СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании кафедры естественных наук по теме: "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ" для оптимизации методов реализации "сверхзадачи" на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заседание кафедры естественных наук Свердловского лицея №1

 

Тема:              «Деятельность учителя на уроке».

 

Выступление по вопросу: «Цель урока»

Автор:          Асеев И. Г. –  учитель-методист  высшей   категории,

                     руководитель  школьного  методического  объединения

                     учителей физики   

 

1. Подготовка учителя к уроку включает несколько аспектов:

 

-  понимание места данного урока в структуре изучаемой темы;

-  определение типа и методов проведения урока;

-  постановка целей и задачей урока.

 

       Однако, для эффективного проведения урока необходимо также учесть множество сопутствующих факторов: уровень учебных умений и навыков учащихся класса,  темп письма и чтения,  вычислительные умения и навыки, поведение класса и отдельных учащихся, учет возрастных и психологических особенностей  учащихся и  т. д. На задачи урока будет оказывать влияние и место данного урока в расписании учебного дня: если, например, урок проводится во второй половине дня, то надо будет предусмотреть меры по поддержанию работоспособности учеников, по развитию интереса к изучению данной темы.

Определив четко тему и содержание урока, необходимо продумать логическую последовательность изложения, целенаправленность каждого этапа урока.

Планируя задачи воспитания и развития школьников, необходимо иметь в виду, что целый ряд из них носит общий для всех уроков характер. Например, это касается формирования мировоззренческих идей объективности мира, связи теории с практикой, непрерывности процесса познания воспитание сознательной учебной дисциплины, организованности, ответственности в учении; аккуратности, настойчивости в учебе, культуры общения, логически грамотной речи, навыков работы с книгой, тетрадью, эстетики учебного туда, и пр. Эти задачи носят как бы универсальный характер, и нет необходимости специально каждый раз оговаривать их в планах уроков, не забывая, конечно, решать их в повседневной учебной практике. Вместе с тем на определенном этапе работы с классом может возникнуть особая потребность, чтобы, например, устранить недостатки  в работе школьников с учебной книгой, повысить уровень дисциплинированности в данном классе и пр. В таком случае названные задачи уже приобретают особо актуальный для данного класса  характер и могут быть обозначены в плане как задачи данного или ряда уроков.

Чтобы учитель целостно представлял себе возможный круг задач развития школьников в процессе обучения, необходимо иметь в виду, что личность в психологическом плане характеризуется взаимодействием четырех основных сфер – интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной. Вот почему, планируя развивающее влияние обучения, нельзя не учитывать необходимость развития интеллекта, воли, эмоций и мотивов (потребностей, интересов и пр.) школьников. Здесь опять-таки надо иметь в виду, что все сферы личности школьника развиваются на каждом уроке. Но содержание одного из уроков может способствовать развитию умения анализировать, синтезировать изучаемые факты, понятия или сравнивать, обобщать их. Такой урок интенсивно развивает мышление школьников, навыки учебно-познавательной деятельности. Содержание другого урока, когда он посвящен выполнению упражнений, позволяет особенно активно влиять на развитие настойчивости, умения преодолевать затруднения в учении. Здесь вполне уместно поставить задачу специального развития волевых усилий школьников. На третьем уроке изучается яркий, художественно-образный учебный материал, который может глубоко подействовать на эмоциональную сферу школьников, заставить их переживать чувства радости, гнева. Симпатии, антипатии и пр. Такая тема позволяет поставить перед уроком как особо важную задачу – развитие эмоциональных переживаний школьников. На четвертом уроке могут возникнуть самые благоприятные возможности для развития интереса к данному предмету благодаря раскрытию значимости его для решения весьма актуальных производственно-технологических задач, для удовлетворения потребностей и развития школьников. Так, не стандартное  перечисление всех возможных целей и задач развивающего характера, а тщательный анализ возможностей данной темы позволит учителю избрать в каждом конкретном случае особо важные, естественно вытекающие из специфики темы урока цели и задачи развития школьников.

