СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание коллаборативной среды как условие развития функционально грамотной личности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему «Создание коллаборативной среды как условие развития функционально грамотной личности».

Просмотр содержимого документа
««Создание коллаборативной среды как условие развития функционально грамотной личности»»

Доклад на тему: «Создание коллаборативной среды как условие развития функционально грамотной личности»

Перед казахстанскими учителями была поставлена задача, которая озвучена в Послании Президента народу. Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

«…Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах… Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». (Из послания Президента)

В содержание профессиональной компетентности учителей ранее не включалась функциональная грамотность, так как она не значилась в конечных результатах общего среднего образования. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, которая нашла отражение в Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, является на современном этапе развития образования одной из главных задач.

Трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности учащихся в образовательных учреждениях, связаны с тем, что недостаточная сформированность, как целостной системы, функциональной грамотности в школьной практике. Как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных знаний, умений и навыков, но без опоры на развитие личностных качеств, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностно- ориентированный компонент). Выявляется невысокий уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционного подхода к обучению и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.

В современной школе находятся противоречия между потребностью развития функциональной грамотности учащихся как условия их успешной социализации и адаптации в обществе и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы, а также между назревшей необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся и решение этой проблемы на практике.

Эффективность развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся школы достигается через овладение способами работы с информацией, позволяющими решать реальные жизненные проблемы и адаптироваться к внешнему миру. В содержание входит три составляющие: когнитивный, операционально-технологический и личностный компоненты.

Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения квалификации в условиях внутришкольной методической работы

Составлен план и график тем, которые планирую изучить в этом учебном году и применить их на уроках. В основе занятий создание коллаборативной среды путем диалогового обучения.

  • «Новые подходы в обучении», целью которого было ознакомление с современными подходами в педагогике,

  • «Критериальное оценивание», формирование понятия о формативном и суммативном оценивании, их применении для более эффективного включения учащегося в результативность своего обучения

  • «Инклюзивность в образовании», где учителя формировали свои методы работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися, через составление заданий по таксономии Блума,

  • «Развитие критического мышления», цель которого было практическое владение широким спектром методов для роста критического мышления не только учащихся, но и учителей, таких как «Инсерт», «Фишбоун», «Шесть шляп Дюбона», «Мозговой штурм» и т.д.

  • «Применение ИКТ», где учителя повышали свою информационную компетентность, овладевая приемами работы с Activ Inspire, Интернетом, электронной почтой.

Результативность процесса развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в условиях  школы зависит от:

- осуществления методической работы на основе системы развития профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей организованное взаимодействие по обеспечению и сопровождению деятельности, направленной на удовлетворение образовательных потребностей и устранения затруднений учителей в вопросах формирования функциональной грамотности у учащихся;

- мониторинга развития профессиональной компетентности учителей как диагностической основы управления данным процессом.




Литература

  1. Н.А. Назарбаев. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»

  2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности
    школьников на 2012 – 2016 годы от 25 июня 2012 года № 832  

  3. Руководство   для учителя Программы курсов повышения квалификации   педагогических работников третьего и второго уровня