СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Созвездия славян

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

нестандартный подход к изучению северного полушария звездного неба

Просмотр содержимого документа
«Созвездия славян»

19



Конференция обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений

и воспитанников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей города Калуги «Старт в науку»





Секция: культурология






Небо древних славян









Автор работы: Митина Елизавета

7 класс, МБОУ СОШ № 12


Научный руководитель:

Андреева Ю.В.

















Калуга, 2013


Содержание

  1. Введение 3

  2. Глава 1 . Обзор литературы 4

  3. Глава 2. Созвездия древних славян 5

  4. Глава 3. Солнце и Луна у Древних славян. 9

  5. Глава 4. Карта звездного неба славян 10

  6. Глава 5. Кометы и другие небесные тела 12

  7. Выводы. 13

  8. Заключение 14

  9. Библиография 15

  10. Приложения 16









































Введение


Если греческую мифологию мы узнаём ещё в школе по зодиакальному кругу, то с «небом славян» дело обстоит почти никак. Вместе с тем вся история мировой мифологической науки убеждает нас, что древние склонны были не только «переносить» мифы на звёздное небо, но само звёздное небо и подвижные планеты могли послужить тем толчком, который приводил к появлению тех или иных сюжетов.

Несмотря на то, что большинство письменных памятников времен Киевской Руси погибло в бесконечных войнах или пожарах, до нас дошли некоторые письменные свидетельства, которые дают возможность восстановить быт, обычаи и верования тех далеких веков.

Выбранная мною тема имеет огромное значение. Ее актуальность в том, что легенды славян мало кто знает, они известны только специалистам, но и они не выделяли из них в отдельную группу легенды и сказания наших предков о небе, но именно они и позволяют сделать выводы о том, как было изучено небо, на каком уровне находились представления о нем.

Новизна моей работы в том, что всю полученную информацию я соберу в карту звездного неба.

Цель работы: Выяснить через легенды и сказания какие представления были у древних славян о небе

Задачи:

1. Выяснить представления древних славян о Солнце

2. Выяснить представления древних славян о планетах и о Луне

3. Выяснить представления о звездах и о кометах

4. Составить карту звездного неба славян



























Глава 1 . Обзор литературы

Все представления древних славян можно разделить на две группы. Первая тема связана с летописями и церковными поучениями X – XIII вв., говорящими о свержении языческих богов и порицающими продолжавшееся почитание их. Вторая тема возникла в результате соприкосновения науки с этнографическими, бытовыми пережитками язычества в русской деревне XVIII – XIX вв.

Обе эти темы изучались по существу раздельно представителями разных наук, и если сливались в общих обзорах, то в большинстве случаев механически.

Рассмотрение славянского язычества оказалось почти отъединенным от общих проблем истории первобытной религии, хотя, разумеется, при анализе этнографических данных указывалось на магический характер заговоров и обрядов.

А между тем уже древнерусские книжники XI – XII вв., писавшие о язычестве, окружавшем их, пытались заглянуть в историю славянских верований и показать различные стадии их в глубокой древности.

Огромное количество знаний о древнейших славянах можно получить по изображению на найденных при раскопках кувшинах и сохранившихся изображений на прялках. Все изображение делилось на три яруса. Рассмотрим порознь заполнение каждого из трех ярусов мира.

Земля. Подтверждением тому, что одна или две линии, обрамляющие снизу орнаментированную часть сосуда, являются изображением земли, почвы, может служить сосуд из области моравской культуры расписной керамики, где из двух этих линий выступают наружу человеческие ступни. Трудно было первобытному художнику более определенно и ясно пояснить свою мысль – «здесь нарисовано то, по чему мы ходим, на что наступает ступня человека».

Над верхней линией узкой полосы, обозначающей почву, на керамике нередко изображаются растения, в которых трудно угадать, что это – деревца или колосья. Растения рисуются иногда на возвышении. Очень часто над растением сверху от линии неба нависает черный полукруг или сегмент, от которого иногда идут вниз, к земле, частые косые линии, напоминающие дождь

Твердь небесная. Самый верхний пояс тоже не особенно широк, не всегда ограничен двумя линиями, но всегда насыщен изображениями воды в виде пояса капель, вертикальных рядов капель, волнистой горизонтальной линии, косых струящихся линий. Большинство этих изображений ясно говорит о стремлении выразить идею воды.

