СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа.

Просмотр содержимого документа
«Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»

Урок знаний

Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны

Цель: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в ВОВ.

Задачи:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа.

  • Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о ВОВ.

  • Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.

Учитель: Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Ученик: Это память о прошлой войне

Не дает нам покоя давно.

Наша жизнь дорога нам вдвойне,

Когда войны мелькают в кино.

Ученик: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть великим дням и событиям. Одним из таких событий стала ВОВ нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранить каждый белорус.

Мы, ныне живущие, не знаем самого главного – что чувствовал человек во время тех страшных событий. Перенесемся на несколько десятилетий назад. Узнаем о тех, для кого война стала началом взрослой жизни.

Сценка «Выпускной»

(Юноши и девушки – выпускники школы)

- Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. Как же хорошо, уже и птички просыпаются.

- Все когда – нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.

- Может, кто и замуж выскочит.

- Ага, или женится.

- Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.

- А я вот хочу летчикам быть. Испытателем.

- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?

- А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.

- А я мечтаю приносить людям добро.

- А я мечтаю о любви…

(Один из юношей фотографирует)

- Внимание! Внимание! Снимаю! Исторический момент, запомним, 22 июня 1941 года.

Включается радио. Сообщение Ю. Левитана о начале войны.

Ученица:

Ах, война,

Что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

За солдатом солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы,

Будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите – и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ученик:

Ах, война

Что ж ты сделала, подлая:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну, куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают,

Что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Учитель: К сожалению многие из них не вернуться.

ВОВ. От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась – 1600км. И того 2600 км… Это если считать по прямой.

2600 км – это если поездом, то менее 4 суток, самолетом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 года!

4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников. 27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года! 27 миллионов за 1418 дней – это значит, погибало 13 человек каждую минуту… Вот что такое 27 миллионов на дорогах ВОВ.

Ученик: Четыре и 69… Время войны и время мира. Шестьдесят девять пролетели, как птицы. Четыре в памяти громоздятся скалистыми кручами.

Ученик: Давайте же вспомним дороги войны. Военные дороги наших отцов, дедов и прадедов. Давайте представим себе тех, кто дошел до конца этой дороги… И тех, кто пал смертью храбрых в один из огненных 1418 дней, на одном из этих огненных километров.

Ученик: Германские войска состояли из трех групп армий, рвавшихся в глубь СССР. Группа «Север» была нацелена на Прибалтику и Ленинград, «Центр» - на Москву, сильная группировка «Юг» стремилась на Украину и далее на Кавказ, к нефтяным промыслам.

Ученик: Первыми встретили гитлеровцев защитники Брестской крепости. Ее гарнизон состоял из нескольких тыловых частей, боевые полки были выведены в поле на учения. Больше месяца бойцы, находясь в окружении, отбивали бешеные атаки врага. Солдаты стояли насмерть. Крепость на границе стала символом мужества и отваги. Каждый камень Брестской крепости – свидетель исторического подвига ее защитников.

Ученик: «Брестской крепости!»

На священной земле легендарного Бреста

Где несет свой воды стремительный Буг

В ряд плакучие ивы стоят как невесты

Своих верных мужей потерявших, вдруг.


В вечной скорби немой эти черные вдовы

И уносит слезу их речная волна

Лики этих невест не по-женски суровы

Ведь их девичье счастье укрыла война.


Здесь, у Холмских ворот, возле самой границы

Где стоял гарнизон, где гремели бои

В грозном небе пылали сурово зарницы

Сотни доблестных, славных солдат полегли.


Здесь остались Фомин, Кижеватов, Наганов

Защищавшие грудью своей Цитадель

Сколько их, неизвестных, любимых, желанных

В длинном списке суровых военных потерь.


Мы вас помним, Герои бессмертного Бреста!

Жертвы грозного времени, страшной войны

Крепость Брестская – вечная ваша невеста

До конца вы остались друг другу верны.


Будет солнце над Бугом вставать и садиться

Молодежь будет хором кричать: «Brest the best!»

