СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

Введение       ………………………………………………………                 3                                                                 

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов         ………………………………………………………6

2. Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников в учебной  деятельности …………………………..8

3. Формирование читательской компетентности во внеклассной деятельности…………………………………………………………………11

4. Организация системы контроля формирования показателей читательской компетентности. Достижения учащихся. ……………………………….  12

Заключение…………………………………………………………………   16

 Список литературы………………………………………………………..  17

 Приложение………………………………………………………………   .18

 

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальной школы»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шалинского городского округа

«Шалинская средняя общеобразовательная школа № 90»














Создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальной школы












Выполнила:

Новосельская Мария Васильевна

учитель начальных классов

I квалификационная категория











Шаля

2016 г.

Содержание


Введение ……………………………………………………… 3

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов ………………………………………………………6

2. Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников в учебной деятельности …………………………..8

3. Формирование читательской компетентности во внеклассной деятельности…………………………………………………………………11

4. Организация системы контроля формирования показателей читательской компетентности. Достижения учащихся. ………………………………. 12

Заключение………………………………………………………………… 16

Список литературы……………………………………………………….. 17

Приложение……………………………………………………………… .18





















Введение

«Чтение должно стать для ребенка

очень тонким инструментом овладения

знаниями и вместе с тем источником

богатой духовной жизни»

В.А. Сухомлинский


Актуальность проблемы формирования читательской компетентности младших школьников.

«В России уменьшается доля  «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза Сергей Степашин.

По исследованиям  работников библиотек – 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтение  даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является  сформированность  ключевых компетентностей, о чём сказано в Концепции модернизации Российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после чтения.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
-положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
-заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
-увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
-стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».

Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию IT-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, утверждают, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей. Но, к сожалению, данные технические новинки современного общества не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.

Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.

Это подтверждает и опрос среди учащихся 2-б класса, проведенный в сентябре 2016 года (2 класс). В анкетировании участвовало 19 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять – 19% учащихся, смотреть ТВ – 26%, играть в компьютер – 53%, читать книги – 21%.

Кроме того, не способствует развитию чтения и уменьшение количества учебных часов на предмет «Литературное чтение» в начальных классах.

Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР (CD, DVD и т.п.), доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.

Цель: Создание педагогических условий для формирования читательской компетентности младших школьников.

Объект: читательская компетентность младших школьников

Предмет анализа: приёмы и методы, средства, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников в учебной и внеклассной деятельности

Гипотеза: формирование читательской компетентности идёт более успешно при систематическом использовании в учебном процессе современных образовательных технологий, методов, приёмов и средств.

Задачи исследования:

  1. Изучить, выявить и внедрить в учебный и воспитательный процесс методы, приёмы и педагогические технологии, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников.

  2. Разработать и организовать систему контроля уровня сформированности показателей читательской компетентности.

  3. С помощью диагностик, анкетирования, тестирований проследить динамику формирования читательской компетентности младших школьников.

  4. Проанализировать полученные результаты и образовательные достижения учащихся.

1. Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается    навык плавного   слогового   чтения,   читаются   слоговые   конструкции,   слова,   словосочетания, предложения,    маленькие   тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

•    умение правильно прочитывать слова;

•    понимать смысл текста;

•    выразительно читать;

•    выдерживать оптимальный  темп чтения.

Для совершенствования навыка   чтения необходимо вызвать интерес  к чтению у младшего школьника. Учителю,    с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения,   способные   затронуть   душу   и   ум,   с   другой   -   обеспечить   комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.    Просматриваются   такие        этапы   формирования   читательских  интересов:

-6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

-8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

-9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.











2. Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников учебной деятельности

Под педагогическими условиями понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, приемов и материально-пространственной среды ОУ, направленных на достижение поставленной цели. Педагогические условия - множество факторов, создающих оптимальные условия для формирования читательской компетентности младших школьников.