Одним из наиболее устойчивых видов рисунка в верхнем поясе являются двойные и тройные гирлянды дуговых линий, провисающие вниз; от них иногда идут вниз вертикальные ряды капель; нередко сердцевина такой гирлянды заполняется сплошным полукругом краски. Солнце в орнаменте было лишь признаком неба, но не господином мира. Наряду с солнцем в центре спиралей оказывалась и луна.

Более поздние представления о небе уже полны конкретных описаний. Рассмотрим их более подробно.












Глава 1. Созвездия древних славян.

Звёздное небо в глазах древних славян представлялось в качестве сжатого поля – стернь, стерня. А сами звёзды представлялись торцами остатков стеблей сжатых злаков (в русском жатва называет – страда, имя тот же самый корень «стр»)

Созвездия - в современной астрономии участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. С древнейших времён люди видели некоторую систему в расположении звёзд и группировали их в созвездия. Происхождение некоторых древних созвездий так и не выяснено до конца. Разграничение зодиакальных созвездий и большей части созвездий северной небесной полусферы произошло на Руси около 5500 г. до н. э

В древности «созвездиями» называли выразительные группы звезд, которые помогали ориентироваться в пространстве и времени. Но они соответствовали неким историческим явления древней истории и их географическим координатам. Наиболее древние характерные группы ярких звезд человек выделил на небе еще в каменном веке. У разных народов, в разное время принцип деления звездного неба был различный.
В 4 веке до н.э. в Китае 122 созвездия включали 809 звезд.

Решением Международного астрономического союза принято, что число созвездий на всей небесной сфере составляет 88, из них 27 были присвоены имена примерно 7500 лет назад, а 47 из них - 4500 лет назад.

В стародавние времена звезды звались иначе, чем теперь: Зоряница, Денница, Утренница, Светлусса.

 Конечно, то были живые существа, все это множество зачаровывающих, мерцающих, таинственных звезд, и чаще всего древний славянин представлял их прекрасными девами, которые летают по небу, держа в руках свечечки или лучинки. Они танцуют, водят хороводы, играют в прятки: оттого меняются и узоры звезд на небе. Все они служительницы богов: Утренницы и Денницы служат Зилщерле, богине утренней зари, другие - богам ночи, тьмы.

С течением времени воображению пахаря небо стало представляться светлым теремом божиим - со звездами вместо окон. Из этих окон смотрят на белый свет святые ангелы господни. Нет счета-числа воинству небесному: сколько людей в мире - столько и ангелов. У каждой живой души - свой ангел-хранитель.

Звездное небо представляется глазам зоркого пахаря «грамоткой», написанной по синему бархату. «Не прочесть этой грамотки, - говорит он, - ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам».Не все звезды для русского хлебороба одинаковы. Знает он, что «звезда от звезды разнствует во славе», а потому и различает если не все, то хотя бы некоторые из жемчужин россыпи звездной. Так, знает он Вечерницу - первую вспыхивающую вечером звезду, назовет и Денницу - позднее всех своих сестер погасающую на небе, только-только не встречающуюся с утреннею ранней зорькою.


Млечный Путь. Значимым ориентиром служит Млечный Путь, воплощение Мирового древа Он не является созвездием, однако воспринимался в контексте общей мифологической картины звездного неба. Годовая эволюция Млечного Пути характеризуется разрывом видимости в летнее время, что повлекло за собой появление ряда представлений, речь о которых пойдет ниже.

Интересно, что в мире довольно часто встречаются схожие по содержанию толкования смысла Млечного Пути.

Старые названия этого галактического «пояса» сохранили для нас отношение к нему наших славянских предков. Прежде всего, он ассоциировался с «дорогой», «путем»: «Птичий Путь», «Гусиная Дорога», «Утиная Дорога», «Соломенный путь», Каждый месяц в году Млечный путь восходит в новом положении. Знание его особенностей давало возможность определять стороны света. По-видимому, названия «дороги/пути» отразили наблюдения за перелетами птиц, что имело значение для охоты, а также для наблюдения за сменой сезонов. Но есть и одно загадочное название – «Дорога Духов».

