Калининградская область город Балтийск
Макарова Елена Николаевна, куратор ППК,
МБОУ гимназия №7 г. Балтийска
имени К.В. Покровского
«Создание устойчивой тиражируемой модели учебно-методического объединения, направленной на формирование мотивации школьников к выбору профессии в сфере образования с опорой на преемственность «дошкольное образование – школа – профессиональное образование».
Введение. МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска имени К.В. Покровского (далее – гимназия) традиционно является опорной школой и лидером в вопросах качества образования и внедрения инновационных практик не только в своем муниципалитете, но и в регионе в целом. Кроме того, рядом с гимназией находится МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад №14, дети которого поступают в гимназию и на протяжении многих лет посещают курсы предшкольной подготовки в гимназии.
Актуальность. В.А. Сухомлинский отмечал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом.
Учитывая приоритеты стратегии развития региона, гимназия включилась в реализацию президентских инициатив, реализуя инновационные проекты «Образование». Был разработан и отрабатывается проект, направленный на формирование полноценного личностного развития в переходный период от дошкольного воспитания к школе, а так же на перспективное формирование мотивации к выбору профессии в сфере образования.
Целью данного проекта является: создание учебно-методического объединения, аккумулирующего информационные, методические, кадровые ресурсы для формирования полноценного личностного развития в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование мотивации к выбору профессии в сфере образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Обеспечение методического сопровождения, в рамках муниципального методического объединения, направленного на формирование мотивации к выбору профессии в сфере образования;
2. Организация и проведение научно - просветительских занятий и событий на уровне школы и дошкольного образования с привлечением партнерских профессиональных организаций;
3. Распространение инновационного опыта и формирование банка методических разработок (вебинаров, сетевых событий), методической, видео продукции с целью повышения эффективности и качества образовательного взаимодействия и расширения возможностей образовательного пространства: детский сад – гимназия - Педагогический колледж.
Структура внутрикорпоративного поля инновационной деятельности включает Центр инновационной деятельности (ЦИД), в который входит администрация и руководители подразделений, проектно-исследовательские группы педагогов (ПИГ), созданные по основным направлениям проекта (рис 1).
В рамках данного проекта продолжено уже действующее сетевое взаимодействие с образовательными организациями БГО, г. Калининграда и области, а так же партнерскими организациями г. Москва, г. Санкт-Петербург, с которыми на протяжении многих лет организуются совместные мероприятия для учащихся и проходят стажировки педагоги в направлении повышения качества образования, цифровизации, развития профильного обучения и др.
Приобщение к педагогической профессии включает 4 блока: предметы педагогической направленности, педагогическая среда, педагогические пробы, психолого-педагогическое сопровождение .
1. Предметы педагогической направленности, включенные в учебный план психолого-педагогических групп:
- Педагогическая мастерская «Основы педагогики и психологии» по одноименному учебному пособию под редакцией Басюк В.С., Казакова В.Е., Брель Е.Ю и др.
- Педагогическая мастерская «Риторика» проводится с целью обеспечить более полное развитие способностей личности к свободному продуктивному общению, возможностей речевого творчества, так необходимых для формирования ключевых компетенций и развития профессиональных навыков.
- Работа с дошкольниками: совместные праздники, игры, экскурсии по школе и школьной образовательной среде. Обучаем современным технологиям, поддерживаем и воплощаем в жизнь творческие идеи гимназистов, организуем конкурсы и соревнования для младших.
Привлечение специалистов, в том числе Педагогического колледжа и педагогов школ-партнеров. Расширение спектра участия школьников в олимпиадах, конкурсах, смотрах.
2. Педагогическая среда включает:
- проведение мастер – классов «Дети - детям»;
- проведение мастер – классов на базе «Умная продленка»;
- развитие волонтерского движения в рамках «Союза гимназистов».
Знакомство со школой воспитанников детских садов. Обучение современным технологиям, поддержка и воплощение в жизнь творческих идеи гимназистов.
Повышение квалификации педагогов в направлении организации деятельности психолого - педагогических групп гимназии. Участие в конкурсных мероприятиях, смотрах, олимпиадах профессионального мастерства педагогов.
