СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Создание здоровьесберегающей среды на уроках и во внеурочное время"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Создание здоровьесберегающей среды на уроках и во внеурочное время"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"СРЕДНЯЯ ШОЛА №40 г.МОГИЛЕВА"















"Создание здоровьесберегающей среды на уроках и во внеурочное время"



























Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. Серьезную озабоченность вызывает рост числа детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем. За последние годы в нашей стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Статистические данные ежегодных государственных докладов, а также результаты научных исследований свидетельствуют о крайне низком уровне состояния здоровья детей и подростков.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.

Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья школьников усматривают в условиях организации учебно-воспитательного процесса. Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». Кроме этого, в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, приводящих к снижению функциональных возможностей детского организма.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Одной из приоритетных целей является сохранение и укрепление здоровья обучаемых. Учителя недостаточно применяют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеют низкий уровень знаний по проблеме здоровьесбережения, не владеет элементарными умениями и навыками по сохранению собственного здоровья.

Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.


Здоровье, здоровый образ жизни – основные понятия здоровьесбережения.

Прежде всего, уточним, что входит в само понятие «здоровье». Существует более 300 определений здоровья. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье – это отсутствие болезни. Педагоги предпочитают придерживаться определения, приведенного в Уставе ВОЗ, которое является одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал. Руководствуясь определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально – психологический и духовно – нравственный аспект, рассматривается «здоровый образ жизни» как целостная система, включающая формы и способы жизнедеятельности, поведения человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, способствуют сохранению и укреплению его здоровья для обеспечения полного физического, духовного и социального благополучия.

Основными элементами здорового образа жизни являются:

1) отсутствие вредных привычек;

2) высокая культура общения и поведения;

3) рациональное питание;

4) соблюдение режима труда и отдыха;

5) оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом;

6) санитарно – гигиеническая культура.


Сущность, цель, задачи здоровьесбережения.

Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни». Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Основными задачами здоровьесбережения являются: 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья; 2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды; 3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения; 4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.


Основные направления работы по укреплению здоровья учащихся в практике общеобразовательной школы.

В последнее время особое внимание уделяется работе по укреплению здоровья обучающихся в общеобразовательных школах. Формы и методы сохранения и укрепления здоровья учащихся, используемые педагогами, позволили вычленить основные направления в практике общеобразовательных школ.

Первое направление – концептуальное обеспечение здоровьесбережения. В общеобразовательных школах разрабатываются различные концепции здоровье сберегающего обучения и воспитания. Суть концепции состоит в том, что без особых экономических затрат можно наполнить здоровьесбережением учебно – воспитательное пространство, осуществлять оздоровление детей посредством педагогических средств и методов работы. Основным направлением разработанной концепции являются различные виды деятельности, которые обладают психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом (музыка, танцы, аэробика и др.)

Второе направление в практике школ – программное обеспечение здоровьесбережения учащихся. Реализуются программы по здоровьесбережению обучаемых, основная цель которых – обучение здоровью как учащихся, так и учителей.

Третье направление, реализующееся в практике общеобразовательных школ, связано с мониторинговыми исследованиями здоровьесберегающего обучения и воспитания. Мониторинг включает проведение скрининг – диагностики, углубленной диагностики, отслеживания динамики результатов. В этом случае активно привлекаются работники медицинских служб образовательных учреждений, медицинских учреждений.


Роль учебных предметов в начальных классах общеобразовательной школы в здоровьесбережении

Основным педагогическим условием формирования готовности детей школьного возраста к здоровьесбережению является программно-информационное обеспечение процесса здоровьесбережения учащихся. Целью программно-информационного здоровьесберегающего обеспечения является доведение до учащихся актуальных сведений по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья. Содержание здоровьесберегающего обеспечения включает: информационный фонд, учебно-методическую литературу, справочную и научную литературу, информационные модели здоровьесберегающих объектов: таблицы, схемы, компьютерные программы, фрагменты художественных кинофильмов, научно-популярные учебные видеофильмы, анкеты, тесты, структуру и описание мероприятий по сохранению здоровья, примерный режим дня школьников, сведения о здоровье сберегающих технологиях и др. Главным педагогическим требованием к осуществлению информированности учащихся начальных классов является интеграция содержания образовательных школьных предметов и главным образом курса «Окружающий мир, «Физической культуры». В ходе работы над темой данной творческой работы были выделены компоненты здоровье сбережения по этим учебным предметам.

Окружающий мир

1.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ: овладение умениями оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний; воспитание гуманного, ценностного отношения к собственному здоровью; приобретение компетентности сохранения собственного здоровья.

2.Требования к уровню подготовки школьников: знать и понимать причину заболеваний; уметь оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, последствия влияния вредных факторов на собственный организм; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; использовать меры профилактики.


Физическая культура

1.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ: воспитание бережного отношения к собственному здоровью; предупреждение заболеваний; овладение современными оздоровительными технологиями, умениями в укреплении и сохранении здоровья; усвоение комплекса знаний о влиянии физической культуры на здоровье и развитие человека.