Дело в том, что славяне в начале своей истории верили в перерождение или в то, что после смерти душа отправляется на небо, где занимает место упавшей звезды. Дорога души к звезде на небо и называлась «Дорогой Духов». Весьма популярным у славян было и звездное скопление Плеяд (находится в современном созвездии Тельца). Называлось оно по-разному: Волосыни, Волоса, Стожары, Волосожары и т.д. Возможно, перед нами – звездное воплощение самого Велеса («скотьего бога»). Не исключено, что это название было отражением наблюдений за зимним небом и движения по нему Плеяд, служивших «регистратором» времени вынужденного простоя в хозяйственной деятельности. В летнее время (а именно с апреля по август) Плеяды у нас не видны (только в августе появляются к утру).

Название «Стожары» происходит от слова «стог». Восточные славяне называли стожаром кол, воткнутый в землю для укрепления стога сена. Возможна и обратная связь: с уходом с небосвода Плеяд наступает время выводить скот в поле, переводить его на подножный корм. Полярную звезду (Малую Медведицу) славяне представляли как кол, вокруг которого двинутся звезды. Сходное понимание мы находим и у ряда других народов.

Большая Медведица и Полярная звезда. Большая медведица в русской традиции имела названия: «Ковш», «Лось», «Сохатый», «Воз», «Телега», «Повозка» и так далее. В Белоруссии, сохранивший множество древних верований, известны именования «Конь» и «Конь з вазом», «Воз з медзведзямi», «Воз», «Iльлеy воз», «Коляска», «Брiчка», «Стажар’е», «Стожарье (Стажары)». Особого внимания заслуживают представления о космическом лосе, отождествляемом с созвездием Большой Медведицы. Согласно этим представлениям, видимое голубое небо – не что иное, как лес верхнего мира. В нем живет космический лось. На день лось уходит в чащу небесного леса, и потому его не видно с земли людям; к ночи лось выходит на вершины хребтов, и его, наиболее мощного среди остальных небожителей-звезд, люди видят с земли.

Современный русский фольклор показал существование в недавнее время культа священных оленей или лосей. Летопись привела к легенде о небесных оленях. Славянское имя важнейшего созвездия – Большой Медведицы – Лось, ведет нас к охотничьему прошлому наших предков. Представления о небесных лосях или оленях были свойственны многим охотничьим народам. Первобытные философы стремившиеся по-своему понять и осмыслить окружающий их мир, столь же последовательно представляли в образе лося и верхний мир, небесную стихию: само небо, солнце, звезды.

Охотники тайги поэтически образно представляли и солнце в виде живого существа – гигантского лося, за день пробегающего по всему небосклону и к ночи погружающегося в преисподнюю, в бесконечное подземное море.

Полярная Звезда именовалась «Кол», «Гвоздь» и т. п., что вполне понятно с учетом ее местоположения вблизи Северного полюса.

Корневая основа "кол" типична для языков самых различных языковых семей. Его первоначальный смысл - "круг", что связано прежде всего с Солнечным "кругом". Коло -древнейшее индоевропейское и доиндоевропейское (яфетическое) название Солнца. Казацкий круг (рада) у запорожцев также именовался коло. В этот же ряд следует поместить сакральные и, несомненно древнейшие понятия "колдун", "колядовать", "колдовство". Значение округлости, как отличительного качества колеса наложило отпечаток и на другие русские слова: "кольцо", "кольчуга", "колесница", "колымага", "колодец", "колыбель","калач", "колыбель", "колган" (примитивная посуда, "колоброд", "около" и др.

Из поколения в поколение, из года в год -- и так на протяжении многих веков да и тысячелетий -- колядующие внушали каждому хозяину, что его дом -- частица Вселенной. Так как семь столбов символизируют семь древнеарийских священных небес), что все люди -- в родстве с Солнцем, Месяцем и частыми звездами. И та звезда, которую несли в обязательном порядке впереди группы ряженых песенников, лишь после введения христианства стала называться Вифлеемской звездой (слабая смычка с новым для древних славян праздником Рождества). А до этого она олицетворяла древнее Божество -- Коло, в честь которого пелись колядки и отмечался самый праздник Коляды. А рукотворный лик Колы -- расписной круг с зубцами одинаково соответствовал и Солнцу, и звездам (одним из древних народных названий Полярной звезды, главного ориентира северного неба, было Кол, сопряженное с именем Бога Колы).

