Комитет образования и науки Курской области
ОБОУ «Школа – интернат №2» г. Курска
ДОКЛАД
"Создание условий для укрепления здоровья воспитанников в школе-интернате"
Воспитатель:
Шумская Ольга Ивановна
Курск 2016
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» Сухомлинский В.А.
Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи и достижения, удачи и счастье.
Понятие «Здоровье» имеет множество определений. Но мы остановимся на определении, которое дано Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
В настоящее время очень быстрыми темпами ухудшается здоровье школьников.
Проблема здоровья и его сохранения в современном мире стоит более чем остро. И, вполне закономерно, что именно эти задачи стали приоритетными в программе модернизации российского образования в последние годы.
Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников для нашего учреждения и моей группы в частности, особенно актуальна.
В группе 11 воспитанников, все дети со статусом ТЖС. Группа разновозрастная.
Все воспитанники в группе это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, где вопросам укрепления и сохранения здоровья со стороны родителей не уделяется должного внимания и поэтому очень часто эти дети имеют проблемы со здоровьем.
Анализируя физическое и психическое здоровье воспитанников, поступивших в нашу группу, можно отметить детей с нарушениями зрения, осанки, с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, расторможенные дети. Поэтому возникает необходимость создания такой системы работы, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию у них привычки здорового образа жизни.
Воспитатель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система группы позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.
Целью моей работы является воспитание физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно богатой, социально активной, политически зрелой и ответственной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию.
Следует обратить внимание на то, что основы здоровья закладываются в детстве, что любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.
Основной задачей на начало учебного года было способствование успешной адаптации детей в группе. При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе - интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор наиболее важен на начальном этапе обучения детей, когда "погода в группе" зависит прежде всего от воспитателя и во многом определяет степень психологической адаптации детей к школе.
В нашей группе стараюсь уделять большое внимание оздоровлению детей. Происходит это в процессе ежедневной жизни и быта школы-интерната.
Прежде всего следует изучить состояние здоровья воспитанников и учитывать особенности каждого ребенка при проведении любого мероприятия.
Для изучения индивидуальных особенностей детей, что требует значительного времени и систематических наблюдений, в группе ведется дневник наблюдений, где записываем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Все воспитанники нашей школы соблюдают режим дня, разработанный на основе требований СанПиН.
Необходимо приучать детей к соблюдению режима дня и выполнению режимных моментов. Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение правил личной гигиены.
В режиме дня для начальной школы есть тихий час, во время которого ребята 1 - 4 классов отдыхают, многие днем спят. Дневной сон важен не меньше ночного, поскольку позволяет разделить насыщенный впечатлениями день на две части, что серьезно облегчает мозгу и нервной системе задачу по переработке информации.
День всегда начинается с утренней зарядки. Проводят зарядку дети здоровьесберегающего сектора.
Утренняя гимнастика, хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. Утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей.
Физические упражнения благотворно влияют на работу всех органов и систем организма. Каждый орган, так или иначе, реагирует на физические нагрузки. Занятия спортом улучшают состав крови, обмен веществ, повышают иммунитет, тренируют сердечнососудистую систему.
Пребывание на открытом воздухе - наиболее эффективный вид отдыха, востанавливающий организм после учебных занятий, повышающий его работоспособность. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма.
Огромное значение имеет прогулка, т.к. во время проведения игр на свежем воздухе у ребёнка закаляется нервная система и в целом укрепляется здоровье. Прогулка обеспечивают бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой на восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности детей. Провожу познавательные прогулки, наблюдая с детьми за явлениями природы. Ежедневные прогулки детей являются эффективным методом закаливания ребенка, так как потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает норму у взрослых. Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе укрепляет здоровье детей.
Провожу различные подвижные игры с детьми, небольшие эстафеты. Говоря словами А. Фромма: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». Воспитанники нашей группы очень любят играть в различные спортивные и подвижные игры: « Мы идем на вы», «Арам, шим, шим», «Третий лишний»,«Мышеловка», «Догоняжки», «Сова» ,"Выбей меня", "Каменные стены", "Невод", "Светофор" и т.д. Подвижные игры - один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются. Игры помогают в развитии, тренировке силы, ловкости, смекалки, развивают глазомер, точность движений и приучают к настойчивости в достижении цели, обладают развивающим, оздоровительным и тренировочным эффектом.