Педагогические условия:

  • Содержание программы «Школа России», которое направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на формирование ключевых компетентностей учащихся;

  • Применение системы специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения, систематическое использование опор, способствующих формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом (Приложение 1);

  • Использование средств обучения: наглядные пособия, демонстрационные картины, учебные таблицы, иллюстративный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок, книги, электронные презентации, ЦОР;

  • Использование разнообразных форм работы: игра, литературная игра, беседа, беседа-дискуссия, выставки книг, театрализация, ролевое чтение, «сопереживание» ;

  • Использование зрительных диктантов по текстам И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти, приёмов жужжащего чтения для формирования оптимальной скорости;

  • Использование информационных технологий;

  • Использование средств технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» для формирования навыков вдумчивого чтения;

  • Составление учебной программы по всем предметам с учетом необходимости формирования читательской компетентности учащихся;

Принципы работы:

    • принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

    • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

    • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

    • принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;

    • диалогический принцип.

Технологии

Информационные технологии

- наглядное объяснение нового материала с помощью слайдов, таблиц, схем;

-задания для фронтальной работы с классом;

-создание детьми презентации на заданную тему;

- игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины, кроссворды и т. д.).

-тренажёры;

-тесты, задания повышенный трудности, задания для самостоятельной работы и последующего самоконтроля и самооценки;
- проведение во время урока физкультминуток, включающих гимнастику для глаз и осанки, что позволяет сохранить здоровье школьников.

Коммуникативные технологии обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением различных средств информации. Ведущий метод – общение:

- учебный диалог;

- беседа;

- работа в парах.

Игровые технологии: дидактические, ролевые, сюжетные игры, литературные игры;

- загадки (загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи);

- игры-путешествия (по природным зонам, в пещеру древнего человека и

- игры-систематизации (подведение под понятия);

- игры-исследования (по результатам опытов и наблюдений).

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Средства технология РКМЧП для формирования навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма:

-базовая модель ( Вызов – Смысловая стадия – Рефлексия) содержит большие возможности для повышения эффективности данных процессов. Первый этап, названный в технологии РКМЧП стадией вызова, призван включить механизмы мотивации. Именно в этот момент ученик определяет личные цели чтения, отвечая себе на вопросы: «Для чего я буду читать этот текст?», «Какую конкретно информацию я хочу почерпнуть из него?». Как известно, личная заинтересованность всегда делает процесс познания более эффективным, направленным. Таким образом, еще до знакомства с текстом ученик начинает активно размышлять по поводу конкретного предметного материала.

-непосредственно чтение осуществляется на смысловой стадии. Этот процесс можно организовать по-разному, и от способа его организации будет зависеть его эффективность. Для реализации идеи вдумчивого чтения в технологии используются такие методические приемы, которые позволяют воспринимать информацию активно. Более того, работая с текстом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно, никто не влияет на него извне, ребенок получает возможность контролировать себя сам и таким образом движется к достижению поставленных на стадии вызова личных целей.

-работа на стадии рефлексии способствует присвоению новой информации, при грамотной организации процесса происходит не только количественное приращение знаний, но и качественное изменение предыдущих представлений и предположений. На этом этапе ребенок определяет, в какой мере с помощью чтения он удовлетворил свои познавательные запросы и в каком направлении ему предстоит двигаться дальше.

-для работы с художественным текстом используется стратегия «Чтение с остановками». Во время чтения учителем и учениками поясняются непонятные моменты текста. Учитель следит за правильностью понимания детьми авторских смыслов. Чтение с остановками способствует организации рефлексии по ходу чтения, фиксирует читательскую реакцию, демонстрирует многообразие «отражений».

Проблемно-поисковые (исследовательские) технологии

Ведущий метод — проблемное обучение, совместный поиск решения проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации

- составить рассказ от имени другого персонажа «Посмотри на мир другими глазами»;

- сформулировать правило;

- составить кроссворд по теме.

Основной вид деятельности младших школьников — учебный процесс. Исходя из этого, основная работа по формированию читательской компетентности младших школьников проводилась на уроках: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

3. Формирование читательской компетентности во внеклассной деятельности

  • вовлечение детей в читательскую деятельность во внеурочное время: регулярное посещение библиотеки, просмотр спектаклей по книгам (ТЮЗ, г.Екатеринбург), подготовка и участие в традиционных календарных праздниках (Новый Год, 8 Марта, День Победы, День учителя, День Защитников Отечества), народные православные праздники (Рождество, Масленица, Капустник)

  • литературные викторины, устные журналы, участие в литературных конкурсах, конкурсы чтецов;

  • задания из раздела «Как хорошо уметь читать!» (Приложение 2)

  • разработка и внедрение проектов , «Дневник читателя» (Приложение 3);

  • работа с родителями.