2.Требования к уровню подготовки школьников: знать особенности работоспособности человека, факторы положительного влияния здорового образа жизни на предупреждение развития заболеваний и старения организма, особенности индивидуального здоровья; уметь владеть способами деятельности: выполнять комплексы общеразвивающей гимнастики. Выполнять упражнения для снятия утомления и повышения работоспособности; выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности и лечебной физической культуры. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни: осуществлять регулирование физической нагрузки по показателям индивидуального самочувствия.

Вопросы здоровьесбережения рассматриваются и в содержании учебных занятий по другим учебным предметам. Но это содержание не зафиксировано в учебных программах.


Основное содержание внеклассной воспитательной работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель начальных классов осуществляет преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учит детей беречь свое здоровье. В практику работы общеобразовательных школ вошли:

1)составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, спальной комнате, школе и т.д., а также контроль за их выполнением;

2)подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, целевых прогулок;

3)обучение гигиеническим правилам и контроль за их выполнением;

4)организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке и контроль за их выполнением;

5)физкультурно-спортивная работа с учащимися;

6)подготовка и проведение праздников здоровья, Дня здоровья, Недели здоровья

При этом основным условием проведения этих мероприятий является соблюдение принципов здоровьесбережения, использование здоровьесберегающих образовательных технологий.


Здоровьесберегающие образовательные технологии как основные методические приемы в работе по здоровьесбережению

Педагоги и методисты определяют «здоровьесберегающие образовательные технологии» как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. И, следовательно, задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить школьнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья для будущей счастливой самостоятельной жизни, умения заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью их внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. При этом творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровье сбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, способствует достижению цели работы школы – развитие личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

Реализация творческих задач достигается использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения (дискуссия, работа в группах, проектная работа, психолого-педагогический тренинг и др.) Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учетом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения и навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий.

При изучении теоретического материала по данной теме я выделяю основные методические рекомендации:

1)При реализации программ обучения здоровью, здоровому образу жизни необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений учащихся о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни.

2)Необходимо обеспечить учащимся возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку он приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализация программ без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможным.

3)При работе с программами необходимо решать одновременно три задачи:

1.Формировать у учащихся систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни

2.Способствовать возникновению соответствующего субъективного отношения

3.Обеспечивать решение задач адекватными стратегиями и технологиями.

Нельзя акцентироваться на одной из них в ущерб остальным!

4)Критерием эффективности работы педагога является не усвоение учащимися тех или иных знаний, умений, не демонстрация определенного отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное изменение их поведения.

5)Педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программ он столкнется с различными психологическими сопротивлениями со стороны учащихся, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят различный характер в разном возрасте, поэтому педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее адекватно выстроить систему преподавания.


Практическая часть.

Цель работы каждого классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психологического здоровья человека, духовно-нравственного благополучия, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Моими задачами при этом являются:

1)Формирование у учащихся культуры сохранения и самосовершенствования собственного здоровья

2)Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья, формирование духовного здоровья

Для осуществления таковых задач я считаю необходимым:

•сотрудничество с педагогами школы – интерната, медицинскими работниками с целью изучения состояния физического здоровья учащихся начальных классов;

•сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками, которые работают в начальных классах в рамках обозначенной проблемы;

•сотрудничество с психологической службой учебного заведения;

•сотрудничество с социальной службой школы – интерната, с помощью которой необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей;

•организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;

•формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

При этом главными понятиями в работе с классным коллективом являются:

1)физическое и психическое здоровье;

2)понятие гигиены и ее значение в жизни человека;

3)культура сохранения собственного здоровья;

4)ответственность за здоровье других людей;

5)гармония души и тела, режим дня и здоровья;

6)значение воли в сохранении здоровья;

7)самовоспитание и саморегуляция в здоровье;

8)традиции и обычаи семьи по сохранению здоровья



Учебная деятельность.

При планировании и проведении уроков необходимо придерживаться основных требований к уроку с позиций здоровьесбережения (Приложение 1.)

Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья одноклассники. Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.


Внеурочная работа

Осуществление задач по формированию у учащихся культуры сохранения и самосовершенствования собственного здоровья во внеурочной деятельности возможно посредством:

проведения спортивных конкурсов, соревнований внутри класса и между начальными классами, участия детей в общешкольном кроссе;

организации и проведения экскурсий, походов, целевых прогулок;

проведения классных часов на темы здоровьесбережения;

организации и проведения внеклассных мероприятий с привлечением учащихся из других начальных классов .

Заключение

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.



Приложение 1

Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения

1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.

2.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

3.Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

4.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

5.Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

6.Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

7.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются в «потребителей знаний», в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

8.Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).

9.Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.

10.Поза учащихся, чередование позы (следит ли учитель за посадкой учащихся, чередуется ли поза в соответствии с видом работ).

11.Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

12.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, формирование потребности к здоровому образу жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

13.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.д.

14.Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей), между учащимися (сотрудничество-соперничество, дружелюбие- враждебность, заинтересованность-безразличие).

15.Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание с комментарием, музыкальная минутка.




7