 

При проверке домашнего задания воспроизводящие вопросы следует заменить познавательными, направляющими внимание учащихся на раскрытие связей и отношений между изучаемыми явлениями; простые задания, выполняемые по образцу, заменить проблемными вопросами.  При решении воспитательных задач очень важным является умение привести примеры, близкие к учащимся, носящие занимательный характер, повышающие интерес учащихся к предмету.

 

2. Даже в двух параллельных классах уроки проходят неодинаково, в зависимости от подготовки учащихся и профиля обучения. Приведу конкретный пример.

 

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества» в 8 классе.

 

Цели урока: 1. Обобщение знаний учащихся о молекулярном строении вещества и процессов изменения агрегатных состояний.

2. Отработка навыков решения задач на расчет количества теплоты.

3. Совершенствование навыков работы с таблицами, преобразованиями формул, вычислениями величин.

4. Содействовать развитию воли и настойчивости в учении (посредством решения проблемных задач, вовлечения учащихся в дискуссии ).

5. Развивать эмоции учащихся (посредством создания на уроке ситуаций удивления, радости, занимательности, парадоксальности, эмоциональных переживаний ).

6. Развивать интерес учащихся  к учению ( посредством показа значимости изучаемых вопросов для развития науки, техники, производства, метеорологии и др.).

 

Актуализация опорных знаний учащихся проводилась в форме фронтального опроса. Обсуждались главные расчетные формулы вычисления количеств теплоты при плавлении и парообразовании, формулировались свойства и особенности физических процессов на основе молекулярно-кинетической теории, обсуждались единицы измерения физических постоянных и поиск их в таблицах учебника.

Содержание качественных задач было направлено не только на объяснение сущности физических явлений, но и на их практическое применение (применение термометров, создание сверхпрочных термостойких материалов в космической технике, кипение жидкостей при различных температурах и давлениях, учет изучаемых явлений в медицине и быту). Особый интерес и активное обсуждение вызвала демонстрация опыта по кипению эфира от прикосновения рук, температура которых выше точки кипения эфира при нормальном давлении.

Поскольку данный урок был завершающим этапом подготовки к проведению самостоятельной работы по изученной теме, на втором этапе урока были рассмотрены элементы решения расчетных задач достаточного и высокого уровней. Одна из задач была детально рассмотрена учителем с обсуждением всех этапов ее решения (запись условия, поиск констант из справочных таблиц,  перевод необходимых единиц измерения величин, анализ возможных путей решения, запись основных и вспомогательных формул, обсуждение реальности полученных результатов). Вторую задачу было предложено решить у доски учащимся без выставления оценки, что снимает психологический барьер учащихся этого возраста, особенно накануне контрольной работы. Проведенные однотипные уроки в 8-А и 8-Б классах обнаружили существенные различия не только в уровне подготовки учащихся по данной теме, но и качественно разные показатели восприятия материала. К примеру, обсуждение качественных задач и задач на воспроизведение определений и формул было явно выше у учащихся 8-А класса и вызвало ряд затруднений даже у сильных учащихся 8-Б класса. Это можно объяснить различным профилем обучения: 8-А – класс историко-правового профиля, 8- Б – экономического профиля. Подтверждение этому факту явилось и то, что на втором этапе урока решать задачу у доски не захотел ни один из учеников 8-А класса и, напротив, выйти к доске и решить предложенную задачу изъявили желание сразу 5 учеников 8-Б класса. На третьем этапе урока было проведено «соревнование»: Кто быстрее решит задачу на месте – получает 10 баллов!   Требовалось быстро записать условие задачи, назвать все тепловые процессы, записать необходимые формулы и получить общую формулу без математических вычислений. С этой задачей справился только один ученик 8-А класса (Ховтура) и 4 ученика  8-Б класса (Гречушная, Моисейченко, Цыбко, Андрончик). Меньше ошибок в преобразовании формул было также в 8-Б классе.

