Эксперимент в виртуальной лаборатории
на уроках информатики в 5-6 классах
Куат Галымжанович Мусаев
учитель информатики и ИКТ
Творчество заразительно. Распространяйте его!
Альберт Эйнштейн
Цель образования сегодня - это создание условий для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Для выполнения требований государственного образовательного стандарта в последнее время многие учителя обращаются к активным методам обучения, таким как проектный и исследовательский. Исследование - один из видов познавательной деятельности человека, установление, обнаружение, понимание действительности, получение нового знания. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
В отличие от научного исследования, главной целью которого является получение объективно новых знаний, учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания - новые и личностно значимые для конкретного учащегося. При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Цель исследовательской деятельности в образовании состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Важнейшие аспекты курса информатики в школе:
1) мировоззренческий аспект связан с формированием определенного мировоззрения в информационной сфере, с умением целенаправленно работать с информацией, опираясь на базовые знания;
2) алгоритмический аспект связан с формированием приемов логического мышления, умения планировать свою деятельность;
3) пользовательский аспект связан с развитием образного мышления школьников, способностей и навыков к использованию пользовательских приложений, рациональным использованием компьютера. Основываясь на этих аспектах можно включать элементы исследования в деятельность учеников на уроках информатики. Опыт исследовательской деятельности можно формировать через решение проблемных задач, освоение незнакомых электронных образовательных ресурсов, моделирование.
наблюдать
|
умения
|
Исследование на уроках информатики
|
способы организации
|
виртуальные лаборатории
|
видеть проблемы
|
работа с «чёрными ящиками»
|
вырабатывать гипотезу
|
проекты
|
проводить эксперименты
|
новые приложения
|
Для организации исследования при решении логических задач в 5-6 классах я использую Виртуальные лаборатории. Это электронный ресурс, который содержит 6 лабораторий: Переливания, Перекладывания, Разъезды, Переправы, Взвешивания, Чёрные ящики. Каждая лаборатория предполагает построение компьютерной модели для решения конкретной логической задачи. Среда создает перед учеником ряд наглядных исполнителей команд и погружает его в проблемную ситуацию, определяемую поведением исполнителей.
В каждой виртуальной лаборатории представлены задачи нескольких типов, ранжированные по уровню сложности. В результате школьники знакомятся с основными подходами и методами решения логических задач, а также овладевают обобщенными способами разработки классов алгоритмов, умением осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую.
В качестве примера рассмотрим лабораторию Переливания. Задачи на переливание - один из видов старинных логических задач. Суть их сводится к следующему: имея несколько сосудов разного объема, один из которых наполнен жидкостью, требуется разделить ее в каком-либо отношении или отлить какую-либо ее часть при помощи других сосудов за наименьшее число переливаний. В качестве решения требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Если не сказано ничего другого, считается, что
- все сосуды без делений,
- нельзя переливать жидкости "на глаз",
- невозможно ниоткуда добавлять жидкости и никуда сливать.