СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание занимательной ситуации на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательность – это прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.

Просмотр содержимого документа
«Создание занимательной ситуации на уроках физики»

Доклад на МО


Тема: Создание занимательной ситуации на уроках физики


Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке.

У многих учеников первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит эффективному педагогическому средству, как занимательность. Различают две составляющие занимательности:

  • внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета;

  • внешнюю – методические приемы учителя (элементы соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока).

Можно дать определение понятию занимательности, исходя из первоначального смысла слова «занимательный», которое толкуется как способность занять, привлечь внимание, заинтересовать. Занимательность – это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся чувство удивления, обострить внимание. Вместе с тем занимательность – это прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.


Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса («Как?», «Почему?», «Отчего?») и направлять мысль на поиск ответа. В этом случае занимательный материал не станет развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно-следственные связи. Занимательный материал должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются рассказы-загадки, задачи-шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр. Подобные задания могут быть составлены самими учащимися, и это, несомненно, повышает их ценность. (Приложение)


Использование занимательности требует минимума временной затраты, но должно внести яркий эмоциональный момент в урок. Лучше привести один-два примера, чем перечислять ряд интересных и эффектных фактов. Так, например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся трудно представить размеры молекул и атомов. Аналогии, яркие образные примеры помогают прочувствовать размеры микромира. Но, чтобы эти примеры прочно остались в памяти учеников, следует выбрать лишь одно-два наиболее ярких сравнения, заострить на них внимание:

  • молекула водорода во столько же раз меньше яблока, во сколько раз яблоко меньше земного шара;

  • если уложить в ряд сто миллионов молекул воды, то получится цепочка длиной около 2см.


Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы:

  • проведение занимательных опытов, например с бумажной «кастрюлей»;

  • сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям.

Так, при изучении темы «Закон всемирного тяготения» в 10 и 11 классе вызывает интерес рассказ о планетах открытых на «кончике пера» – Нептун и Плутон.

Вызывают интерес эффекты замедления времени, сокращения длины и зависимости массы от скорости движения в СТО.

История о том, как «лебедь, рак и щука вести с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения физики. Результат получится вовсе непохожий на вывод баснописца Крылова.


Место занимательности на уроке может быть различным.

Можно использовать занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе при объяснении большого по объему или объективно трудного материала. Так, при изучении в 11 классе конденсаторов с интересом воспринимается история лейденской банки и возникновения своеобразной моды на электрические опыты.

Занимательность может служить эмоциональной основой для запоминания наиболее трудных вопросов изучаемого материала. Большую помощь здесь оказывают своеобразные аналогии. Например, закон Кулона очень похож на закон всемирного тяготении (аналогия между законами механики и электродинамики).


Решение задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока, нуждается в разнообразии используемого материала. Так, например, для закрепления понятия средней скорости в 7 классе можно учащимся предлагается ряд забавных нестандартных задач, которые решаются с большим интересом:

  • Баба Яга летела в ступе со скоростью 20м/с с течение 5мин, затем бежала полчаса 2км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?

  • Ежик катился со склона длиной 10м со скоростью 20см/с, потом раскрылся и пробежал еще 30м за 1мин. С какой средней скоростью двигался ежик?

Таким образом, использование занимательности дает на уроке надежный эффект. Естественно, что для успешного усвоения знаний учащимися и развития их познавательных стремлений занимательность должна применяться на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами. «Вряд ли есть что-нибудь противнее, чем тот шутовской оттенок, который стараются придать учению некоторые педагоги, стремящиеся позолотить ребенку горькую пилюлю науки» (К.Д.Ушинский)


Приложение: к докладу прилагается мультимедиа презентация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!