Будут мальчики подвигом дедов гордиться

Приводя в эту крепость красавиц-невест!


Пусть над нею всегда будет мирное небо

И как белые птицы плывут облака

И как труден, порою, весь путь бы наш не был

Пусть народ этот мир пронесет сквозь века!

Ученик: Велик и могуч был народный патриотизм, трудовой героизм советских людей в эти грозные дни Отечественной войны. В делах проявились лучшие качества людей: воля, характер, душевная сила, любовь к Родине и ненависть к врагу.

Ученик:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.

Как шли бесконечные злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины.

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! –

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.


Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как насмерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

Ученик: Пожалуй, самое страшное на войне – смерть детей. Война и детство – понятия несовместимые. Но есть такая поговорка, не мною придуманная: «На войне детей не бывает». Те, что попали туда, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война убивала детство – сжигала, расстреливала, убивала бомбами и пулями, голодом и страхом, безотцовщиной.

Ученик: Что помнят дети войны? Пожалуй, все! Вслушайтесь в воспоминания… «Осталась одна пуговка от маминой кофты, а в печи – две булки теплого хлеба…» «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не смотрел…» Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, мы с ней домой пойдем! – умоляла маленькая девочка солдата». Дети войны могут рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября (потому что они очень хотели учиться), как теряли родителей и их усыновляли чужие люди, как, увидев после войны первый батон, не знали. Можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое хлеб.

Учитель: Зачитывает воспоминания детей очевидцев войны.

Ученик.      Как подули железные ветры Берлина,

Как вскипели над Русью военные грозы!

Провожала белорусская женщина сына…

Материнские слезы,

Материнские слезы!

 

Сорок первый — кровавое знойное лето.

Сорок третий — атаки в снегах и морозы.

Письмецо долгожданное из лазарета…

Материнские слезы,

Материнские слезы!

 

Сорок пятый — за Вислой идет сраженье,

Землю прусскую рвут бомбовозы.

А в Белоруссии не гаснет свеча ожиданья…

Материнские слезы,

Материнские слезы.

Ребята разворачиваются по одному и читают письма.

Мальчик 1. Это последнее мое письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем — я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая…

Девочка 1. Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а я лишь 24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала… Они издевались надо мной, но я ничего не сказала…

Мальчик 2. Здравствуй, моя Варя! Нет, мы не встретимся с тобой. Из трех танкистов остался я один. Никогда я не прожил бы жизнь так хорошо, если бы не ты. Спасибо тебе, родная. Придет время, люди залечат раны, вырастят новые сады, новые песни будут петь…

Девочка 2. Родные мамулька и Ленусечка! Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но вы не грустите, я здорова и очень рада от сознания, что сама лично принимаю участие в разгроме врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать…

Мальчик 3. Мамулька, родная, с Новым 1945 годом! Не падай духом, скоро вернусь, до Берлина недалеко. Роднулечка, за меня не беспокойся, живу по-прежнему хорошо.

Девочка 3. Здравствуйте, дорогие мои! Меня в феврале арестовали, мне было очень тяжело, мамочка, но я перенесла это. Каждый день ожидала расстрела, о жизни больше не думаю. Я исполнила свой долг, милые мои, вы гордитесь тем, что я не запятнала вашей фамилии и своей чести.

Мальчик 1. У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь как цветы, яркая-яркая. А мне было 24… (бросает письмо и гасит свечу).

Девочка 1Не плачь, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось еще пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты… (бросает письмо и гасит свечу).

Мальчик 2. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе, твой Иван (бросает письмо и гасит свечу).

Девочка 2. В будущем году соберемся снова все вместе: и папа, и я, и ты с Ленусей, тогда будет о чем поговорить. Крепко-крепко целую вас, самых дорогих и любимых… Не пришлось, мне было всего 20 (бросает письмо и гасит свечу).

Мальчик 3. Пишите, как будет свободное времечко. Привет всем знакомым и родным, остаюсь по-прежнему ваш курносый Сашка… До 22 мне оставалось дожить 3 месяца (бросает письмо и гасит свечу).

