Тема: Создание инструкции по самостоятельной жизни подростка
Автор проекта: Зарубина Диана Александровна
Костина Евгения Александровна
Ученицы 9 В класса
Руководитель проекта: Ключкина Наталья Анатольевна
Учитель биологии
г. Иркутск
2017 год
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Подростковый возраст - это не только ссоры с родителями, познание мира, бесконечные разговоры с друзьями ни о чем. Подростковый возраст - это то время, когда дети начинают жить отдельно от родителей. Но все ли дети готовы к этому?
Цель: Создать инструкцию по самостоятельной жизни и разработать инструкцию для жизнедеятельности подростков.
Проблема: некоторые подростки не готовы войти во взрослую самостоятельную жизнь
Гипотеза: При условии, что большинство людей подросткового возраста начинают жить самостоятельной жизнью, иногда появляются трудности с некоторыми проблемами и для этого разрабатывается инструкция для помощи в самостоятельной жизни подростков.
Назначение проекта: Составить инструкцию для подростков, у которых есть проблема с самостоятельной жизнью.
Самостоятельность:
• умение действовать по собственной инициативе, замечать
необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью к
взрослому и контроля с его стороны;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и
условий деятельности;
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть
условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку
результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.
Сегодня намного труднее воспитывать детей, чем несколько лет назад. Для хорошего воспитания современных подростков надо приложить огромные усилия, потратить на это и слезы, и кровь, и пот. Но старания окупятся с лихвой, когда увидишь, что твой ребенок вырос ответственным взрослым.
Одним из основных новообразований подросткового возраста является развитие самостоятельности. Благодаря ей подросток переходит в пору молодости, ответственно подходя к своей будущей профессии и получению образования, а также к выбору самой профессии. Существуют факторы, осложняющие развитие самостоятельности в подростковом периоде. Часто они возникают вследствие психологической травматизации или гиперопекающего либо контролирующего стиля воспитания. Зачастую забота о ребенке заменяет ласку и проявление нежности по отношению к нему.
Также часто из-за излишней заботы и беспокойства родитель может
лишать ребенка возможности что-либо делать самому (убирать за собой, готовить, стирать, принимать жизненно важные решения).
Самостоятельность развивается у ребенка с малых лет, еще с года, когда ребенок впервые начинает сам ходить, потом сам выполнять какие-то дела.
У ребенка гиперопекающего родителя вследствие отсутствия практики проявления самостоятельности этот навык и потребность что-нибудь сделать самому атрофируется.
В целях развития способности подростка в будущем к
самостоятельной жизни и была разработана наша инструкция «Подготовка к самостоятельной жизни»
5 причин, почему подросток не самостоятелен:
Страх сделать ошибку и превратиться в насмешку в глазах друзей, родственников.
Боязнь последствий, ведь в подростке еще живут детские правила: поступил неправильно – будешь наказан.
Страх неизведанного: неправильно принятое решение может круто изменить жизнь, уйдут друзья, поменяется привычный уклад.
Нехватка опыта – возможно главная причина: подросток попросту не понимает сути проблемы выбора и не в состоянии ее решить сам.
Лень – производное от слабой жизненной мотивации: подростку не за чем делать выбор, он привык, что все сделают за него.
В воспитании подростков только огромные усилия со стороны родителей могут направить ребенка к нужной цели. Но помните, что каждый подросток – это индивидуальная личность. Нельзя его сравнивать с кем-либо или указывать направление, которое противоположно его желаниям. Только совместный выбор цели приведет к точному попаданию и получению уважения со стороны ребенка. Наделите подростка свободой воли в определенных рамках, но не «зажимайте» их. Дети, у которых постепенно увеличивается свобода и доверие родителей, став взрослыми, будут связаны с вами и всегда выслушают родительский совет.
Список литературы:
Гордеев М.Н.
Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд.— М. Изд-во
Института психотерапии, 2005.
Волженина Т.С
. Советы родителям всех возрастов. // ВИНОГРАД:
Православный журнал для родителей. — No 5 (37), 2010
Гордеев М.Н., Гордеева Е.Г.
НЛП в психотерапии. — М.: Изд-во
Института психотерапии, 2002.
Социальная ситуация развития
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.
Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.
Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представления о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п.
Подростковый возраст является по сути кризисным.
Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
Исследователь психологии подростков М. Клее задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:
необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
постепенный переход к взрослой сексуальности.
Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление познавательных способностей отмечено двумя основными достижениями:
развитием способности к абстрактному мышлению;
расширением временной перспективы.
Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
освобождение от родительской опеки;
постепенное вхождение в группу сверстников.
4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащие в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как отличного от привычных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).
Центральные новообразования
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающее в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.
Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрении, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.
В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения. Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.
Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а так же в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:
• подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
• ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков – «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);
• взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
• интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).
Ведущая деятельность
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых.
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.
Мышление
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.
Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание.
Речь
Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения.
Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.
Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.
Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях – языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися подростками, но и в краткой форме выражают философию жизни.
Самосознание
Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качество из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания является качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.
В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения – наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создания общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.
http://psikhologiya.livejournal.com/132726.html
http://bysolo.ru/otpustit-rebenka-v-samostoyatelnuyu-zhizn.html