В Древней Руси и на Востоке созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы объединяли в одно и называли его так: Конь, привязанный к железному гвоздю (Полярной звезде), вбитому в небо. В других звездах Малой Медведицы наши предки видели аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). Картина звездного неба меняется из-за вращения Земли вокруг своей оси. Таким образом, в течение суток конь обегает свой путь вокруг гвоздя...

Северную Полярную звезду казаки называют: Прикол-звезда; в Томской губ. она известна под именем: Кол-звезда.Прикол - это небольшой, четверти в полторы, железный кол, на тупом конце которого приделано кольцо; когда нужно пустить лошадь на траву, наездник вдавливает в землю прикол по самое кольцо и привязывает к нему лошадь на длинной веревке или аркане.

Значение Большой Медведицы как главного созвездия северного полушария и ориентира не подвергается сомнению. Помимо того, что нахождение ее на небосводе в течение ночи позволяет отыскать север, смена ее положения в небе дает возможность определять направление на другие стороны света в течение всего года.

К Большой Медведице относятся 7 ярких звёзд, которые визуально также представляют силуэт утки – ковша. При этом народное название Плеяд – Семь Сестер, а созвездие Большой Медведицы – Семь Мудрецов.

Символизм небесного лося, ходящего на приколе, также нас приводит к образу Макоши, поскольку традиционно Макошь сопровождают две лосихи-роженицы (или два коня, или два цветка, или два дерева жизни). Этот сюжет частый участник русских вышивок, а также вышивок всех народов проторусского происхождения.
Большую и Малую Медведиц-Лосих мы можем вполне надёжно идентифицировать со славянскими богинями Ладой и Лелей соответственно.

Орион. В созвездии Ориона славяне обращали внимание на три центральные звезды (ныне так называемый «Пояс Ориона»), устная традиция сохранила название «Три плуга», «Грабли», «Касцы», что явно отражает земледельческий характер этого образа. «Косари» же указывает на то, что «Пояс Ориона» становится видимым примерно тогда, когда приходила пора выходить на утреннюю косьбу в конце лета.

Созвездие или какая-то его часть могли ассоциироваться у славян с образом небесного кузнеца Сварога. Существенно здесь и то обстоятельство, что Орион становится хорошо видимым уже с вечера в конце октября – начале ноября.

Телец. «Юнец», согласно Этимологическому словарю М. Фасмера, «Юн, юна, юно, юнец, юница, юноша.

Название созвездия, видимо, восходит к весьма отдаленным временам, когда основным занятием было скотоводство, а точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца. Кажется странным искать явные параллели в известных нам восточнославянских мифах, особенно если вспомнить, что покровителем скота принято считать Велеса. С другой стороны, именно в Тельце находятся хорошо известные всем Плеяды (русские названия, в том числе «Волосыни», «Волосожары» и т. д.). При желании можно даже провести сопоставление с хорошо известным реконструируемым преданием о похищении Велесом небесных коров и возвращении их Перуном.

Весы. Соответственно, русское название восходит к «ярем» («ярмо»). Весы – атрибут торговли, Солнце вступает в знак Весов после осеннего равноденствия. Но ведь эта пора издревле была временем ярмарок и полюдья, то есть сбора и уплаты дани.

Водолей. Несколько более интересно дело обстоит с «Мокрешью» («Водолеем»). В других текстах созвездие именуется «Водолиятель».

Созвездие Водолея – южное. В средних широтах его почти не видно. Оно наблюдается в южной части горизонта, перестает быть видимым в первой декаде ноября, причем как раз вскоре после главных годовых праздников в честь Макоши. Видимым же оно становится примерно тогда, когда в местах исторического обитания восточных славян наступает весна – «мокрое» время, начало плодородной части года.