4. Организация системы контроля формирования показателей читательской компетентности

Поскольку контроль достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, Е.А. Адамович, К.Т. Голенкина, В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Особенности организации контроля

Для достижения полученных результатов используются такие формы контроля: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, самоконтроль, тесты (в том числе интерактивные), олимпиады, взаимоконтроль.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки заготавливаю индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

Для учета результатов проверки навыка чтения используется схема

Схема учета навыка чтения в 1-м классе

Фамилия ученика

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает текст

Чтение без ошибок

Осознанность чтения

Общая оценка


Схема учета навыка чтения во 2-4-м классах

Фамилия ученика

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Выразительность чтения (подготовленного заранее)

Общая оценка




Достижения учащихся

Динамика беглости чтения

Выводы: Данные, приведенные в диаграмме, позволяют наглядно увидеть, что ко второму году обучения увеличивается % детей, которые читают выше нормы. Но следует учитывать, что сложность текстов также возрастает.


Динамика осмысленного чтения



Выводы: Видна динамика роста количества детей, читающих осознанно и понимающих содержание прочитанного.

Динамика правильности чтения








Выводы: Данные, приведенные в диаграмме, позволяют наглядно представить уровень сформированности одного из параметров техники чтения - правильность. Увеличивается % учащихся, читающих без ошибок, уменьшается - % допускающих замену, пропуск букв, ошибки в постановке ударения, ошибки в окончании. Однако следует отметить незначительный рост количества учащихся, допускающих 1-2 ошибки. Одной из объективных причин такого рода ошибок является желание учащихся показать высокий темп чтения во время контроля.


Динамика выразительности чтения

Выводы: Данные, приведенные в диаграмме, позволяют наглядно увидеть, что выразительность чтения стабильна.


Заключение

Процесс формирования читательской компетенции должен пронизывать все этапы развития личности ребенка.

Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:

  • младшие школьники еще не могут самостоятельно овладевать полноценным чтением;

  • помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы;

  • благоприятную почву для формирования читательской компетентности создают все описанные метода, приёмы, средства технологий;

  • ведя наблюдения за детьми, осуществляя мониторинг, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по формированию читательской компетентности и развитию детей более эффективной.

















Список литературы

  1. Андреев О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать». М., Просвещение 1991.

  2. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.

  3. Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М., Просвещение, 1991.

  4. «Как научиться быстро читать». Сост. А. Шилин. Мн., Харвест, М., АСТ, 2000.

  5. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению». М., Ось – 89, 2001.

  6. Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей». Из опыта обучения чтению. М., Просвещение, 1990.

  7. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61

  8. Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения. Читательский дневник для учащихся 1 класса: «Что и как читать?». [email protected]

  9. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004

  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  11. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденному Приказом МОиН РФ от 5 марта 2004 года №1089 с изменениями, которые утверждены Приказами МОиН РФ. ( Приказ МОиН РФ от 3.06.2008г. № 164 , Приказ МОиН РФ от 19.10.2009 №427, Приказ МО иН РФ от 24.01.2012 №39, Приказ МОиН РФ от31.01.2012);

  12. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. М.: Дрофа,2004.






Приложение 1


Система упражнений, влияющих на основные параметры чтения.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);

  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение);

  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «игра в прятки»;

  • «мнимое слово»;

  • чтение за «диктором»;

  • синхронное чтение «буксиром»;

  • «подскажи словечко».

Зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Наборы по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами – примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развивалась настолько, что каждый ребенок мог легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шел гораздо быстрее.

Прием жужжащего чтения. Прием основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, сто дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так – 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5*4*5=100 минут.



Опоры для самостоятельного анализа художественных произведений

План рассказа о герое


  1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь … Мне очень не понравился(ась)…)

  2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

  3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

  4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

  5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

  6. Назови героев других произведений, которые в чём-то схожи с этим персонажем.

  7. Подумай и скажи, в чём тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

  8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок или крылатых выражений могла бы лучше всего передать характер этого героя?

  9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?


План анализа сказки


  1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у неё автор или она относится к устному народному творчеству.

