СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание психологического комфорта на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система мер по созданию психологического комфорта на уроке. Приёмы и методы из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Создание психологического комфорта на уроке»

Выступление учителя МКОУ «Замостянская средняя общеобразовательная школа Мелещенковой Н.Е. на семинаре по теме «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младшего школьника на уроке»

«Всё в твоих руках»(притча)

  «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня бабочка в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

  В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома»,атмосферу психологического комфорта.

Ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются

психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что такое комфорт?

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

 «Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…»

-Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

 -неуверенность в себе;

 -повышенная утомляемость;

 -замедленность темпа деятельности;

 -повышенная потребность во внимании;

 -повышенная двигательная активность;

 -трудности в переключении с одной деятельности на другую.

 У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

-физическая и психологическая напряженность труда;

 -постоянное оценивание со стороны различных людей;

 -высокий уровень ответственности;

 -тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

 -разные стили управления педагогическими кадрами.

Критерии психологического комфорта урока:

  • Отсутствие усталости у детей и учителя

  • Положительный эмоциональный настрой

  • Удовлетворение от сделанной работы

  • Желание продолжать работу

  • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем. Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

  • Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

  • Начинайте урок бодро. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

  • Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания.

  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы.

  • Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

  • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.  

  • Обращайтесь за помощью к самим ученикам.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

Установление личных контактов Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.

Подбадривающее, одобрительное отношение. Во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.

Этическое благородное поведение или позиция сотрудничествазаключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища..

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.

Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Неслучайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.

Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Психологическую  комфортность  мы  понимаем,  прежде  всего,  как  снятие  всех  стрессообразующих  факторов  учебного  процесса.  Ученик  не  должен  чувствовать  себя  в  рамках  школы  постоянно  оцениваемым,  всё  время  контролируемым  объектом.  Главным  должен  быть  процесс  общения  с  учителем,  а  не  отметка,  выставляемая  им.

Создание ситуации успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь, потом переходить к более сложным упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

  1. Ты на верном пути.

  2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

  3. Замечательно!

  4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

  5. Так держать!

  6. Это успешное начало.

  7. Отлично!

  8. Фантастика!

  9. Поздравляю!

  10. Ты прав.

  11. Превосходно!

  12. Умничка!

  13. Молодчина!

  14. Большое тебе спасибо!

  15. Твои успехи все заметнее.

  16. Это твоя победа!

  17. Я верю в тебя.

  18. Спасибо.

Использование элементов проблемного обучения также способствуют созданию ситуации успеха на уроке. Я подбираю такие задания, которые были бы значимы для ребят, интересны, провоцировали высказывание их мнений.

Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. Каким должен быть организационный момент, чтобы ребята весь урок чувствовали себя комфортно? Организационный момент, как одно из важнейшие условий психологического комфорта

Любой урок, любое занятие в школе начинается с организационного момента. Именно в начале урока мы настраиваем детей на работу.

“Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас .Проверим готовность к совместной творческой работе.

а) В стихотворной форме:

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

б) Интеллектуальная разминка

        Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (оно)

       Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (он-но)

        Какова форма множественного числа существительного человек? (люди)

        Какое числительное приказывает тереть? (три)

 Забавные вопросы на догадку и сообразительность:

  Кто украл воробья?

    Куда исчезла картина?

    На каком дереве не растет слива ?

    Какую ноту знает осьминог?

    Кто прячется во мраке озера?

 Вопросы по окружающему миру

    Чем стрекочет кузнечик?

    Растет ли дерево зимой?

   Какое надоедливое насекомое «кровопийца» размножается так быстро, что,  родившись утром, вечером уже становится  бабушкой?

    Что можно получить из хвои сосны?

 Ответьте на вопрос «сколько?»

    Сколько сантиметров  в метре?

    Сколько тех, которые одного не ждут?

    Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?

    Сколько месяцев во времени года?

  Эмоциональная разминка.

Посмотри в окно.

- Попробуйте описать свои чувства, вызванные созерцанием природы.

 Цвет и настроение.

- Нарисуй свое настроение и покажи цветом.

 Минуты радости

- Закройте глаза. Вспомните, когда вам было радостно. Что вы почувствовали?

На уроке применяю упражнение «Комплимент»,которое
помогает установлению и поддержанию контакта, способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок.

Можно предложить использовать следующие варианты упражнения «Комплимент»
- Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени.

  - Комплимент-похвала. Скажи своему другу, что у него хорошо получается.

Важно учить отвечать на комплименты: благодарить, давать ответные комплименты. Это позволяет практиковать учащихся в диалогической речи, знакомит с этикетными моделями.

Заканчивать урок можно и с помощью игры «Давайте похлопаем». Можно использовать как одну из форм оценивания и поощрения, например, «Сегодня Ваня получил  пятерку за контрольную работу», «Кто на уроке ответил на большинство вопросов учителя», «Маша была самой внимательной на уроке». Дети встают, а остальные ученики им аплодируют.

Дидактические игры как средство создания психологического комфорта на уроках

Мы на уроках дружно отвечаем,

От скуки носом не клюём,

Фразеологизмы изучаем,

Комфортно, весело живём!

Дидактические игры способствуют развитию у детей не только психических процессов но и формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму.

Создание психологического комфорта на уроках.

 Я вам предлагаю несколько дидактических игр: 

Счёт-загадки

Два щенка-баловника бегают, резвятся.

К шалунишкам три дружка с громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?

 

Пять лодок было у причала,

Волна их весело качала.