Змееносец. Созвездие Змеи является единственным, расположенным в двух отдельных областях неба. В старинных звездных атласах эти созвездия изображались в виде человека (Змееносца), держащего в руках огромную змею. Это созвездие соответствует русскому эпосу про князя Кожемяку, который заставил Змея сделать борозду от моря, до моря. Георгий Победоносец на гербе Москвы символизирует тоже, что и это созвездие. Победу над змеем.





































Глава 2. Солнце и Луна у Древних славян.

Но все-таки главными источниками календаря, действительно, становились главнейшие светила, Солнце и Луна.

Древние источники говорят о светиле в превосходной степени, либо говорят о трех его ипостасях: о восходящем, полуденном (в зените) и заходящем Солнце. Еще в середине XIX века Солнце неоднократно упоминалось во всевозможных заговорах и заклятиях как живая сущность. (Рисунок 4)

Луна – небесное светило. Она, как и Месяц, устойчиво увязывается в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставлено Солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. По верованиям, Солнце и Луна движутся в разных направлениях: Луна – справа налево, то есть «против Солнца» (так, как чертят круг в черной магии).

Почитание Солнца и Луны имеют много общих мотивов и ритуальных форм (при виде восходящего солнца и нарождающегося месяца было принято снимать шапку, креститься и читать молитву; затмение Луны, как и затмение Солнца, объясняется пожиранием светила волком, псом, чертом или мифическим чудовищем и т. п.).

Рога Месяца и пятна на нем объясняются в многочисленных схожих сюжетах тем, что он ловит у воды девушек с коромыслом и ведрами, и умыкает наверх, то же самое он делает с теми, кто над ним глумится, и кто на него указывает пальцем или ему показывает язык.

Народная жизнь на земле, сам ее уклад во многом подчинены именно лунным фазам. Указания и поверья на сей счет хорошо известны, хотя и весьма неоднозначны. Наиболее распространена связь с растущей или, напротив, убывающей Луной. Так, в сохранившей множество древних обычаев принято собирать лекарственные травы только на растущую Луну или в полнолуние. Современные травники придерживаются сходных взглядов, добавляя, однако, что коренья и вообще нижние части растений следует заготавливать на стареющую Луну или вообще в новолуние. В целом, попытка сделать некоторые обобщения приводит к следующим выводам:

Наиболее благоприятно в сельскохозяйственном смысле время, начиная с 4–5 лунного дня до полнолуния. Полнота месяца обещает богатый урожай. Вместе с тем ряд огородных культур обычай советует сажать на убывающую Луну.

Повсеместно наиболее неблагоприятна для решения хозяйственных дел пора новолуния. Оно зачастую может быть отождествлено с порою безвременья, а в «обобщающем» смысле – сопоставлено с зимним солнцеворотом. В целом принято считать, что в это время Месяц пребывает в Ином Мире и светит усопшим.

















Глава 4. Карта звездного неба славян

Сопоставлю найденные названия с картой звездного неба.



Получается следующее.





















Глава 5. Кометы и другие небесные тела

Чигирь-звезду иначе называют Венерою. Она предсказывает человеку счастье или несчастье. Если собрался ехать куда, смотри на звезду: если она против твоей дороги стоит, ехать не стоит. В первый, одиннадцатый и двадцать первый дни месяца звезда находится на востоке, и в этот день нельзя начинать строить дома и ходить с обнаженной головою. Во дни второй, двенадцатый и двадцать второй Чигирь стоит между востоком и полуднем, и все рожденное в этот день будет коряво и бесплодно. Во дни третий, тринадцатый и двадцать третий Чигирь стоит на полудне, и в эти дни нельзя купаться и даже в баню ходить: «изойдешь лихом или учинится переполох», то есть тяжело заболеешь

Маньяк - падающая звезда. След Маньяка называют Белым путем. Маньяк всегда падает с неба на тот двор, где девица утратила невинность; в его виде нечистые духи и Огненный Змей посещают тоскующих вдовиц или одиноких баб, у которых мужья ушли в дальние края на заработки. Немало говорят о звездах и сельские поговорки, каждая из которых не зря молвится. «Не считай звезды, а гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь!» - замечают рассеянному человеку-верхогляду, приговаривая: «Жить живи, да решетом звезд в воде не лови!», «Часты звезды, ярки звезды, да рассыпчаты: сладки речи, звонки речи, да обманчивы!».
Простонародные загадки говорят о звездах в таких словах:
«Рассыпался горох - на тысячи дорог!», «Полно корыто огурцов намыто!», «Вся дорожка осыпана горошком!», «Поле (небо) не мерено, овцы (звезды) не считаны, пастух (месяц) рогатый!»































