«Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»
- На этапе внедрения новых ФГОС подвергаются переосмыслению цели обучения и воспитания, которые сегодня предполагают овладение не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью характеристик сформированности у выпускника школы познавательных и личностных способностей. В соответствии с этим, основные образовательные результаты определяются многообразием и характером видов универсальных учебных действий , определяющих способность личности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
- В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
- Технология проблемного обучения способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных).
- Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы:формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
Проблемное обучение всегда было основой развивающего урока.
Распространённая структура развивающего урока в начальной школе включает следующие этапы:
I. Подготовительная работа к созданию проблемной ситуации;
II. Создание проблемной ситуации;
III. Организация осознания учебной задачи и принятия её детьми;
IV. Подготовка и организация системы моделирующих действий (или заданий) для выхода из проблемной ситуации;
V. Организация процесса осознания необходимости и рациональности нового знания;
VI. Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объём;
VII. Обобщение этого знания или умения и упорядочение его в виде обобщённого способа действий или обобщённого понятия
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.
Приемы создания
проблемной ситуации
сокращенные
мотивирующие
классические
диалог от
проблемной
ситуации.
темы урока с
использованием
приема
«яркое пятно».
ситуация
с удивлением.
ситуация
с затруднением.
непонятных явлений.
к проблеме
диалог.
темы урока с
использованием
приема «актуализация».
от проблемы
диалог.
Как создать правильную проблемную ситуацию?
- Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
- Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
- В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
- В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.
А.Эйнштейн писал: “Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение” ...
Конкретные пути создания проблемных ситуаций на уроке.
Типы ситуаций
Не могу!
Дается практически невыполнимое задание.
Несоответствие
Конфликт
Дается задание, в котором нужно использовать знание в новой ситуации.
Ситуация, рассматривающая противоположности.
Неожиданность
Неопределенность
Вызывает удивление, необычное задание.
Неоднозначные решения в виду недостаточных или лишних данных.
Выбор
Ошибка!
Дается ряд готовых решений. Необходимо выбрать готовое.
Задание с заведомо допущенной ошибкой.
«Несоответствие!» Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
Тема: «Разделительный мягкий знак» (Фрагмент урока)
Мотивация учебной деятельности.
Учитель
Ученики
Предлагаю ученикам написать под диктовку слова «полью», «вьюга» «пьёт» (Пройдя по классу и посмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов, среди них есть правильные и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы
- Задание было одно?
- А какие результаты получились?
- Как думаете почему?
Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах.
- Какова же цель нашей работы на уроке?
- Для чего это нам необходимо?
-Одно.
- Разные.
- Узнать больше о мягком знаке.
- Чтобы правильно писать слова.
«Не могу!» Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
Учитель предлагает вообще невыполнимое задание. Оно вызывает затруднение.
Математика
Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое вообще.
слова » .
«Неопределенность»
Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
Тема: «Однозначные и многозначные
- Ребята, посмотрите на картинки, определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему?
-Правильно, карандаш.
- Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну…
На поляне увидел два домика, из которых доносились разные слова.
Из первого — иголка, ключ, ручка, лист. Из второго – пенал, линейка, тетрадь. Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе? -Кто хочет знать, почему?
(Дальше мы постараемся ответить на этот вопрос.)
Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением».
Урок математики
Тема: «Какие бывают часы»
Фрагмент урока
Мотивация учебной деятельности.
- Мы с вами на проверку домашнего задания потратили 2 минуты. Сколько минут осталось до конца урока, если урок продолжается 10 минут?
- Приходилось ли вам в жизненной ситуации измерять время?
- А кто из вас может сказать, что такое время?
-Отгадайте загадку: чем измерять знаем, а где то, что измеряем?
- А можем взять его в руки, остановить, почувствовать?
- Неудивительно ли измеряем то, чего на самом деле нет?
Сообщение темы урока.
-Чтоб ориентироваться в пространстве, чтобы определить стороны горизонта, люди придумали компас. А что они изобрели, чтобы ориентироваться во времени?
Обсуждение вопросов.
- Как люди научились ориентироваться во времени?
-Всегда ли были такие часы как сейчас?
- Какие были первые часы?
-Что могло служит для подсчёта времени?
-Какая тема нашего урока?
Ошибка!
Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Тема урока: «Природные зона. Пустыня».
- Как вы думаете, много ли растений в пустыне?
- Очень мало, почти нет.
- Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление).
- Что вы сначала сказали?
- Как мы привыкли представлять себе пустыню?
- Как на самом деле?
- Что узнали из текста?
- Какая же возникает проблема?
- В чем мы должны разобраться?
- Как растения приспосабливаются в пустыне?
«Яркое пятно»
Это интересная история, легенда, сказка, шутка, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, которые могут привлечь внимание и заинтриговать учащихся.
Предлагаю в виде яркого пятна сказку «Колобок»
Связать эту сказку с уроком русского языка
- Какую тему вы можете изучать? (Безударные гласные в корне слова, суффикс – ок).
Свяжите сказку с уроком окружающего мира.
- Кто встретился по дороге Колобку?
- Чем питаются эти звери?
- Кто реально опасен для Колобка?
Пример мотивирующего приема
«яркое пятно».
Это прием, при котором учитель начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал. Например, как найти слово в словаре? Невозможно же пролистать его весь! Значит, слова следует располагать в некотором порядке, известном всем. Что это за порядок?
Пример мотивирующего приема
«актуализация».
Учащиеся, которые «открыли» новое через проблемные ситуации, т.е. с большой долей самостоятельности, не допускают ошибок сразу после изучения нового. Устойчивость сформированных навыков в 1,5 – 2 раза выше.
Спасибо за внимание!