3. Психолого - педагогическое сопровождение :
- Профориентационные мастер-классы «Секреты успешности». Опыт второго, третьего поколения (отцы, матери - детям; бабушки, дедушки - внукам) – профориентация, знакомство с правилами и формулой выбора профессии.
- Диалоговая плошадка «Родительский круг» , клубное пространство общения со специалистами (педагоги, психологи, юристы, представители организаций), в том числе из родительского сообщества). Обозначение проблемных зон, вовлечение родительской общественности в событийное пространство школьной жизни.
- Школьная служба примирения (Служба медиации) помогает познакомиться с различными программами: «Программа примирения» – урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися). «Круг сообщества» – урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности и другими.
Продолжаем участие в Региональном фестивале медиации (вошли в первую пятерку призеров), посещение школьниками гимназии Педагогического колледжа, образовательно-интеллектуального центра «АтмосферА», которое способствует раскрытию способности каждого, активизирует аналитический и эмоциональный интеллект, помогает сориентироваться в профессии.
4. Профессиональные педагогические пробы будут осуществляться в ходе:
- курса «Твой выбор». Программа курса "Твой выбор" помогает осуществить предпрофильную подготовку учащихся, поможет определить, какие сферы человеческой деятельности им ближе и соотнести свои возможности со своими желаниями. Это поможет им сориентироваться в мире профессий и выбрать профиль для дальнейшего обучения в старшем звене.
- фестиваль проектов «Малая Академия». Традиционное заседание ученического научно - исследовательского общества, проводимого в начальной школе совместно с родителями. Привлечение дошкольников к интеллектуальным играм.
- Летний психолого- педагогический лагерь «Путь к себе». Группа учеников распределенного психолого-педагогического класса организует и проводит в школьном лагере «Янтарек» воспитательные мероприятия и события в качестве вожатых.
Заключение. Таким образом, профильное обучение психолого- педагогического направления реализуется в гимназии уже 3 года. В 2023 году в психолого-педагогической распределенной группе обучалось 35 человек.
Выпускники педагогических классов 2022-2023 гг стали студентами педагогических вузов, всего – 3 ученицы, двое из них по целевому договору.
В 2023-2024 гг – 4 ученицы продолжили обучение на получение профессии в сфере образования.
Основанием для реализации данного проекта являются участие и победы в региональных мероприятиях, таких, как – региональный этап всероссийской олимпиады школьников имени К. Ушинского (Лауреат);
- конкурс логотипов развития психолого-педагогических классов в Калининградской области (Лауреат);
- областной конкурс «Хочу быть учителем» (лауреат , II место);
- Проведение мастер-класса на региональном уровне регионального проекта «Дети-детям» и ежегодная традиция проведения проекта в муниципалитете и в гимназии;
Региональный педагогический Турнир имени Ю.А. Гагарина;
Конкурс эссе «Я и моя будущая профессиональная карьера» (Победители);
Члены детского жюри регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»;
Лауреаты муниципального и участники регионального этапа Всероссийского конкурса «Умники и умницы»;
-участники смены «Актуальные вопросы педагогики в ЦРОД» и получение диплома «За лучший видеоролик» и др.
Реализация Проекта позволит повысить статус образовательной организации и выйти на интегративную модель гимназии, реализующую разноуровневые, вариативные и дополнительные образовательные программы.
Адресные рекомендации. Модель учебно-методического объединения, направленная на формирование мотивации школьников к выбору профессии в сфере образования с опорой на преемственность «дошкольное образование – школа – профессиональное образование» тиражируема и может быть применена в любой образовательной организации, реализующей программы профильного предпрофессионального обучения.
Литература.
1. Басюк В.С., Казакова Е.И., Брель Е.Ю. Основы педагогики и психологии. – М.: Просвещение, 2023
2. Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007.
4. Лысенко Н.Л., Макарова Е.Н. Совершенствование управленческой модели инновационной деятельности гимназии как фактор повышения качества в условиях реализации национальных проектов «Образование». Ж. «Управление качеством образования», №6, - Санкт- Петербург: ООО «Эффектико Групп», 2022
5. Макарова Е.Н. Образовательное пространство профильной школы. ж. «Директор школы», № 9 - М. 2005.
6. Макарова Е.Н. Профилизация учебного процесса как способ построения образовательной реальности // «Профильная школа», № 5, М., 2005
приложение 1.