Создание условий для развития потенциальных возможностей обучающихся с РАС
Учитель-олигофренопедагог: Фомина Татьяна Владимировна
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями
здоровья рассматривает образование
детей с расстройствами аутистического
спектра с учетом и в соответствии с их
особыми образовательными
потребностями.
Особые образовательные потребности:
- Визуализация режима дня, правил жизни в школе, расписания и иной важной информации;
- Дозирование объема и сложности учебных заданий;
- Индивидуальная, с опорой на карточки подача заданий;
- Умение видеть изменение состояния ребенка и понимать причину этих изменений.
- Потребность в дозированном и постепенном расширении образовательного пространства;
- Дозировании введения в жизнь новизны и трудностей;
- Учет темпа и работоспособности ребенка;
Возможно ребенку потребуется:
- Особые условия питания в ОО;
- Обучение навыкам альтернативной коммуникации;
- Использование отдельных приемов поведенческой терапии;
- Наблюдение психиатра(в случае тяжелых нарушений поведения).
ФЗ от 29.12.2012 №273 «об образовании в РФ»
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
Пункт 3. Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем
Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Специальные образовательные условия:
- Рекомендуемая образовательная программа;
- Организация и режим обучения;
- Потребность в специалисте сопровождения –
ассистенте/помощнике/тьюторе;
- Необходимые средовые условия «под» ребенка;
- Необходимое дидактическое обеспечение;
Дополнительно выделяются особые условия:
• Направления коррекционной работы специалистов сопровождения в ОО, вне ОО;
• Наблюдение специалистов вне ОО, в частности в организациях иных ведомств;
• Иные специальные условия
Специальные образовательные условия:
- Особый стиль учебного взаимодействия, с четко очерченными границами коммуникаций и
поведения.
- Специальная работа по осмыслению происходящего с ребенком в школе, по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком;
- Специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков учебного взаимодействия;
- Специальная организация учебной среды - четкой и упорядоченной временно-пространственной ее структуры;
Структура СИПР включает:
- пояснительная записка (общие сведения о ребёнке);
- характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
- индивидуальный учебный план;
- содержание образования в условиях организации и семьи;
- условия реализации потребности в уходе и присмотре;
- перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
- перечень возможных задач, мероприятий и форм
- сотрудничества организации и семьи обучающегося;
- перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов;
- средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Методы обучения для успешного освоения учебных программ
Арт-терапия
Песочная терапия
Сказкотерапия
Кукольный театр
Глобальное чтение
Использование пиктограмм