  2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

  3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

  4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

  5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

  6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

  7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена её основная мысль?

  8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя.




План анализа басни


  1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

  2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

  3. Обрати внимание на то, как написана басня: прозой или стихами. Найди рифмы.

  4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

  5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

  6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

  7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

  8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что поучительным?

  9. Подготовься к выразительному чтению басни.

  10. Какие выражения украсили нашу речь?



План анализа рассказа


  1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

  2. Подумай, какой из трёх типов текста здесь преобладает:

    1. повествование (рассказывает);

    2. описание (показывает);

    3. рассуждение (доказывает).

  3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

  4. Что, по твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

  5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

  6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

  7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

  8. В чём, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

  9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).

  10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

  11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?





План работы над лирическим стихотворением


  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

  2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

  3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

  4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

  5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

  6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

  7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

  8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

  9. Какую иллюстрацию ты предложил бы сделать к этому стихотворению?

(пункты 4, 5, 6, 7 - рекомендуется выполнить письменно)


Опоры для самостоятельной работы с художественной книгой.

Памятка «Учись читать правильно»

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

  3. При чтении будь внимательным к каждому слову.

  4. Старайся понять, о чём читаешь.

  5. Читай ежедневно вслух и про себя.


Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению»

  1. Читай текст внимательно.

  2. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

  3. Определи своё отношение к событиям.

  4. Мысленно представь себе их.

  5. Продумай и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, пометь паузы, поставь логические ударения.

  6. Прочитай текст для себя вслух.

  7. Прочитай текст выразительно.






План устного рассказа о книге.

  1. Покажи книгу.

  2. Назови автора, художника, издателей.

  3. Познакомь слушателей с тематикой.

  4. Из чего она состоит: из одного произведения или из нескольких.

  5. Назови героев книги.

  6. Что происходит с героем (героями) книги.

  7. Самое интересное - зачитай.

  8. Вырази своё отношение к герою (героям).

  9. Понравилась ли тебе книга?


План рассказа о писателе.

  1. Фамилия, имя, отчество.

  2. Когда и сколько лет жил.

  3. Детство писателя.

  4. Где учился.

  5. О ком или о чём писал.

  6. Что ты читал?

  7. Что тебе больше всего понравилось? Почему?


План письменного отзыва о прочитанной книге.

  1. Автор, название книги.

  2. Краткое содержание:

- тема;

- главные герои;

- интересный отрывок или эпизод.

  1. Чему учит эта книга?

  2. Выпиши значения неизвестных слов и выражений (пользуйся словарём).

  3. Понравилась ли тебе книга? Почему?

  4. Выполни иллюстрацию (по желанию).










Приложение 2

«Как хорошо уметь читать!»

Цель: формирование у учащихся навыков чтения без насилия над ребенком на основе постоянного роста интереса к чтению

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия, которое происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

- увеличить ширину поля зрения;

- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста;

- сократить время каждой отдельной фиксации;

- избавиться от регрессий (повторов, возвращений к раннее прочитанному).

Упражнения на развитие восприятия текста

Работа по буквенным и числовым таблицам строится в два этапа:

- подготовительный – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы в порядке возрастания или по алфавиту (время выполнения – 30 секунд);

- исполнительный – последовательный поиск всех цифр или букв (найденные цифры или буквы указываются карандашом).

Задание: «напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова или термины)





Е

М

Т

А

Щ

И

Ю

Г

Ш

Р

Х

В

П

Й

З

Э

Е

У

Ф

Б

Я

Ч

Д

Л

К

Ц

С

Н

Щ

Ж

10

19

12

15

11

14

20

18

16

17

13

21




Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки (автор – американский ученый психолог Ли Кларк)


Вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот

Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак

Ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка

Маска/манка арка каска пасха маска миска

Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово быстро закрывается карточкой


Чтение с карточкой – для избавления от регрессий. Ученик, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует развитию скорости чтения.


Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, т.к. без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно.

Упражнения на повышения уровня внимания

На расширение объема и распределения внимания:

- Подчеркнуть в ряду буквы:

м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о

у – ы / м с а у с ы м а л е ы и у ы а о д т ж и р

На развитие избирательного внимания (использую методику Мюнстерберга).

- Найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их:

к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т

п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н

- Найти общее понятие для слов каждого ряда

Память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Упражнения на развитие вербальной памяти детей

Упражнения, предложенные И.Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения» и О.А. Кузнецовым в книге «Техника быстрого чтения».

Игра «Кто больше запомнит».

Первый участник называет любое слово, следующий повторяет за ним и называет свое, третий – два предыдущих слова и свое и т.д., пока позволяет память детей. Возможно использование на любых уроках (например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода)

Игра «Посмотри и запомни»

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами, дается время на запоминание. Дети закрывают глаза, учитель меняет карточки местами, дети находят изменения.

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо быть не только внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами: делить текст на части; выделение основной идеи, значимых слов, предложений; мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

Упражнения на определение смысловой структуры текста

Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается)

Работа с деформированным текстом

- Собери рассыпанные слова в предложение

- собери предложения (пословицы) из частей

3. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой

смысловой части текста.

4.Дополни предложение:

например: На берегу развели костер, чтобы …

Игры-занятия, способствующие обучению чтению

(По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия, способствующие обучению чтению/eduhmao)

1. След в след.

Учитель читает текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начинать нужно с небольшой скорости - чтобы вначале каждый ребенок наверняка был успешен.
Затем говорю: "СТОП!" - и, пробегая между рядами, предлагаю некоторым детям показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед сигналом СТОП, и прошу это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное - он же только что его слышал!
Если я вижу, что детям чересчур легко следить за мной, ускоряю темп чтения, стараюсь применять периодическую смену голоса, интонации или темпа. Угадал очередной ребенок - очко "следопытам" (группе), не угадал - учителю. Игра идет до пяти победных очков. Но стараюсь все же не так часто выигрывать.
Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением.


 2.Эхо в горах


Учитель читает текст. Дети храбро читают вместе со мной, только чуть поотстав - эхом. И им уже не так страшно разбираться в незнакомом тексте - потому что они не одни, а вместе с учителем.
Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.


3.В образе


Учитель читает какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац, затем предлагает подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети выскажут множество версий. Теперь предлагаю "прочитать" эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра... В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой.

4.Дружба
Чтение по абзацам, предложениям. Традиционная цепочка. Но дети читают текст вдвоем - например, с соседом по парте. Одному читать страшно, а вдвоем – нет! Один споткнется, другой поможет – темп чтения не нарушится, да и слабый проговорит слово, увидев его в тексте.





Приложение 3

«Дневник читателя»

Цель: организация целенаправленной работы по формированию читателя.

Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое первоначально находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как они могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. Особое внимание уделяется рубрике “Научись меня читать”, в которой предлагается целенаправленная методика работы по работе с книгой. Такая страничка есть в каждом «Читательском дневнике», для того, чтобы ученик правильно строил работу с книгой.

Просьба книги: научись меня читать

Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.

Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.

Предположи, о чём я тебе расскажу.

Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.

Подумай, почему у меня такое название.

Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

. В первом классе эта работа начинается, во втором – расширяется, а в третьем и четвёртом – совершенствуется. Читая каждый день, ребенок постепенно приобретет навыки читателя, научится ориентироваться в мире книг. Наряду с этими рекомендациями, ученик получает возможность научиться правильно подготовить рассказ о понравившейся книге. Подробный план рассказа предлагается каждому учащемуся. Для этого также выделена страничка в дневнике.

 Как готовить рассказ о книге?

Запомни автора, название книги.

Выдели самое интересное, на твой взгляд, что понравилось.

Теперь обдумай свой рассказ,

Не заучивая фраз.
И задумайся о нём:
Что рассказано? О чём?
Что за чем произошло
И к чему всё привело?
Прочитай же ещё раз –
И запомни свой рассказ.

Начни свой рассказ со знакомства с автором, названием книги.

Если книга понравилась

можешь нарисовать понравившегося героя;

можешь “послать” ему письмо.

Такая система работы, своевременная поддержка, личная заинтересованность учителя и родителей младшего школьника позволяет ребенку:

полюбить книгу и процесс чтения;

повысить качество чтения;

расширить кругозор читателя, развить его творческие способности.

Ведение «Читательского дневника» приводит учащихся к некоторому соревнованию: кто больше книг прочитал за отведенный период времени, кто лучше оформил свой дневник и так далее.








25