Девочка 3. Труп мой будет в городе Острове за тюрьмой, у дороги. Будет надето, мамочка, мое шерстяное платье и тобой купленная мне на 19-летие трикотажная кофточка. Ваша дочь Зоя, прощайте, прощайте (бросает письмо и гасит свечу).

Песня 

Учитель:  В память о погибших в этой страшной войне минута молчания

Ученик:  Когда это будет — не знаю,

В краю белоснежных берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

Поднимут старинные марши

Армейские трубы страны,

И выйдет к армии маршал,

Не видевший этой войны.

И мне не додуматься даже,

Какой там ударит салют,

Какие там сказки расскажут

И песни какие споют.

Но мы-то доподлинно знаем,

Нам знать довелось на роду,

Что было девятого мая

С утра в сорок пятом году.

Ученик: Не знаю, о каком будущем говорил поэт Сергей Орлов в этих строках, но вот уже 69 лет праздник 9 мая остается праздником со слезами на глазах… Со слезами скорби и радости одновременно. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим детям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

Ученик: Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества — доброту, сострадание и милосердие.

Ученица.           Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но по-прежнему духом сильны.

Ветеранам нельзя на покой уходить,

Когда мир вновь тревогой объят.

Люди новой войны не должны допустить,

По ночам ветераны не спят.

Им погибших друзей не забыть никогда,

Хотя в этом и нет их вины.

Но в душе рядом с ними они навсегда

И не могут уйти от войны.

Потому ветераны себя не щадят,

Без волнения жить — не для них,

Ярким пламенем жизни сердца их горят,

На борьбу вдохновляя других.

Ученица:   Задохнулись канонады.

В мире — тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть.

Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла,

А в реке — меж берегами —

Кровушка текла.

Были черными березы,

Долгими года.

Были выплаканы слезы —

Вдовьи — навсегда…

Вот опять пронзает лето

Солнечная нить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Эта память — верьте, люди —

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.

 Песня из кинофильма «В бой идут одни старики»

Ученик: Дети, родившиеся после второй мировой войны давно успели поседеть. Наша белорусская земля, вот уже 70 лет просит нас, современников, сохранить жизнь на планете.

Ученик:

Все тревожней – от края до края –

Перекличка зловещих зарниц,

Пахнет порохом ветер играя

Опаленными крыльями птиц.

Над планетой проносятся смерчи,

Жаждут нелюди править людьми.

Человечество, стань против смерти.

Голос мира за мир подними!

Песня

Ученик: Дорога длиной в 1418 дней – дорога к Победе – не была легкой. Но если мы сегодня потеряем память, бдительность и совесть – человечество пойдет по другой дороге: дороге к самоуничтожению и небытию.

Заключительное слово учителя: В мире по-прежнему неспокойно. И даже сейчас, в эту минуту, когда мы мирно сидим за партами, где-то идет война, рвутся бомбы, где-то стреляют в детей. Благодаря подвигу солдат Победы, их огромному вкладу в дело сохранения мира в годы войны, а также мирному «почерку» современной внешней политики нашего государства, постоянным усилиям Главы государства, в нашей стране сохраняется мир и спокойствие, созданы благоприятные условия для жизни всех его граждан независимо от национальности и вероисповедания. И от каждого из нас зависит, сохраним ли мы все то, что создано руками предков, умножим ли мы славу нашего агрогородка и своей Родины, которая неслучайно так красиво называется – Белая Русь. Ребята, на доске вы видите карту нашей РБ. Я предлагаю вам принять участие в создании «живой» карты памяти Белоруссии. На столах у вас лежат сердечки. Я прошу вас на них написать свое отношение к Победе, миру на нашей белорусской земле. Можно выразить свою любовь к Родине, пожелание потомкам, то что вы посчитаете нужным. Постарайтесь это сделать кратко и ясно. Отдайте частичку своего маленького сердца родной Белоруссии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!