II фаза – работа над темой 4 этап - инпут |
Учитель использует метод «Исторический документ» цель: Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся; необходимые материалы: раздаточный материал – выдержки из исторических источников; технология проведения: учитель организует работу учащихся в парах с историческими документами, текстом учебника для знакомства с личностью Ивана III. Учащиеся I ряда знакомятся с документами, где говорится о детстве и юности Ивана III (приложение 1), учащиеся II ряда знакомятся с оценками деятельности Ивана III (приложение 2), учащиеся III ряда читают документы, в которых говорится об итогах и значении правления Ивана III (приложение 3). На основе исторических источников и текста учебника нужно составить рассказ о Иване III. | Читают, анализируют документы, сопоставляют с текстом учебника. | Осуществляют поиск информации с использованием раздаточного материала и текста учебника. Делают выводы и умозаключения. | Обсуждают, задают вопросы, подбирают тексты из документов для выступления. | Взаимодействие в парах, в коллективе для принятия эффективных совместных решений. Умение точно формулировать свою мысль. | Сравнивают свою работу с другими. | Контроль, коррекция знаний Умение точно выражать свою мысль. |
Устно составляют рассказ. Дополняют ответы друг друга. |
Учитель организует ролевую игру: цель: активизация мыслительной деятельности учащихся: необходимые материалы: Портреты Ивана III, Марфы Борецкой, иллюстрации с изображением Новгорода; предварительная подготовка: ученик должен подготовить текст своего выступления. У доски ставится стул (трон); технология проведения: ученик от имени Ивана III сообщает: «Мне стало известно, что в Новгороде одни бояре поддерживают меня- великого князя, выступают за тесные связи с Москвой, а другие во главе с Марфой Борецкой заключают договор с Казимиром - великим князем литовским и польским. А это не только политическая измена, но и измена православию. Да, следует, наказать сей город». Разыгрывается ситуация, на основе которой учащиеся делают выводы о планах Ивана III. Демонстрация слайдов. Организует выступление учащихся: помогает выбрать визуальную форму подачи материала, определить логику его изложения, определяет очередность представления презентаций, организует обратную связь с другими учащимися. | Анализируют полученную информацию. | Строят предположения о планах Ивана III в отношении Новгорода. | Выступление представителей пар. | Монологическая, диалогическая речь. | Сравнивать, оценивать свои и чужие ответы. | Оценивание деятельности работы других групп по предложенным критериям. |
Учитель организует выступление учащегося о «Стоянии на реке Угра», демонстрирует слайды, ставит перед учащимися вопросы. | Воспринимают информацию о битве на реке Угра. Работают с исторической картой. | Выстраивают причинно- следственные связи. Делают выводы о значении данного события. | Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение. Участвуют в обсуждении Выражают собственное мнение. | Монологическая, диалогическая речь. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мысли. | Анализ правильности сделанных выводов. | Развитие способности публичного выступления. Умения задавать вопросы докладчику. Осознание качества и уровня усвоения материала. |
5 этап – проработка содержания темы |
Учитель организует работу с исторической картой, чтобы учащиеся, проследив, как изменилась территория Московского княжества, после присоединения Новгорода, определили дальнейшие планы Ивана III. (присоединение Твери и других городов). Демонстрация слайдов. | Изучают легенду карты. Учащиеся I варианта читают материал учебника на стр. 171, учащиеся II варианта читают материал учебника на стр. 171-173. После чего составляется рассказ по цепочке (один ученик начинает, другой, сидящий с ним за партой продолжает, затем подхватывают ученики со второй парты и так далее). | Извлечение необходимой информации, пересказ. Запись в тетрадь. | Слушают друг друга, дополняют ответы других. | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | Осуществляют отбор информации. Управляют своим поведением и деятельностью. | Саморегуляция эмоционального состояния. |
6 этап – эмоциональная разрядка |
Использует метод «Верю-не верю» цель: снятие напряжения; необходимые материалы: подготовить вопросы и разместить их на слайде; технология проведения: Учитель предлагает ответить на вопросы, учащиеся выполняют действия (верю-хлопают в ладоши, не верю – молчат). Приложение 4 | Отвечают на вопросы | Соблюдают установленные правила игры | Сотрудничество учителя и учащихся, ученика и классного коллектива | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | Управляют своим поведением и деятельностью. | Осознание сопричастности к общему делу, самооценка |
7 этап -рефлексия |
1.Подведение итогов игры «Самый активный…». цель: Формирование навыков самооценки технология проведения: подсчитываются звезды, которые набрали ученики каждого ряда, определяется самый активный ряд, определяется самая активная парта и самый активный ученик, которому присваивается звание «Лучший исследователь». 2.Синквейн Выясняется, кто и почему хочет внести коррективы в синквейн, составленный в начале урока. Выставляются и комментируются оценки. Организует обсуждение результатов. Записывает на доске и комментирует дифференцирован-ное домашнее задание: параграф № 20, ТПО, 1)сообщение «реформы Ивана III», 2)рассказ от имени участника событий. 3) составить тест по пройденной теме. | Обобщают результаты своей деятельности по достижению результата. Воспринимают информацию, фиксируют информацию в дневник. | Высказывают свое отношение (согласие или несогласие) к эпиграфу совместного исследования. Извлечение необходимой информации. | Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение. Участвуют в обсуждении. Выражают собственное мнение. Слушают учителя, задают вопросы на уточнение. | Монологическая, диалогическая речь. Контроль, коррекция, оценка своих действий и действий учащихся. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мысли. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | Анализ правильности выводов. Делают выбор уровня Д/З. | Развитие способности к самооценке. Осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование результата и уровня усвоения. |