Спартакиада школьников как важный фактор вовлечения детей и юношей к занятию физической культурой.
Кротова Р.Р.
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение-
«Средняя Общеобразовательная Школа №17» г.Альметьевск
Воспоминания из детства неразрывно связаны со школой, а школьная жизнь это не только уроки. Это спартакиады, конкурсы, мероприятия, выступления и различные походы. Прошло столько лет, а тема спартакиады актуальна по сей день. Ведь практически каждый ребенок участвовал в спартакиаде школы, соревнуясь в веселых стартах или бегая эстафеты. В среднем звене это уже спортивные игры, и приходится защищать честь не только своего класса, но и школы. В старших классах ты являешься уже членом школьного комитета физической культуры и; конечно же, сборная школы которая является неотъемлемой частью твоей жизни, и полноценно участвует в спортивной жизни школы.
На сегодняшний день в г.Альметьевск каждая организация проводит свою спартакиаду. На фоне предприятий выделяются Спартакиады «Татнефти», «Транснефти», ОМК. Спартакиады бюджетных организаций рассчитаны для участия всей республики этой сферы деятельности. И конечно же студенчество и школьники поддерживают добрую традицию. В 2015-2016 учебном году уже не первый раз проводится Спартакиада учащихся городских школ г.Альметьевска. Для подготовки команд учителями физической культуры проделывается колоссальная работа, т.к. спартакиада школьников охватывает одиннадцать видов спорта по различным возрастам среди юношей и девушек. Начиная со спартакиады школы, спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным соревнованиям, отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы, агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.
Если обратиться к энциклопедическому словарю, то мы увидим, что Спартакиада — крупнейшие комплексные соревнования, в программу которых включаются различные виды спорта. Спартакиады, начало которым было положено в 20-х гг. советскими физкультурными организациями, сыграли огромную роль в массовом развитии ведущих видов спорта и популяризация их среди широких кругов населения. Активная работа комсомольских и профсоюзных организаций уже в первые годы способствовала привлечению широких масс молодежи и взрослых трудящихся к участию в спортивных соревнованиях. Финальным спартакиадам предшествовали массовые спартакиады на фабриках, заводах, в школах, районах, селах, городах, областях, автономных и союзных республиках. Спартакиады за годы их проведения превратились в массовые всенародные смотры достижений советского физкультурного движения, стали важным средством выявления способной молодежи и роста достижений, советских спортсменов.
Спартакиада, это прежде всего, праздник радости, здоровья и успеха. Не нужно забывать, что спартакиада является важным воспитывающим фактором и имеет большое агитационное значение по формированию установки на здоровый образ жизни и физическое совершенствование. Школьное физическое воспитание и спорт обеспечивают формирование и совершенствование физического, нравственного, духовного здоровья детей и подростков. Современные задачи, стоящие перед образованием Республики Татарстан, выдвигают новые требования к системе физического воспитания в общеобразовательной школе (обязательные занятия) и, соответственно, к системе дополнительного образования (спортизированное физическое воспитание) занятия по выбору и интересу. Проведение различных школьных соревнований, комплексных спортивно-массовых мероприятий (спартакиада, комплекс «ГТО», «Президенсткие состязания» и т.д.) включает в себя - пропаганду здорового образа жизни, активизацию двигательной деятельности среди учащихся, вовлечение детей и юношей к занятию спортом. Спартакиада школьников – это важный фактор для дальнейшего развития массового спорта, это - проба сил будущих чемпионов, открытие спортивных звезд. Любая спартакиада, будь она областного или республиканского масштаба, собирает вокруг себя лучших из лучших спортсменов прошедших сквозь сито отбора внутришкольных, зональных, городских спартакиад.
