СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Об использовании технологии  проблемного обучения  в учебном процессе.

Просмотр содержимого презентации
«Создание проблемных ситуаций»

«Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»

«Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий»

На этапе внедрения новых ФГОС подвергаются переосмыслению цели обучения и воспитания, которые сегодня предполагают овладение не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью характеристик сформированности у выпускника школы познавательных и личностных способностей. В соответствии с этим, основные образовательные результаты определяются многообразием и характером видов универсальных учебных действий , определяющих способность личности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
  • На этапе внедрения новых ФГОС подвергаются переосмыслению цели обучения и воспитания, которые сегодня предполагают овладение не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью характеристик сформированности у выпускника школы познавательных и личностных способностей. В соответствии с этим, основные образовательные результаты определяются многообразием и характером видов универсальных учебных действий , определяющих способность личности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.   Технология проблемного обучения способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных).  Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы:формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.    
  • В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
  • Технология проблемного обучения способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных).
  • Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы:формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.    
Проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Распространённая структура развивающего урока в начальной школе включает следующие этапы:    I.        Подготовительная работа к созданию проблемной ситуации;   II.        Создание проблемной ситуации;   III.       Организация осознания учебной задачи и принятия её детьми;   IV.       Подготовка и организация системы моделирующих действий (или заданий) для выхода из проблемной ситуации;   V.       Организация процесса осознания необходимости и рациональности нового знания;    VI.      Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объём;    VII.    Обобщение этого знания или умения и упорядочение его в виде обобщённого способа действий или обобщённого понятия

Проблемное обучение всегда было основой развивающего урока.

Распространённая структура развивающего урока в начальной школе включает следующие этапы:

   I.        Подготовительная работа к созданию проблемной ситуации;

  II.        Создание проблемной ситуации;

  III.       Организация осознания учебной задачи и принятия её детьми;

  IV.       Подготовка и организация системы моделирующих действий (или заданий) для выхода из проблемной ситуации;

  V.       Организация процесса осознания необходимости и рациональности нового знания;

   VI.      Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объём;

   VII.    Обобщение этого знания или умения и упорядочение его в виде обобщённого способа действий или обобщённого понятия

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.

Приемы создания проблемной ситуации сокращенные мотивирующие классические Сообщение Побуждающий Проблемная диалог от проблемной ситуации. темы урока с использованием приема «яркое пятно». ситуация с удивлением. Демонстрация Проблемная Подводящий ситуация с затруднением. непонятных явлений. к проблеме диалог. Сообщение Подводящий темы урока с использованием приема «актуализация». от проблемы диалог.

Приемы создания

проблемной ситуации

сокращенные

мотивирующие

классические

  • Сообщение
  • Побуждающий
  • Проблемная

диалог от

проблемной

ситуации.

темы урока с

использованием

приема

«яркое пятно».

ситуация

с удивлением.

  • Демонстрация
  • Проблемная
  • Подводящий

ситуация

с затруднением.

непонятных явлений.

к проблеме

диалог.

  • Сообщение
  • Подводящий

темы урока с

использованием

приема «актуализация».

от проблемы

диалог.

Как создать правильную проблемную ситуацию?   Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста. Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний. В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие. В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.   А.Эйнштейн писал: “Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение” ...

Как создать правильную проблемную ситуацию?

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

А.Эйнштейн писал: “Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение” ...

Конкретные пути создания проблемных ситуаций на уроке. Типы ситуаций Не могу! Дается практически невыполнимое задание. Несоответствие Конфликт Дается задание, в котором нужно использовать знание в новой ситуации. Ситуация, рассматривающая противоположности. Неожиданность Неопределенность Вызывает удивление, необычное задание. Неоднозначные решения в виду недостаточных или лишних данных. Выбор Ошибка! Дается ряд готовых решений. Необходимо выбрать готовое. Задание с заведомо допущенной ошибкой.

Конкретные пути создания проблемных ситуаций на уроке.

Типы ситуаций

Не могу!

Дается практически невыполнимое задание.

Несоответствие

Конфликт

Дается задание, в котором нужно использовать знание в новой ситуации.

Ситуация, рассматривающая противоположности.

Неожиданность

Неопределенность

Вызывает удивление, необычное задание.

Неоднозначные решения в виду недостаточных или лишних данных.

Выбор

Ошибка!

Дается ряд готовых решений. Необходимо выбрать готовое.

Задание с заведомо допущенной ошибкой.

«Несоответствие!» Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».  Тема: «Разделительный мягкий знак» (Фрагмент урока) Мотивация учебной деятельности. Учитель Ученики Предлагаю ученикам написать под диктовку слова «полью», «вьюга» «пьёт» (Пройдя по классу и посмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов, среди них есть правильные и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы - Задание было одно? - А какие результаты получились? - Как думаете почему?  Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. - Какова же цель нашей работы на уроке? - Для чего это нам необходимо?           -Одно. - Разные. - Узнать больше о мягком знаке. - Чтобы правильно писать слова.

«Несоответствие!» Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».

Тема: «Разделительный мягкий знак» (Фрагмент урока)

Мотивация учебной деятельности.

Учитель

Ученики

Предлагаю ученикам написать под диктовку слова «полью», «вьюга» «пьёт» (Пройдя по классу и посмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов, среди них есть правильные и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы

- Задание было одно?

- А какие результаты получились?

- Как думаете почему?

Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах.

- Какова же цель нашей работы на уроке?

- Для чего это нам необходимо?

 

 

 

 

 

-Одно.

- Разные.

- Узнать больше о мягком знаке.

- Чтобы правильно писать слова.

«Не могу!» Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».  Учитель предлагает вообще невыполнимое задание. Оно вызывает затруднение. Математика  Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое вообще.

