в образовательном процессе Организации;
● условия для инклюзивного образования ( в случае его организации);
● учёт национально-культурных, климатических условий , в которых осуществляется образовательный процесс.
РППС Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
Условия реализации Программы должны
обеспечивать полноценное развитие личности
детей во всех основных образовательных
областях, а именно, в сферах:
• социально-коммуникативного
• познавательного
• речевого
• художественно-эстетического
• физического развития
личности детей на фоне их эмоционального
благополучия и положительного отношения к
миру, к себе и к другим людям.
Требования Стандарта к
результатам освоения
Программы представлены
в виде целевых
ориентиров дошкольного
образования
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
социально-нормативные
возрастные
характеристики
возможных достижений
ребенка на этапе
завершения уровня
дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушкам
другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметны
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшим
навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно
подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за
их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам,
рассматриванию картинки, стремится двигаться
под музыку; эмоционально откликается на
различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движения
(бег, лазанье, перешагивание и пр.)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности - игре, общении, познавательно-
исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, и прежде
всего в игре; ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации,
умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он
подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных
видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется причинно-
следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями
о себе, о природном и социальном мире, в котором он
живет; знаком с произведениями детской литературы,
обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребенок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
Целевые ориентиры
Программы выступают
основаниями
преемственности
дошкольного образования
Таким образом Стандарт
ориентирован на становление
личностных характеристик
ребенка к окончанию дошкольного
периода детства
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!