3. Актуализация знаний | 5 | Актуализация знаний по ранее изученному материалу. Постановка вопроса. | Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество. В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов. |
4. Изучение нового материала | 23 | Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока. Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать. Каждая группа получает задание: 1. Группа работает с учебником и атласом стр.166-167, 171-173 – составляют кластер- гроздь по вопросу образования централизованного государства Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен? учащиеся работают с атласами и текстом учебника. 2. Группа, работает с проблемным заданием по вопросу – предпосылки, причины освобождения от ордынской зависимости.(Фишбоун) 3. Группа работает с документом и отвечают на поставленные вопросы к нему. 4. Группа подводит итоги правления Ивана 3 и составляют синквейн непосредственно ознакомившись с материалом учебника и ответами одноклассников. . | Варианты ответов учащихся: Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель. Мы должны узнать, как возникло единое русское государство. Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель. Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель. – Иван Третий, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже. Каждая группа в течении фиксированного времени (10 минут) начинает выполнять свою работу, выбрать 2-х представителей для защиты. Далее каждая группа должна защитить свою работу в течении 3 минут. |
.5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала | 6 | Мотивация обучающихся, по ходу защиты учитель задает вопросы. | На вопросы отвечает весь класс. |
6. Подведение итогов урока | 5 | Беседа с учащимися по вопросам: Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему. Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига. Предлагает ребятам самостоятельно оценить работу своих групп, выставление оценок. Рефлексия. | Ответы на вопросы. Самооценка деятельности групп. Рефлексия. |
7. Организация изучения домашнего задания | 2 | Объяснение домашнего задания. | Выполнение домашнего задания. П.21, выполнить задания к уроку в рабочей тетради. По желанию выполнить творческое задание: Напишите рассказ от имени русского ратника о событиях на реке Угре в 1480 году. |