СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для социализации и адаптации детей с нарушением слуха (на примере гбоу скоши i-ii вида)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для социализации и адаптации детей с нарушением слуха (на примере гбоу скоши i-ii вида)»

УДК 376

ББК 74,3

Соктуева А.Д-Н.

Бальжиева М.В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»,

г.Улан-Удэ, РФ

e-mail: [email protected]


Soktueva A. D-N.

Balzhieva M. V.

State budget educational institution "Special (correctional) General education boarding school type I-II»,

Ulan-Ude, Russian Federation

e-mail: [email protected]


СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

(НА ПРИМЕРЕ ГБОУ СКОШИ I-II ВИДА)

CREATING CONDITIONS FOR SOCIALIZATION AND ADAPTATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

(ON THE EXAMPLE OF GBOU SKOSHI I-II TYPE)

[email protected]

В статье рассматривается вопрос социализация и адаптация в общество детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху на примере ГБОУ СКОШИ I-II вида г.Улан-Удэ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху, системы специального (коррекционного) образования, опыт работы коллектива СКОШИ I-II, интеграции основного и дополнительного образования, полноценное личностное развитие, социальные и культурные формы, ситуация успеха, личностное саморазвитие, профессионального самоопределения

The article deals with the issue of socialization and adaptation to society of children with hearing disabilities on the example of the SKOSHI I-II type of the city of Ulan-Ude.

Keywords: children with hearing disabilities, special (correctional) education systems, work experience of the SKOSHI I-II team, integration of basic and additional education, full-fledged personal development, social and cultural forms, the situation of success, personal self-development, professional self-determination

Социализация и адаптация в общество детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху заключается в том, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

На современном этапе социально-экономических преобразований общества актуализируется проблема совершенствования существующей системы специального (коррекционного) образования, т.е. поиск путей перехода её на более качественный уровень.

Педагогический коллектив Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I-II вида (СКОШИ I-II вида) в ходе построения перспектив развития определил, что специальное (коррекционное) учреждение, если оно действительно хочет обеспечить детям с нарушением слуха новое качество образования, должно построить собственную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Многолетний опыт работы коллектива СКОШИ I-II вида с детьми с нарушением слуха предполагает, что основное и дополнительной образование детей данной группы должно стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. При условии успешной интеграции основного и дополнительного образования воспитанники с нарушением слуха смогут преодолеть перекос в развитии и создать основу для их успешной социализации и адаптации в обществе.

Интеграция основного и дополнительного образования рассматривается как результат взаимодействия по созданию у детей с особыми образовательными потребностями целостной картины мира. Процесс интеграции имеет определенные технологии реализации и определяется как комплексное воспитание, обучение, развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев образовательно-воспитательной работы. Ценность дополнительного образования детей с нарушением слуха состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению образовательных знаний и навыков, полученных во время уроков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

А главное в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Для успешной воспитательной работы по формированию навыков социализации, для эффективной адаптации в обществе сверстников с нормой развития используются наиболее результативные функции дополнительно образования. Виды функции дополнительного образования разнообразны:

воспитательная функция - способствует формированию в учреждении культурной среды, определению на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание через их приобщение культуре;

креативная функция - способствует созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

компенсационная функция - направлена на освоение ребенком с ограниченными возможностями здоровья новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимые для ребенка с нарушением слуха и речи фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижений успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

профориентационная функция - сконцентрирована на формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие, определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию; при этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, учреждения профессионального образования, где силами специалистов, обнаруженные способности, могут получить дальнейшее развитие;

интеграционная функция создает условия для расширения социальной среды;

функция социализации предполагает освоение ребенком с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации направлена на самоопределение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Для реализации данных функций дополнительного образования педагогический коллектив СКОШИ использует внутреннюю и внешнюю интеграцию. Воспитательную функцию дополнительного образования успешно помогает решать внутренняя интеграция основного и базового образования. Дополнительное образование внутри учреждения осуществляется через работу Театра мимики и жеста «Голос тишины», танцевальной студии «Арт – дэнс», театральной студии «Улаалзай», кружка декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву), через работу клуба общения «Я + Ты = Мы», межшкольного сообщества (СОШ №47 и №32, СКОШИ №2 VIIIв.), школы юных шашистов, школьной газеты «Планета СКОШИ».

Театр мимики и жеста «Голос тишины», был организован как совместный проект со ВСГИК, это уникальный вид дополнительного образования для детей с нарушением слуха и речи, который помогает полнее реализовать воспитательную функцию основного образования. Дети, участники театра, их родители, педагоги создают в школе неповторимую культурную среду. Дизайн и пошив костюмов, их демонстрация, подготовка к выступлению создают особый микроклимат для формирования нравственных ориентиров воспитанников и их родителей. Результатом деятельности театры является показ спектакля «Мы одной крови» на сцене театра «Феникс» ВСГИК.