Три лодки взяли рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала?

 

Пять щенков в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

 

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под ёлкой?

 

В снег упал Серёжа,

Зина и Антоша,

А за ними Лена, Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат.

 Сколько было всех ребят?

 Организация  фразеологических  минуток на  уроках

Одним  из  способов   поддержания   психологического  комфорта  я  считаю  организацию фразеологических минуток.

1.  «Фразеологический «зверинец»

На доске  представлены изображения  животных: волк,  кошка,  собака, медведь, одно  изображение  перевёрнуто.

Найдите  каждому  животному  место  в «зверинце» -  подберите  названию  животных  соответствующие  фразеологизмы.  

Фразеологизмы:

- Два…… в  одной  берлоге  не  уживутся

- Чует….. чьё  мясо  съела.

- Как  …  ни  корми,  он всё  в  лес  глядит.

- И   …   помнит,  кто  её кормит.

- Дарёному  …. в  зубы  не смотрят.

 Догадайтесь, кто из  животных должен  жить в оставшемся  фразеологизме?

2. «Рисуем  человечка»

В  каждой  группе  фразеологизмов  не хватает  записи  одной  части  тела  человека. Отгадайте,  какой.  Мы добавим (дорисуем) эту   недостающую  деталь   на  рисунке.

1) как снег  на….,   ….. идёт кругом,  отвечать   …..,   вскружить  ….,  морочить  …..

ГОЛОВА

2) хлопать  ….,  пускать  пыль  в  …..,  как  бельмо  в ……,  …..  не  моргнуть,

ГЛАЗА

3) Вешать …,  зарубить  на  …,  держать ..  по  ветру,  водить  за  ..,  остаться  с  …

НОС

4) Медведь  на  .. наступил,  развесить  ….,  слышать  краем …,  держать …  востро.

УШИ

5) мастер  на все…,  взять  себя в  ….,  сидеть  сложа  …, валиться  из  …

РУКИ

6) Встать  на … ,  сбиться  с  ….,  идти в …,  путаться  по …. ,  потерять  почву  под …

НОГИ

3) «Доскажи словечко»

 Дружнее этих  двух  ребят

На  свете  не  найдёшь.

О  них  обычно говорят:

(водой  е  разольёшь)

 

Мы  исходили  городок

Буквально вдоль  и …(поперёк)

И так  устали  мы  в  дороге,

Что  еле…(мы  волочим ноги)

 4) Буквы заблудились

Исправьте ошибки в  прочтённых учителем  фразеологизмах

 Ус  хорошо,  а  два  лучше.

Работа  не  полк – в  лес  не  убежит.

Машу  маслом  не  испортишь.

Старый круг  лучше новых  двух.

Больше дела, меньше  снов.

 Пути  к  достижению  психологического  комфорта  в  школе  мы  видим,

 во- первых: в  правильной  организации  учебного  процесса. Урок  должен  быть  так  организован,  чтобы  ученик:

      а) получал  знания;

      б) чувствовал  свой  рост;

      в) уважал  себя,  как  личность.

 Во- вторых:  большую  роль  в  снятии  стрессообразующих  факторов  мы  видим  в  системе  подготовки  домашних  заданий  и  контроля: Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

Домашнее задание.

Пиши сочинение или доклад,

Составь кроссворд или реферат.

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

    В первом классе - до 1 часа;

    Во втором классе - до 1,5 часа;

    В третьем - четвёртом классах - до 2 часов;

а) помимо  постоянной  тенденции  к  снижению  объема  задаваемого  на  дом  материала,  необходимо  оказывать  дополнительную  помощь  в  приготовлении  домашнего  задания,  одновременно  ликвидируя  пробелы  в  знаниях.  Тем  самым  обеспечивается  уверенность  и  психологическая  комфортность  ученика  на  следующем  уроке;

    б)  максимум  творческих  заданий  при  необходимом  минимуме  рутинных;

   в) использование  особых  технологий  опроса,  дающих  возможность  исключить  стрессовое  реакции  учащихся  при  текущем  контроле;

     г)  у ребёнка  должно  быть  ощущение  продвижения  вперед (мотивация  успешности).

 В- третьих:  психологическая  комфортность  связана  с  учетом  и  развитием  у  ребенка  реальных  мотивов  учения.

В- четвёртых:  мы  стремимся  создавать  такую  атмосферу  во  взаимоотношениях  ученика  и  учителя,  в  которой  ученик  чувствовал  бы  себя  комфортно,  стремился  проявить  свой  творческий потенциал,

Развивал творческую  активность.  

Создавая  на  уроке  атмосферу  сотрудничества,  педагог  достигает  того,  что  у  учащихся  появляются  не  только  прочные  знания,  но  и  удовлетворение  своей  учебной  деятельностью  и  творчеством.  Важно,  чтобы  у  ребёнка  возникала  радость  от  того,  что  он  умеет  применять  полученные  знания.

Создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы

Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы. Я считаю, что ребенок — это носитель своего предназначения и своей неограниченной огромной энергии. Он — явление нашей жизни. И поэтому целью работы каждого учителя является воспитание личности, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.


Список литературы

2. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. - №6. – с. 10-42.
3. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие. – Кемерово: Издательство обл ИУУ, 1999.
4. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха  на   уроке  // Начальная школа. – 2003. - №4.- с. 90-93.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998, - С. 289.

6. Видеозапись урока,фотомонтаж.

7. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/ дата обращения: 05.09.14





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!