Результаты самостоятельной работы, проведенной на следующем уроке, оказались следующими:

8-А класс:

Из 21 учащегося   4 – начальный уровень (Горщак, Котов, Федоренко, Онуприенко);

10 – средний уровень;

6 – достаточный уровень (Бондаренко, Лебединская, Матяш, Лозицкий, Заречный, Ульяничева);

1 – высокий уровень (Ховтура).

% выполнения – 81%

% качества – 33%

8-Б класс:

Из 17 учащихся   4 – начальный уровень (Демчик, Полякова, Нестеренко, Степаненко);

6 – средний уровень;

6 – достаточный уровень (Грибова, Яловой, Фролова, Романишина, Моисейченко, Креденцер);

1 – высокий уровень (Асеева).

% выполнения – 77%

% качества – 41%

Анализ ошибок показывает, что учащиеся 8-А класса больше выполнили качественные задачи и задачи на применение одной формулы, в то время как ученики 8-Б класса лучше владеют математическими навыками, а основными проблемами оказались незнание формул и обозначений физических величин. Достаточно большой процент ошибок математического плана присутствует  в    8-А классе.

Самоанализ проведенных уроков позволяет сделать правильные выводы о методах работы на уроке и вносить практические коррективы в методику преподавания предмета. А этот процесс неисчерпаем и бесконечен…

Из сказанного выше, можно вывести алгоритм действий учителя по планированию целей и задач урока, он будет примерно таким:

 

1.Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы урока.

2.Конкретизация целей и задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности и развития, а также профиля обучения.

3.Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.

4.Вычленение и работа на «сверхзадачу» урока (работа на конечный результат ).

 

Все «дерево целей» урока будет наиболее эффективно реализовываться в том случае, если каждый учебно-воспитательный момент будет стремиться решить свою собственную учебно-воспитательную задачу, имея в виду реализацию триединой цели урока.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании кафедры естественных наук по теме: "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ" для оптимизации методов реализации "сверхзадачи" на уроках физики»

Заседание кафедры естественных наук Свердловского лицея №1


Тема: «Деятельность учителя на уроке».


Выступление по вопросу: «Цель урока»

Автор: Асеев И. Г. – учитель-методист высшей категории,

руководитель школьного методического объединения

учителей физики


1. Подготовка учителя к уроку включает несколько аспектов:


- понимание места данного урока в структуре изучаемой темы;

- определение типа и методов проведения урока;

- постановка целей и задачей урока.


Однако, для эффективного проведения урока необходимо также учесть множество сопутствующих факторов: уровень учебных умений и навыков учащихся класса, темп письма и чтения, вычислительные умения и навыки, поведение класса и отдельных учащихся, учет возрастных и психологических особенностей учащихся и т. д. На задачи урока будет оказывать влияние и место данного урока в расписании учебного дня: если, например, урок проводится во второй половине дня, то надо будет предусмотреть меры по поддержанию работоспособности учеников, по развитию интереса к изучению данной темы.

Определив четко тему и содержание урока, необходимо продумать логическую последовательность изложения, целенаправленность каждого этапа урока.

Планируя задачи воспитания и развития школьников, необходимо иметь в виду, что целый ряд из них носит общий для всех уроков характер. Например, это касается формирования мировоззренческих идей объективности мира, связи теории с практикой, непрерывности процесса познания воспитание сознательной учебной дисциплины, организованности, ответственности в учении; аккуратности, настойчивости в учебе, культуры общения, логически грамотной речи, навыков работы с книгой, тетрадью, эстетики учебного туда, и пр. Эти задачи носят как бы универсальный характер, и нет необходимости специально каждый раз оговаривать их в планах уроков, не забывая, конечно, решать их в повседневной учебной практике. Вместе с тем на определенном этапе работы с классом может возникнуть особая потребность, чтобы, например, устранить недостатки в работе школьников с учебной книгой, повысить уровень дисциплинированности в данном классе и пр. В таком случае названные задачи уже приобретают особо актуальный для данного класса характер и могут быть обозначены в плане как задачи данного или ряда уроков.