Разноплановый репертуар танцев различной направленности обогащает, расширяет культурный слой специального учреждения. Участники танцевального коллектива получают возможность для личностного саморазвития и самоутверждения, неоднократно принимали участие в различных конкурсах и являлись их призерами. !

Педагогическим советом школы было принято решение о расширении внутренних условий организации социального взаимодействия детей с нарушением слуха и речи со сверстниками в рамках работы клуба общения «Я + Ты = Мы» и межшкольного сообщества (СОШ №47 и №32, СКОШИ №2 VIIIв.).

Много лет школа ведет работу по созданию различных форм партнерства с учреждениями дополнительного образования: кружок по краеведению – Детский центр туризма и краеведения, кружок бисероплетения и «Театр кукол» - МБОУ ДОД ДПЦ «Олимп», спортивной секции по вольной борьбе (мальчики) совместно с СДЮШОР и РСДЮСШОР, секции по вольной борьбе (девочки) – ДЮСШ№12, по пулевой стрельбе – ДЮСШ №2, по настольному теннису – МБОУ ДОД ДПЦ «Олимп».

Объединения сил различных форм партнерства с данными организациями города позволяют успешно лоббировать интересы детей с нарушением слуха и речи.

Результаты выпускников, учащихся школы.

Вольная борьба:

Александр Цоктоев, Чемпион XXI Сурдлимпийских игр 2009 г., город Тайпей (Китай);   «Человек Года – 2010»;  Чемпион Европы 2011 г.;  Заслуженный мастер спорта, 2009 г.; Призер XXI Сурдлимпийских игр 2009г.,; 2012 г. Президент России наградил почетным орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 ст.; Болгария, 2013 г.; Чемпион России 2020г.; Член сборной команды по вольной борьбе РФ;

Бальжи-Нима Раднаев, Чемпион Европы среди юношей, Армения, 2011 г;  Чемпион мира, Армения, 2014 г; Мастер спорта по вольной борьбе Российской Федерации;  Чемпион России 2020г.; Член сборной команды по вольной борьбе РФ;

Баир Жанаев, Чемпион России, г. Владимир, 2015 г.;  Мастер спорта по вольной борьбе Российской Федерации;  бронзовый призер Чемпионата России 2020г.; Член сборной команды по вольной борьбе РФ;

Николай Капустин, Серебряный призер Чемпионата России 2020г;

Берельтуев Николай Призер первенства Европы среди глухих, 2019;

Дзюдо:

Бадмаева Туяна

Цыденова Туяна первенство Бурятии 3 место, 2019

Призеры открытого турнира города Ишим по дзюдо (спорт глухих), 2019г.: Бушуева Диана, Курдюкова Вероника, Убушеева Светлана,  Малыгина Юлия.

Лёгкая атлетика:

Загузин Андрей, КМС по легкой атлетике, неоднократный призер РБ в беге на 800м. победитель Первенства России по легкой атлетике среди юниоров по легкой атлетике по спорту среди глухих, 2014 г.

Пулевая стрельба:

Анатолий Гаськов, Чемпион Первенства России по пулевой стрельбе, 2013 г; Чемпион России по пулевой стрельбе, 2014 г;  Мастер спорта международного класса; Член сборной команды по вольной борьбе РФ;

Константин Болдарев - Чемпион Первенства России по пулевой стрельбе, 2019 г; Кандидат в мастера спорта.

Футбол:

Александр Павлуцкий, Заслуженный мастер спорта России, Сурдлимпийский бронзовый призер 2009г.

Школьные увлечения спортом, танцами, театром, привело многих ребят к выбору профессии. По окончании общеобразовательного учреждения выпускники продолжили обучение в профессиональных колледжах и ВУЗах г.Улан-Удэ.

Успешная социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху в развитии профессиональных интересов, а в некоторых случаях профессионального самоопределения, стало возможным в условиях успешной интеграции основного и дополнительного образования воспитанников с нарушением слуха.



Список литературы:

  1. Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие// Под ред. проф. Г.Н. Пенина и доц. З.А. Пономаревой. - СПб.: КАРО, 2006г. – 496с.

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида / Под ред. Т.С. Зыковой М.,2005

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида / Под ред. К.Г. Коровиной М.,2006

  4. Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988г.

  5. Хотеева Э.Н. взаимодействие школы и семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Белгород, 2000г

  6. ГБОУ СКОШИ I-II вида https://skoshi1-2.buryatschool.ru/news