«Не могу!» Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».

Учитель предлагает вообще невыполнимое задание. Оно вызывает затруднение.

Математика

Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое вообще.

слова » . «Неопределенность»  Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением». Тема: «Однозначные и многозначные - Ребята, посмотрите на картинки, определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему? -Правильно, карандаш. - Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну… На поляне увидел два домика, из которых доносились разные слова. Из первого — иголка, ключ, ручка, лист.  Из второго – пенал, линейка, тетрадь.  Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе?  -Кто хочет знать, почему? (Дальше мы постараемся ответить на этот вопрос.)

слова » .

«Неопределенность»

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».

Тема: «Однозначные и многозначные

- Ребята, посмотрите на картинки, определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему?

-Правильно, карандаш.

- Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну…

На поляне увидел два домика, из которых доносились разные слова.

Из первого — иголка, ключ, ручка, лист. Из второго – пенал, линейка, тетрадь. Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе? -Кто хочет знать, почему?

(Дальше мы постараемся ответить на этот вопрос.)

Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением».  Урок математики  Тема: «Какие бывают часы» Фрагмент урока Мотивация учебной деятельности. - Мы с вами на проверку домашнего задания потратили 2 минуты. Сколько минут осталось до конца урока, если урок продолжается 10 минут? - Приходилось ли вам в жизненной ситуации измерять время? - А кто из вас может сказать, что такое время? -Отгадайте загадку: чем измерять знаем, а где то, что измеряем? - А можем взять его в руки, остановить, почувствовать? - Неудивительно ли измеряем то, чего на самом деле нет? Сообщение темы урока. -Чтоб ориентироваться в пространстве, чтобы определить стороны горизонта, люди придумали компас. А что они изобрели, чтобы ориентироваться во времени? Обсуждение вопросов. - Как люди научились ориентироваться во времени? -Всегда ли были такие часы как сейчас? - Какие были первые часы? -Что могло служит для подсчёта времени? -Какая тема нашего урока?

Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением».

Урок математики

Тема: «Какие бывают часы»

Фрагмент урока

Мотивация учебной деятельности.

- Мы с вами на проверку домашнего задания потратили 2 минуты. Сколько минут осталось до конца урока, если урок продолжается 10 минут?

- Приходилось ли вам в жизненной ситуации измерять время?

- А кто из вас может сказать, что такое время?

-Отгадайте загадку: чем измерять знаем, а где то, что измеряем?

- А можем взять его в руки, остановить, почувствовать?

- Неудивительно ли измеряем то, чего на самом деле нет?

Сообщение темы урока.

-Чтоб ориентироваться в пространстве, чтобы определить стороны горизонта, люди придумали компас. А что они изобрели, чтобы ориентироваться во времени?

Обсуждение вопросов.

- Как люди научились ориентироваться во времени?

-Всегда ли были такие часы как сейчас?

- Какие были первые часы?

-Что могло служит для подсчёта времени?

-Какая тема нашего урока?

Ошибка! Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. Тема урока: «Природные зона. Пустыня». - Как вы думаете, много ли растений в пустыне? - Очень мало, почти нет. - Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление). - Что вы сначала сказали? - Как мы привыкли представлять себе пустыню? - Как на самом деле? - Что узнали из текста? - Какая же возникает проблема? - В чем мы должны разобраться? - Как растения приспосабливаются в пустыне?

Ошибка!

Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

Тема урока: «Природные зона. Пустыня».

- Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

- Очень мало, почти нет.

- Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление).

- Что вы сначала сказали?

- Как мы привыкли представлять себе пустыню?

- Как на самом деле?

- Что узнали из текста?

- Какая же возникает проблема?

- В чем мы должны разобраться?

- Как растения приспосабливаются в пустыне?

«Яркое пятно» Это интересная история, легенда, сказка, шутка, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, которые могут привлечь внимание и заинтриговать учащихся. Предлагаю в виде яркого пятна сказку «Колобок» Связать эту сказку с уроком русского языка  - Какую тему вы можете изучать? (Безударные гласные в корне слова, суффикс – ок). Свяжите сказку с уроком окружающего мира. - Кто встретился по дороге Колобку?  - Чем питаются эти звери? - Кто реально опасен для Колобка? Пример мотивирующего приема «яркое пятно».

«Яркое пятно»

Это интересная история, легенда, сказка, шутка, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, которые могут привлечь внимание и заинтриговать учащихся.

Предлагаю в виде яркого пятна сказку «Колобок»

Связать эту сказку с уроком русского языка

- Какую тему вы можете изучать? (Безударные гласные в корне слова, суффикс – ок).

Свяжите сказку с уроком окружающего мира.

- Кто встретился по дороге Колобку?

- Чем питаются эти звери?

- Кто реально опасен для Колобка?

Пример мотивирующего приема

«яркое пятно».

Это прием, при котором учитель начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал. Например, как найти слово в словаре? Невозможно же пролистать его весь! Значит, слова следует располагать в некотором порядке, известном всем. Что это за порядок? Пример мотивирующего приема «актуализация».

Это прием, при котором учитель начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал. Например, как найти слово в словаре? Невозможно же пролистать его весь! Значит, слова следует располагать в некотором порядке, известном всем. Что это за порядок?

Пример мотивирующего приема

«актуализация».

Учащиеся, которые «открыли» новое через проблемные ситуации, т.е. с большой долей самостоятельности, не допускают ошибок сразу после изучения нового. Устойчивость сформированных навыков в 1,5 – 2 раза выше.

Учащиеся, которые «открыли» новое через проблемные ситуации, т.е. с большой долей самостоятельности, не допускают ошибок сразу после изучения нового. Устойчивость сформированных навыков в 1,5 – 2 раза выше.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!