Самым массовым и ответственным этапом просмотра и отбора юных спортсменов является внутришкольная спартакиада. Проведение внутришкольных спартакиад способствует развитию у каждого ребенка интереса и потребности к спортивным занятиям, формирует понятие о ценности здорового образа жизни. Каждый класс на добровольных началах, исходя из своих возможностей, может участвовать в любом виде из соревнований и в любом их количестве, предусмотренном программой спартакиады. При этом ставится цель: активизировать процесс внеклассной спортивно-массовой работы, обеспечить массовое приобщение школьников к занятиям спортом совместно с тренерами ДЮСШ, детских юношеских клубов физической подготовки, дворовых клубов, спортклубов.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. В России, за последние несколько лет, произошло значительное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию. Выявлено и сочетание нескольких хронических заболеваний у каждого второго учащегося школ.
Детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.
Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:
- учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;
- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;
- физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;-
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходя уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности учащихся, особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию физкультуры и спорта в целом. Следует отметить, что в школьных спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в системе физического воспитания в целом. Кроме того – они действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.
Система образования закономерно адаптируется к ситуативным и перспективным потребностям рынка труда, ориентирует на формирование способности к продуктивному труду и социальному партнёрству, где наряду с семьёй происходит рождение нового человека, формирование его как личности и гражданина, закладываются представления о чести и доброте, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим, формируется мировоззрение молодого человека, его физическое и духовное совершенство, его отношение к жизни. Именно образовательные учреждения республики проводят огромную работу в сфере физического воспитания учащихся и развития массового детского спорта. Воспитание у школьников активной жизненной позиции, нравственности должно стать одним из приоритетов использования средств, форм и методов физической культуры и спорта.
В школы активно внедряется ФГОС. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности младших школьников, основной целью которого является создание организационных, материально-технических и кадровых условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности младшего школьника средствами физической культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
На основании внеурочной деятельности у ребят появляется интерес к выбранному виду спорта и уверенность, что они могут добиться результатов, появляется интерес к сохранению и укреплению здоровья и ЗОЖ.
Приобретение учащимися знаний о нормах, условиях, способах и средствах ведения здорового образа жизни, о нормах гигиены и технике безопасности при занятии спортом, о негативных факторах риска здоровья, правилах здорового питания, двигательной активности и оптимального режима дня – это достижение первого уровня результатов.
Второго уровня результатов ребята достигают при участии в спортивных соревнованиях, мероприятиях, посещение спортивных кружков и секций. Здесь развиваются навыки сотрудничества и взаимодействия.
Когда ребята получают опыт самостоятельного общественного действия не только на индивидуальном уровне, но и привлекают в сферу спортивно-оздоровительного образа жизни ближайшего окружения – семью, друзей, одноклассников, соседей и т.д., когда они участвуют в спортивно-оздоровительных социально-образовательных проектах – это достижение третьего уровня спортивно-оздоровительного направления.
Следовательно, организация физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и раннее вовлечение в спорт через спартакиаду, способствует формированию самостоятельности, самоконтроля, взаимоконтроля в отношениях между обучающимися, способности ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, ловкости, меткости, силы, быстроты, точности реакции, проявлять эмоционально-волевое усилие при достижении собственно поставленных целей. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах жизни. Ведь известно, что развитие вышеперечисленных физических качеств обучающихся способствует становлению человека с богатым духовным и нравственным капиталом. Таким образом, наряду со взрослыми, растущее и вступающее в жизнь физически совершенствованное поколение молодёжи, обладающее современными знаниями способно взять на себя ответственность за процветание нашей республики.
Что касается будущего спартакиады школьников, то не вызывает сомнений ее жизненная необходимость. Сегодня как никогда важно приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Необходимо воспитывать в учениках умения и навыки, необходимые для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности.
Таким образом, можно говорить об огромных возможностях спартакиад в физическом воспитании подрастающего поколения. Участвуя в них, ребята с детства приобретают нравственную и физическую силу, учатся достоинству и благородству, приобщаются к истории своего города, народа. Она становится неотъемлемой частью жизни, источником воспоминаний о событиях и встречах, живительные основы патриотизма и любви к Отечеству.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. – Изд. 2-е, исправленное и доп. – М., 2001.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003.
4. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев; предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
5. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. – К.: Рад. шк., 1988.
6. Теория и методика спорта: Учебное пособие для УОР /Под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.