В школе функционируют спортивные секции "Дзюдо", "Пауэрлифтинг", "Легкая атлетика", на которые с большим удовольствием ходят дети. Ребята принимают активное участие во всех спортивных мероприятиях не только в школе, но и за её пределами.
С учётом возрастных особенностей и потребности в двигательной активности воспитанников важное место уделяю проведению физкультминуток во время самоподготовки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Виды физкультминуток различные:
На самоподготовке провожу пальчиковую гимнастику. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Известно, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунтурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанных. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Для снятия напряжения и нагрузки с глазных мышц провожу гимнастику для глаз. Упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая детям упражнение, обязательно выполняю их вместе с ними: наглядный пример порой действует лучше любых слов.
Это – пальминг, движение глаз по специальной схеме «зрительно-двигательные траектории» для движения глаз вверх-вниз, влево–вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнение это выполняется стоя 10-15 раз.
«Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.
«Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко.
«Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.
«Вверх-вниз». Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы.
«Часики». Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так». Повтори это упражнение 20 раз.
«Массаж». Закрой веки и аккуратно помассируй глаза пальчиками.
«Далеко-близко». Сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.
Укреплению здоровья воспитанников способствует дыхательная и артикуляционная гимнастика. Упражнения включаем в комплекс утренней зарядки и в течение дня. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
1. «ЧАСИКИ» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.
2. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
3. «СЕМАФОР» Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза. Так же очень полезными является надувание воздушных шариков.
Выполнение гигиенических требований в школе-интернате способствующих укреплению здоровья воспитанников:
- достаточная освещенность всего помещения,
-чистота оконных стекол,
-поддержание нормального температурного режима,
-регулярное проветривание комнат,
-использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников,
-недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели,
-влажная уборка помещения,
-соблюдение обучающимися личной гигиены,
-сохранение у детей правильной позы во время работы,
- особое отношение к ослабленным болезнью детям.
Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Воспитание культурно–гигиенических включает широкий круг задач, и для их успешного решения использую целый ряд педагогических приемов: воспитательские часы "Как не прослыть грязнулей", "Уход за руками и ногами", "Уход за зубами", "Наше здоровье", показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Большая воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ, ценности здоровья, профилактике вредных привычек, по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности в системе проводится в нашей группе. Мои воспитанники с удовольствием принимают участие в познавательных беседах: «Режим дня», «Очень вкусная еда, но не детская она», «Чистота – залог здоровья», «Что такое сон», «Безопасная жизнь в твоих руках», «Что такое хорошо, что такое плохо»; воспитательских часах и часах общения: «Без привычек вредных жить на свете здорово», «Дружить, значит жить», «Мы зарядку делали – прыгали и бегали»; открытых мероприятиях "Зов джунглей", "Праздник Ивана Купала", «Веселые старты», конкурсах плакатов и рисунков "Я выбираю жизнь", "Мы за здоровый образ жизни", «Здоровым быть – это здорово». Знанию основ ПДД и ОБЖ служат воспитательские часы: «Без вредных привычек жить на свете здорово», "Скажи наркотикам: " Нет!", "Соблюдай правила дорожного движения!», участие в областном конкурсе рисунков по ПДД "Детству безопасные дороги"
В основе мероприятий лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым. Создание веселой непринужденной обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно и безопасно в детском коллективе.
Укреплению здоровья детей способствует работа с родителями. Контроль за состоянием здоровья ребят, профилактика и предупреждение заболеваний, своевременная информация родителей о прививках, массаже, занятиях ЛФК, рекомендации, советы - вот некоторые формы работы с родителями нашей группы.
В этом году немного снизилось количество уроков, пропущенных по болезни, не накладывался карантин по острым вирусным воздушно-капельным инфекциям. Создание здоровьесберегающей среды в школе позволяет каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
В результате целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся повышается положительная мотивация учащихся на учебную деятельность, ЗОЖ, грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Здоровье наших воспитанников определяет здоровье нации в будущем. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.