Выводы


В этой работе я из легенд древних славян нашла сведения в созвездиях: Большой и малой медведицы, Тельца, Ориона, Водолея, Змееносца, Весов, выяснила,какими были представления наших предков о Солнце и Луне, звездах и кометах.

Мало сведений я нашла о созвездиях, поэтому в будущем я продолжу работу с источниками для дополнения карты звездного неба славян.














































Заключение


Звездопад, да рокот зарниц.
Грозы седлают коней,
Но над землей тихо льется покой
Монастырей.
А поверх седых облаков
Синь соколиная высь.
Здесь, под покровом небес
Мы родились.

След оленя лижет мороз,
Гонит добычу весь день,
Но стужу держит в узде
Дым деревень.
Намела сугробов пурга
Дочь белозубой зимы.
Здесь, в окоеме снегов
Выросли мы.

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!

За бугром куют топоры,
Буйные головы сечь,
Но инородцам кольчугой звенит
Русская речь.
И от перелеска до звезд
Высится Белая рать.
Здесь, на родной стороне
Нам помирать.

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!

Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!


Алиса - Небо славян



Я убедилась, что восточные славяне оставили нам величайшее духовное наследие, и, возможно, в своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас – "царей" всего живого. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях. А ведь именно в этих обычаях коренится наше мировоззрение. Следовательно, чтобы лучше понять все происходящее сейчас, необходимо изучить и проанализировать наше прошлое...














Библиография


  1. Н. Вадченко, И. Приседская.Историческое досье. М.: URSS. 1997

  2. Демин В. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси. М.: Вече. 1997

  3. В. Поликарпов.История религий. - Москва : Экспертное бюро:Гардарика.  1997

  4. Д. О. Святский. Волос — лунный языческий бог славян. Дадана . 2011

  5. Семенова М. Славянские мифы. // Никитский альманах 2000

  6. Успенский М. Там, где нас нет. М.: Азбука . 2000

  7. Г. В. Щеглов, В. Арчер. Мифологический славарь. М.: Астрель .2006

  8. Фаминицын А. Божества древних славян. 1884



www.blagievesti.ru

www. gadatel.ru/

www.libma.ru/istorija/vremja_bogov_i_vremja_lyudei_osnovy_slavjanskogo_jazycheskogo_kalendarja/

www.tinlib.ru

www.travnica-yar.narod.ru/

www.rodobozhie.ucoz.ru

www.sozvezdieoriona.ru/publ



 


























Приложения


Приложения





Рисунок 1 Представление о созвездие м. медведицы и Полярной звезде






Рисунок 2.

Изображения скопления Плеяды на предметах, относящихся к палеолиту: 1, 5, 6 и 7 – на камнях, 3, 4 – на сосудах; 2 – конфигурация Плеяд, как они в действительности видны на небе невооруженным глазом (по Н. И. Моисеевой, 1991)


Рисунок 3 Созвездие Телец


Рисунок 4

Явление Иоанну Богослову ангела с книгой (фрагмент). Лубок. Начало XIX века. Неизвестный художник. Изображение канонического, в общем-то, сюжета сохранило немало и от традиционных народных представлений о небесных объектах, в том числе о Солнце

Рисунок 5.

Изображение хода дневного светила на воротах словацкой усадьбы. Положение Солнца в разное время суток представлено в виде разных свастических знаков


Рисунок 6 Звезда у древних славян


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

09.02.2021 11:52
Кожухарь Валерий Владимирович @id62610837
Здравствуйте! Очень интересная работа, неожиданно что школьник так глубоко пытается "копать"! Скажите, есть ли продолжение изысканий в этом направлении?
28.02.2019 09:26
Тазетдинова Анастасия Николаевна @school50ufa
Спасибо! Очень интересно!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!