«Создание здоровьесберегающего пространства в школе.
Обеспечение безопасности детей как одно из направлений работы образовательного учреждения»
Классный руководитель : Монаенкова Ю.В.
«Создание здоровьесберегающего пространства в школе. Обеспечение безопасности детей как одно из направлений работы образовательного учреждения»
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
С каждым годом растет число детей с различными заболеваниями, и, как правило, эти заболевания начинают проявляться у детей в школе.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% . Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.
Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?
(Слайд 2 )
Родоначальником этого понятия стал Никита Константинович Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям: (Слайд 3)
Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым. (Слайд 4)
"Не навреди"
Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
Соответствие содержания обучения возрасту.
Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Что же я использую для формирования здоровой личности?
В организации и проведении своих занятий я стараюсь учитывать все требования с позиций здоровьесбережения.
Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются, соблюдается тепловой режим. Стараюсь, чтобы не было никаких монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом занятий. Например:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Для того, чтобы дети не уставали, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (упражнения для рук и пальцев), малоподвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку. (Слайд 5)
С первого года обучения ребята ознакомлены с выполнением точечного массажа для профилактики простудных заболеваний, упражнений для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
На своих занятиях использую разные виды учебной деятельности:
- развитие зрительной памяти, различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ввожу справочник в помощь обучающемуся);
(Слайд 6, 7 )
- работа в парах, группах;(собрать картинку, прочитать с другом разговор…, сравнить текст с картинкой, придумать разные варианты сказки, и т.д.) Организую такую работу по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга или ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой в одном положении.
- уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, а также повышают мотивацию обучения. Использую информационные технологии на всех этапах урока. При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения: ресурсы Интернет, электронные энциклопедии.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
На своих уроках учитываю среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.
Использую разные виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д., но не менее трех, также чередую их, не позже чем через 10-15 минут.
Планируя воспитательную работу, я также уделяю большое внимание сохранению и укреплению здоровья учеников, приобщению их к здоровому образу жизни посредством бесед, классных часов, уроков здоровья, практических занятий, конкурсов рисунков. Тематика их разнообразна: «Здоровым быть здорово», «Будь здоров» (Слайд 8) «В здоровом теле здоровый дух», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Питание и здоровье», .( Слайд 9) «Правильное питание – залог здоровья», « ГТО» и т.д.( Слайд 10) Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На классных часах учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта.
Регулярно в школе проводятся целевые профилактические мероприятия под девизом «Внимание – дети!», « По безопасной дороге в безопасное будущее». По плану мероприятий по ПДД проводятся беседы, инструктажи. Ребята участвуют в конкурсах, акциях. (Слайд 11)
В октябре принимали участие в смотре-конкурсе школьных агитбригад «Изучаем ПДД – предупреждаем ДТП!» (Слайд 12)
На базе нашей школы в рамках областного профилактического форума «Вместе ради детей» была проведена конкурсно-развлекательная программа «ПДД против ДТП», в которой приняли участие обучающиеся 3-х классов, в том числе и мой класс.
Большая работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс проводится в сотрудничестве с учителем физической культуры : участие в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» , «День Здоровья». (Слайд 13, 14, 15).
В своей работе использую технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, библиотеки, посещение выставок, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.(Слайды 16,17 )
Маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Именно поэтому обучающимся начальных классов необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, поездками, играми. (Слайд 18)
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей.
В начале каждого учебного года на родительских собраниях всегда поднимается вопрос о безопасности дорожного движения. Родителям даются рекомендации по обязательному применению ремней безопасности и детских удерживающих устройств, необходимости ежедневного напоминания детям соблюдения правил безопасного поведения на дорогах и т. д.
На классных родительских собраниях решаются вопросы комфорта и дискомфорта детей в школьных условиях, решаются проблемы несовместимости здоровья и вредных привычек, проводятся беседы о правилах ухода за собой. Темы классных родительских собраний разнообразны: «Внешний вид ученика», «Поощрение и наказание», «Компьютер – вред и польза», и т.д. В ноябре 2017 года было проведено классное родительское собрание на тему: ««Здоровым быть здорово!» (Слайд 19 )
Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровый ребенок – хороший ученик. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Поэтому, создавая здоровьесберегающую среду в школе, мы достигаем двух целей:
1. Сохраняем здоровье учащихся.
2. Добиваемся положительных результатов в учебном процессе.