Чтобы учитель целостно представлял себе возможный круг задач развития школьников в процессе обучения, необходимо иметь в виду, что личность в психологическом плане характеризуется взаимодействием четырех основных сфер – интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной. Вот почему, планируя развивающее влияние обучения, нельзя не учитывать необходимость развития интеллекта, воли, эмоций и мотивов (потребностей, интересов и пр.) школьников. Здесь опять-таки надо иметь в виду, что все сферы личности школьника развиваются на каждом уроке. Но содержание одного из уроков может способствовать развитию умения анализировать, синтезировать изучаемые факты, понятия или сравнивать, обобщать их. Такой урок интенсивно развивает мышление школьников, навыки учебно-познавательной деятельности. Содержание другого урока, когда он посвящен выполнению упражнений, позволяет особенно активно влиять на развитие настойчивости, умения преодолевать затруднения в учении. Здесь вполне уместно поставить задачу специального развития волевых усилий школьников. На третьем уроке изучается яркий, художественно-образный учебный материал, который может глубоко подействовать на эмоциональную сферу школьников, заставить их переживать чувства радости, гнева. Симпатии, антипатии и пр. Такая тема позволяет поставить перед уроком как особо важную задачу – развитие эмоциональных переживаний школьников. На четвертом уроке могут возникнуть самые благоприятные возможности для развития интереса к данному предмету благодаря раскрытию значимости его для решения весьма актуальных производственно-технологических задач, для удовлетворения потребностей и развития школьников. Так, не стандартное перечисление всех возможных целей и задач развивающего характера, а тщательный анализ возможностей данной темы позволит учителю избрать в каждом конкретном случае особо важные, естественно вытекающие из специфики темы урока цели и задачи развития школьников.


При проверке домашнего задания воспроизводящие вопросы следует заменить познавательными, направляющими внимание учащихся на раскрытие связей и отношений между изучаемыми явлениями; простые задания, выполняемые по образцу, заменить проблемными вопросами. При решении воспитательных задач очень важным является умение привести примеры, близкие к учащимся, носящие занимательный характер, повышающие интерес учащихся к предмету.


2. Даже в двух параллельных классах уроки проходят неодинаково, в зависимости от подготовки учащихся и профиля обучения. Приведу конкретный пример.


Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества» в 8 классе.


Цели урока: 1. Обобщение знаний учащихся о молекулярном строении вещества и процессов изменения агрегатных состояний.

2. Отработка навыков решения задач на расчет количества теплоты.

3. Совершенствование навыков работы с таблицами, преобразованиями формул, вычислениями величин.

4. Содействовать развитию воли и настойчивости в учении (посредством решения проблемных задач, вовлечения учащихся в дискуссии ).

5. Развивать эмоции учащихся (посредством создания на уроке ситуаций удивления, радости, занимательности, парадоксальности, эмоциональных переживаний ).

6. Развивать интерес учащихся к учению ( посредством показа значимости изучаемых вопросов для развития науки, техники, производства, метеорологии и др.).


Актуализация опорных знаний учащихся проводилась в форме фронтального опроса. Обсуждались главные расчетные формулы вычисления количеств теплоты при плавлении и парообразовании, формулировались свойства и особенности физических процессов на основе молекулярно-кинетической теории, обсуждались единицы измерения физических постоянных и поиск их в таблицах учебника.

Содержание качественных задач было направлено не только на объяснение сущности физических явлений, но и на их практическое применение (применение термометров, создание сверхпрочных термостойких материалов в космической технике, кипение жидкостей при различных температурах и давлениях, учет изучаемых явлений в медицине и быту). Особый интерес и активное обсуждение вызвала демонстрация опыта по кипению эфира от прикосновения рук, температура которых выше точки кипения эфира при нормальном давлении.

