СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создать проблему - нет проблем!

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на пед марафоне

Просмотр содержимого документа
«Создать проблему - нет проблем!»

 Выступление  «Есть проблемы – нет проблем» Галат Татьяна Васильевна  учитель математики  МБОУ Гимназия

Выступление

«Есть проблемы –

нет проблем»

Галат Татьяна Васильевна учитель математики МБОУ Гимназия

Цель мастер-класса:  представление наиболее результативных элементов собственной системы работы,  методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач . Задачи мастер-класса: представление своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач .

Задачи мастер-класса:

  • представление своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
 «Использование технологии проблемного обучения как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках»  Диагностика 1.Педагогический опыт
  • «Использование технологии проблемного обучения как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках»
  • Диагностика

1.Педагогический опыт

 Формирование мотивации к обучению и целенаправленной самостоятельной деятельности обучение познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся Воспитание творческой личности саморазвитие и личностное самоопределению  Актуальность опыта
  • Формирование мотивации к обучению и целенаправленной самостоятельной деятельности
  • обучение познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
  • Воспитание творческой личности
  • саморазвитие и личностное самоопределению

Актуальность опыта

Создание условий для развития познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой деятельности как главного элемента современной системы обучения на уроках биологии и химии путём создания проблемных ситуаций, постановкой учебных проблем и проблемных вопросов Идея опыта

Создание условий для развития познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой деятельности как главного элемента современной системы обучения на уроках биологии и химии путём создания проблемных ситуаций, постановкой учебных проблем и проблемных

вопросов

Идея опыта

 «Плохой учитель  преподносит истину,  хороший учит её находить»  А.Дистервег    Проблемное обучение –  это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А.Дистервег

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

 Творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно Метод проблемного обучения

Творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно

Метод проблемного обучения

 Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью:  проблемного вопроса  проблемной задачи проблемной ситуации
  • Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью:
  • проблемного вопроса
  • проблемной задачи
  • проблемной ситуации
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Этапы практического использования методики проблемного обучения  Разработка проблемных вопросов.  Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть: - сложным, сопряженным с противоречиями; - увлекательным, но соответствующим логике науки; - ёмким, способным охватить широкий круг вопросов; - создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Этапы практического использования методики проблемного обучения

  • Разработка проблемных вопросов.

Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным с противоречиями;

- увлекательным, но соответствующим логике науки;

- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

- создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:  - через углубление проблемного вопроса;  - через поиск разных граней его решения;  - через сопоставление разных вариантов ответов.    Формы решения проблемных ситуаций:  - дискуссия;  - научный спор;  - проблемная лекция;  - проблемные задачи и задания;  - задачи исследовательского характера;  - исторические документы, тексты из литературных произведений, материалы с проблемной направленностью.
  • Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется: - через углубление проблемного вопроса; - через поиск разных граней его решения; - через сопоставление разных вариантов ответов. Формы решения проблемных ситуаций: - дискуссия; - научный спор; - проблемная лекция; - проблемные задачи и задания; - задачи исследовательского характера; - исторические документы, тексты из литературных произведений, материалы с проблемной направленностью.
Определение факторов создания проблемных ситуаций: уровень развития учащихся; характер исторического материала; педагогические цели; творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности; организация поисковой работы; стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации; выявление причинно-следственных связей.
  • Определение факторов создания проблемных ситуаций:

уровень развития учащихся;

характер исторического материала;

педагогические цели;

творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;

организация поисковой работы;

стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации;

выявление причинно-следственных связей.

Создание блоков проблемных уроков. Подготовка проблемных домашних заданий. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
  • Создание блоков проблемных уроков.
  • Подготовка проблемных домашних заданий.
  • Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
2.Система учебных занятий

2.Система учебных занятий

Тема урока «Фосфор и его соединения» в 9 классе. Актуализация и мотивация. «О нем можно сказать:  Он светоносный элемент  И спичку вам зажжет в момент.  Сожгут его и под водой,  Оксид его затем станет кислотой».  2. Проблемный вопрос ? В переводе с греческого «фосфор» означает «светоносный».  Так ли это на самом деле?».  3. Проблемная ситуация  Знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли».  Как вы считаете почему?

Тема урока «Фосфор и его соединения» в 9 классе.

  • Актуализация и мотивация.

«О нем можно сказать:

Он светоносный элемент

И спичку вам зажжет в момент.

Сожгут его и под водой,

Оксид его затем станет кислотой».

2. Проблемный вопрос ? В переводе с греческого «фосфор» означает «светоносный».

Так ли это на самом деле?».

3. Проблемная ситуация

Знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли».

Как вы считаете почему?

Приемы создания проблемной ситуации. Прием 1.  Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации .  Они побуждают к поиску новых знаний.  Например, при изучении темы «Видоизменённые побеги» учащимся даётся задание : докажите , что клубень - это видоизменённый побег.

Приемы создания проблемной ситуации.

