СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для развития познавательной активности высокомотивированных учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Создание условий для развития познавательной активности высокомтивированных учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности" раскрывает основные аспекты работы с одаренными детьми. 

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для развития познавательной активности высокомотивированных учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Создание условий для развития познавательной активности высокомтивированных учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Степанищева Т.М.,

учитель географии

МБОУ Лицея-интерната им. М. Онджеля


Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Нынешнему поколению, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей задачей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения.

Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников занимает участие школьников в олимпиадах.

Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главная их задача заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся.

Олимпиады позволяют школьникам, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования, они привносят в изучение предмета творческое начало. Дети, увлеченные той или иной наукой, не должны откладывать творчество на завтра. Им нужно пробовать свои силы уже сегодня в достаточно серьезных испытаниях.

Хочется почеркнуть, что подготовка учащихся к олимпиадам по географии должна быть специальной, долгосрочной, комплексной, системной и отличной от школьных занятий, как по программе, так и по методам обучения.

На подготовительном этапе я разрабатываю задания и предоставляю информацию ученикам. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Об этом писал еще Сенека: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

Подготовку учащихся к олимпиадам делю на несколько этапов:

  1. Этап отработки теоретических заданий.

Не случайно часть олимпиадных заданий предлагаются в виде задач. Именно решение задач по географии позволяет судить как о степени теоретической подготовленности учащегося, так и об уровне его логического мышления. Для решения задач кроме хорошего знания физической и экономической географии нужно еще знать "маленькие хитрости", проявить изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения. Например, такие задания, как распознавание образа территории (например, по фрагментам текстов литературных произведений, копиям произведений изобразительного искусства); определение логических цепочек и причинно-следственных связей (например, взаимосвязей компонентов ландшафта, их зависимости от общих планетарных географических закономерностей); пространственная интерпретация статистических данных о населении и хозяйстве в разрезе стран мира и районов крупнейших по территории государств мира; сравнительно-географический анализ природы, населения и хозяйства различных территорий; чтение карты и картографический анализ.

Зачастую задачи носят оценочный характер и, по существу, являются небольшими исследованиями, а их решение — прообразом научного поиска. На данном этапе использую следующие формы работы: участие детей в неделях географии, научно-практические конференции, проблемные дискуссии, научная работа в библиотеке с литературой, работа в сети Интернет (geoman.ucoz.ru; geo2000.nm.ru; www.edu.ru/modules.php; geosfera.ucoz.org и т.д.).

  1. Этап организации дополнительной работы с одаренными учащимися

Основное направление дополнительных занятий - установление связей между отдельными темами, изучаемыми в различных классах. Основной принцип - не дать забыть пройденный материал, даже если он изучался в прошлые годы.

Основная форма занятий - индивидуальные занятия или групповые лекции с индивидуальными консультациями.

Дополнительная работа с одаренными учащимися должна быть долгосрочной.

Практика показывает, что не менее года систематических дополнительных специальных занятий необходимо провести с ребенком, прежде чем можно будет с надеждой на успех направлять его на олимпиаду по географии.

Формы дополнительных занятий.

Если на начальном этапе дополнительной работы с учащимися групповые занятия практикуются как основные, то по мере выявления различной степени одаренности детей, занятия все больше приобретают индивидуальный характер. Более того, групповые занятия дают нужный эффект только в сочетании с индивидуальными консультациями и постоянным контролем за выполнением намеченных заданий.

Следует обратить внимание, что целью дополнительных занятий является не столько изучение нового материала, сколько обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся у учащихся знаний. Поэтому возможно объединение учащихся разных классов при работе над какой-то конкретной темой, или наоборот, разъединение даже одноклассников на разные группы в соответствии с их способностями.

Программа подготовки учащихся к олимпиадам должна быть комплексной.

Дополнительные занятия с одаренными ребятами должны проводиться в строгом соответствии с составленной программой. Бессистемные занятия чаще всего ничего или почти ничего не дают. Именно программа должна учитывать и отражать индивидуальные особенности каждого одаренного ребенка. В своей программе обязательно учитываю все виды подготовки: основы теории, основные методы и приемы решения задач, отработка тестовых заданий, практическую часть, и обязательное сочетание программы подготовки по географии с межпредметными связями.

Работа учителя с одаренными детьми - это сложный процесс. Он требует от учителей личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению.

Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать пространством для его личностного роста.

Своей работой с одаренными детьми я стараюсь подтвердить утверждение Гете: «Способность предполагается заранее, но она должна стать умением».

Вот результаты моей работы:

Бадретдинов Марат - призер муниципальных олимпиад, лауреат региональных олимпиад. В 2010 году поступил в К(П)ФУ на факультет экологии и географии. При сдаче ЕГЭ по географии набрал 82 балла.

Ризатдинов Рамиль - призер и победитель муниципальных, региональных и всероссийских олимпиад. В 2011 году поступил в МГУ на факультет географий, сейчас студент 3 курса. При сдаче ЕГЭ по географии набрал 96 баллов.

Гиззатуллин Тимур - призер муниципальных олимпиад, участник региональных олимпиад, 100 бальник по географии. В 2011 году поступил в МГУ на факультет географии, сейчас студент 3 курса.

Мустафин Айнур Ирекович - призер заочной олимпиады «Эрудиты Планеты». При сдаче ЕГЭ набрал 84 балла.

Я горжусь, что многие мои питомцы по окончании школы выбрали те учебные заведение, где смогли применить полученные знания и опыт на моих занятиях.