Поскольку данный урок был завершающим этапом подготовки к проведению самостоятельной работы по изученной теме, на втором этапе урока были рассмотрены элементы решения расчетных задач достаточного и высокого уровней. Одна из задач была детально рассмотрена учителем с обсуждением всех этапов ее решения (запись условия, поиск констант из справочных таблиц, перевод необходимых единиц измерения величин, анализ возможных путей решения, запись основных и вспомогательных формул, обсуждение реальности полученных результатов). Вторую задачу было предложено решить у доски учащимся без выставления оценки, что снимает психологический барьер учащихся этого возраста, особенно накануне контрольной работы. Проведенные однотипные уроки в 8-А и 8-Б классах обнаружили существенные различия не только в уровне подготовки учащихся по данной теме, но и качественно разные показатели восприятия материала. К примеру, обсуждение качественных задач и задач на воспроизведение определений и формул было явно выше у учащихся 8-А класса и вызвало ряд затруднений даже у сильных учащихся 8-Б класса. Это можно объяснить различным профилем обучения: 8-А – класс историко-правового профиля, 8- Б – экономического профиля. Подтверждение этому факту явилось и то, что на втором этапе урока решать задачу у доски не захотел ни один из учеников 8-А класса и, напротив, выйти к доске и решить предложенную задачу изъявили желание сразу 5 учеников 8-Б класса. На третьем этапе урока было проведено «соревнование»: Кто быстрее решит задачу на месте – получает 10 баллов! Требовалось быстро записать условие задачи, назвать все тепловые процессы, записать необходимые формулы и получить общую формулу без математических вычислений. С этой задачей справился только один ученик 8-А класса (Ховтура) и 4 ученика 8-Б класса (Гречушная, Моисейченко, Цыбко, Андрончик). Меньше ошибок в преобразовании формул было также в 8-Б классе.

Результаты самостоятельной работы, проведенной на следующем уроке, оказались следующими:

8-А класс:

Из 21 учащегося 4 – начальный уровень (Горщак, Котов, Федоренко, Онуприенко);

10 – средний уровень;

6 – достаточный уровень (Бондаренко, Лебединская, Матяш, Лозицкий, Заречный, Ульяничева);

1 – высокий уровень (Ховтура).

% выполнения – 81%

% качества – 33%

8-Б класс:

Из 17 учащихся 4 – начальный уровень (Демчик, Полякова, Нестеренко, Степаненко);

6 – средний уровень;

6 – достаточный уровень (Грибова, Яловой, Фролова, Романишина, Моисейченко, Креденцер);

1 – высокий уровень (Асеева).

% выполнения – 77%

% качества – 41%

Анализ ошибок показывает, что учащиеся 8-А класса больше выполнили качественные задачи и задачи на применение одной формулы, в то время как ученики 8-Б класса лучше владеют математическими навыками, а основными проблемами оказались незнание формул и обозначений физических величин. Достаточно большой процент ошибок математического плана присутствует в 8-А классе.

Самоанализ проведенных уроков позволяет сделать правильные выводы о методах работы на уроке и вносить практические коррективы в методику преподавания предмета. А этот процесс неисчерпаем и бесконечен…

Из сказанного выше, можно вывести алгоритм действий учителя по планированию целей и задач урока, он будет примерно таким:


1.Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы урока.

2.Конкретизация целей и задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности и развития, а также профиля обучения.

3.Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.

4.Вычленение и работа на «сверхзадачу» урока (работа на конечный результат ).


Все «дерево целей» урока будет наиболее эффективно реализовываться в том случае, если каждый учебно-воспитательный момент будет стремиться решить свою собственную учебно-воспитательную задачу, имея в виду реализацию триединой цели урока.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!