СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация поможет в построении доклада на тему социально-психологической адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ»

Создание условий для социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ

Создание условий для социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ

Мир  «особого»  ребенка интересен и пуглив. Мир  «особого»  ребенка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт Мир  «особого»  ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир  «особого»  ребенка – он закрыт от глаз чужих. Мир  «особого»  ребенка допускает лишь своих!

Мир  «особого»  ребенка интересен и пуглив.

Мир  «особого»  ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир  «особого»  ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир  «особого»  ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир  «особого»  ребенка допускает лишь своих!

Категории детей с ОВЗ: • дети с нарушениями зрения • дети с нарушениями слуха • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) • дети с задержкой психического развития (ЗПР) • дети с нарушением интеллекта (У/О) • дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Категории детей с ОВЗ:

• дети с нарушениями зрения

• дети с нарушениями слуха

• дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

• дети с нарушениями опорно-двигательного

аппарата (НОДА)

• дети с задержкой психического развития (ЗПР)

• дети с нарушением интеллекта (У/О)

• дети с расстройствами аутистического спектра

(РАС)

 Адаптаци я – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.  Социально-психологическая адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

Адаптаци я – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Социально-психологическая адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

4 этапа социально-психологической адаптации:    1.Уравновешивание   2.Псевдоадаптация   3.Приноровление  4.Уподобление

4 этапа социально-психологической адаптации:

1.Уравновешивание

2.Псевдоадаптация

3.Приноровление

4.Уподобление

1.Уравновешивание  - минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы.

1.Уравновешивание - минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы.

2.Псевдоадаптация  - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

2.Псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3. Приноровление - признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации и связано со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

3. Приноровление - признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации и связано со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4.Уподобление - трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения

4.Уподобление - трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения

Адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:   1.  Характером нарушения; 2. Психофизиологическими особенностями; 3. Недостатком физического здоровья; 4. Недостатком психологических возможностей для общения; 5. Недостатком материальных средств для удовлетворения  специфических потребностей; 6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в  деятельности, соответствующей их возрасту; 7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами; 8. Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде.

Адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:

 

1. Характером нарушения;

2. Психофизиологическими особенностями;

3. Недостатком физического здоровья;

4. Недостатком психологических возможностей для общения;

5. Недостатком материальных средств для удовлетворения

специфических потребностей;

6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в

деятельности, соответствующей их возрасту;

7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами;

8. Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде.

Социальная недостаточность  - ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.

Социальная недостаточность - ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.

Задачи адаптации младших школьников- создание условий для безболезненного вхождения обучающихся в школьную жизнь: организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся; оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям; психолого-педагогическое просвещение родителей; координирование действий всех специалистов, работающих в школе;

Задачи адаптации младших школьников- создание условий для безболезненного вхождения обучающихся в школьную жизнь:

  • организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;
  • оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • координирование действий всех специалистов, работающих в школе;
Cоздание условий для социально-психологической адаптации обучающихся: Эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе; Коррекционно-развивающие занятия; Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся; Одно из основных направлений адаптации – трудовое; Использование информационно – компьютерных технологий; Активизация взаимоотношений детей с ОВЗ с детьми без ограниченных возможностей; Спортивно-оздоровительная работа; Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Cоздание условий для социально-психологической адаптации обучающихся:

  • Эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе;
  • Коррекционно-развивающие занятия;
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся;
  • Одно из основных направлений адаптации – трудовое;
  • Использование информационно – компьютерных технологий;
  • Активизация взаимоотношений детей с ОВЗ с детьми без ограниченных возможностей;
  • Спортивно-оздоровительная работа;
  • Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Условия социально-психологической адаптации для всех категорий детей с ОВЗ:

1. Усвоение детьми с ОВЗ базовых навыков в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания (участие детей с ОВЗ в общественном производстве, в сфере услуг или труда, в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях);

2. Овладение детьми с ОВЗ навыками социального общения, коммуникации (овладение стандартными схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками само- и взаимопомощи в сложных социальных условиях);

3. Подготовка обучающихся с ОВЗ к доступной трудовой деятельности, овладению трудовыми навыками;

4. Приучение детей с ОВЗ к активному и целесообразному проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.);

5. Организация процесса коррекции и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, ремесел;

6. Необходимо обязательное включение родителей детей с ОВЗ в коррекционно-педагогический процесс;

7. Успешность дальнейшей социальной адаптации детей с ОВЗ во многом зависит от раннего начала коррекционно-педагогического процесса.