  • Прием 1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации .
  • Они побуждают к поиску новых знаний.
  • Например, при изучении темы «Видоизменённые побеги» учащимся даётся задание : докажите , что клубень - это видоизменённый побег.
Прием 2.  Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. При изучении темы «Алюминий» учащиеся характеризуют его как металл и реакции , характерные для металлов. Но металл ведёт себя как неметалл, почему??
  • Прием 2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.
  • При изучении темы «Алюминий» учащиеся характеризуют его как металл и реакции , характерные для металлов. Но

металл ведёт себя

как неметалл, почему??

Прием 3.  Предъявление классу противоречивых фактов Например, водород – единственный элемент, не имеющий постоянного «места жительства», т.е занимает в ПСХЭ Д.И.Менделеева два места: среди щелочных металлов и галогенов. В чем причина его двойственного положения?
  • Прием 3. Предъявление классу противоречивых фактов
  • Например, водород – единственный элемент, не имеющий постоянного «места жительства», т.е занимает в ПСХЭ Д.И.Менделеева два места: среди щелочных металлов и галогенов. В чем причина его двойственного положения?
Прием 4.  Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель.  При изучении темы «Соли» даётся задание получить соль различными способами Предложите наиболее рациональные способы получения.
  • Прием 4. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель.
  • При изучении темы «Соли» даётся задание получить соль различными способами Предложите наиболее рациональные способы получения.
Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы.  Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий. Особенностью исследовательских заданий является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение.

Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы. Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий. Особенностью исследовательских заданий является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение.

Имитационная игра  Моделирование   Прием 5.  Построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее проверку.
  • Имитационная игра
  • Моделирование
  • Прием 5. Построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее проверку.
Гипотеза Цель Экспериментально вычислить количество кислорода, затраченного на движение автомобилей в течение часа и его использование для дыхания учащихся класса  Автомобиль сжигает кислорода больше, чем человек при дыхании  Что лучше – ходить пешком или ездить на машине?
  • Гипотеза
  • Цель
  • Экспериментально вычислить количество кислорода, затраченного на движение автомобилей в течение часа и его использование для дыхания учащихся класса
  • Автомобиль сжигает кислорода больше, чем человек при дыхании

Что лучше – ходить пешком или ездить на машине?

За 15 мин.отмечено 19 автомобилей. За 1 час соответственно 19 х 4 = 76 автомобилей. Длина улицы 900 м . Общий путь всех автомобилей находим по формуле  S = 76 х 900 м = 68 4 00 м = 68.4 км Известно, что на 100 км автомобиль расходует 262, 8 м.куб. кислорода (человек за год при дыхании использует такое количество). Составляем пропорцию и расчитываем количество кислорода ,которое расходуется на 68, 4 км  100 км - 262, 8 м.куб.  68,4 км - Х м.куб. Х= 179.8 м.куб.  Экологические расчеты
  • За 15 мин.отмечено 19 автомобилей. За 1 час соответственно 19 х 4 = 76 автомобилей. Длина улицы 900 м . Общий путь всех автомобилей находим по формуле
  • S = 76 х 900 м = 68 4 00 м = 68.4 км
  • Известно, что на 100 км автомобиль расходует 262, 8 м.куб. кислорода (человек за год при дыхании использует такое количество). Составляем пропорцию и расчитываем количество кислорода ,которое расходуется на 68, 4 км
  • 100 км - 262, 8 м.куб.
  • 68,4 км - Х м.куб. Х= 179.8 м.куб.

Экологические расчеты

За1 мин1чел.использует для дыхания 0,5 дм куб 1 час - 30 дм куб За 1 час 21 чел. потребляет - 630дм куб 179800дм куб : 630 дм = 285часов На сколько суток хватит этого кислорода 8 классу для дыхания ? 285 часов : 24 часа = 12 суток  Экологические расчеты
  • За1 мин1чел.использует для дыхания 0,5 дм куб
  • 1 час - 30 дм куб
  • За 1 час 21 чел. потребляет - 630дм куб
  • 179800дм куб : 630 дм = 285часов
  • На сколько суток хватит этого кислорода 8 классу для дыхания ? 285 часов : 24 часа = 12 суток

Экологические расчеты

Экспериментальная работа доказала правильность выдвинутой гипотезы «Автомобиль сжигает кислорода больше, чем человек»  Вывод:
  • Экспериментальная работа доказала правильность выдвинутой гипотезы «Автомобиль сжигает кислорода больше, чем человек»

Вывод:

Экспериментальная работа может быть использована на уроках биологии, экологии, физики Поскольку автомобили сжигают много кислорода, рекомендуем ходить больше пешком или ездить на велосипеде рекомендации
  • Экспериментальная работа может быть использована на уроках биологии, экологии, физики
  • Поскольку автомобили сжигают много кислорода, рекомендуем ходить больше пешком или ездить на велосипеде

рекомендации

1. Интересным был прием … 2. Я могу еще предложить … 3 Можно было бы дополнить … 4. Для учеников будет интересно … 5. Мои пожелания …   Рефлексия
  • 1. Интересным был прием …
  • 2. Я могу еще предложить …
  • 3 Можно было бы дополнить …
  • 4. Для учеников будет интересно …
  • 5. Мои пожелания …

 

Рефлексия

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!