СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«спелеолог-профессия смелых»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с наукой спелеологией, особенностями профессии спелеолог, рассматривает необходимые личные и профессиональные качества специалиста по пещерам, выявляет плюсы и минусы профессии.

Просмотр содержимого документа
««спелеолог-профессия смелых»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №135 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ ПЕТЕРБУРГА












Исследовательский проект


«СПЕЛЕОЛОГ-ПРОФЕССИЯ СМЕЛЫХ»





Выполнили работу:

обучающиеся 6 «в» класса

Азарова Полина,

Захарова Анастасия

Руководитель: учитель географии

С.В. Азарова







2021 год

Оглавление

Введение

  1. Наука спелеология, задачи и место среди других наук.

2. История спелеологии.

3. Особенности профессии спелеолог.

3.1. Плюсы и минусы

3.2. Личные качества спелеолога

4.Образование и последующее трудоустройство

4.1. Где можно получить образование?

4.2. Место работы, область применения

Заключение

Список используемых источников

Введение

«Мы, спелеологи, открываем новые пещеры, делаем известным и доступным для людей прекрасный подземный мир. И именно мы отвечаем за его судьбу, за охрану пещер»

Дж. Шелтенс, Президент NSS — Национального спелеологического общества


География – это наука о прекрасной планете Земля, о её природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

В географии выделяют два направления: физико-географическое, изучающее природу земной поверхности и экономическое (или социальное), изучающее население и его хозяйственную деятельность.

Профессии, связанные с географией, а в современном мире их более 50, всё больше набирают популярность и становятся востребованными. Поэтому при выборе будущей профессии на них стоит обратить внимание.

Несмотря на множество современных географических специальностей, всех их можно сгруппировать по нескольким признакам. Можно выделить «старые» или традиционные географические специальности, возникшие еще в конце XIX — начале XX века, например: геоморфология, землеведение, климатология. Есть «новые» или современные специальности, появившиеся сравнительно недавно: биоклиматология, география туризма, а есть и редкие специальности – вулканолог, спелеолог, гляциолог, океанолог.

В нашей работе мы хотели бы подробно рассмотреть редкую профессию - спелеолог. Спелеолог – это геолог, специализирующийся на изучении пещер.

В своей работе мы познакомились с наукой спелеологией, особенностями профессии спелеолог, рассмотрели её содержание, необходимые личные и профессиональные качества специалиста по пещерам, выявили плюсы и минусы профессии и отметили структуру, указали учреждения, где могут работать выпускники географических факультетов, получивших соответствующую специальность.

Главная цель работы: разносторонне изучить профессию спелеолог.

Главный метод работы - изучение литературных источников по теме.


    1. Наука спелеология, задачи и место среди других наук.


Современная география — это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География — единственная наука, которая объединяет разнообразные знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом — исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография — наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.

Спелеология (от греч. σπήλαιον— «пещера» и λόγος— «учение») — наука, изучающая природные и искусственные подземные пространства. Область ее интереса находится на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии.

Выделяются следующие направления спелеологии:

геологическая (горные породы и минералы);

климатическая (микроклимат);

биологическая (живые организмы);

гидрологическая (вода);

археологическая (следы древних культур);

антропологическая (современное использование пещер);

топографическая (картирование);

подводная (полости в рельефе дна морей и океанов).

Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология.

Спелеология отдельная наука, но ее сведения полезны историкам, археологам, палеонтологам, биологам, гидрологам.

Термин спелеология предложил в 1890 г. французский археолог Эмиль Ривъер. В этом же году его применил как научное определение один из основателей науки о пещерах француз Эдуард-Альфред Мартель. В 1928 г. при Венском университете открылся первый в мире институт спелеологии.

Спелеология возникла на перекрестке интересов геолого-географических, биологических и исторических наук. Теснее всего она связана с карстоведением. Понятие "карст" происходит от названия безводного каменистого нагорья Крас, расположенного к югу от Юлийских Альп, в окрестностях небольшого словенского местечка Сежана. В середине XIX века хорватские географы ввели термин крас (по-немецки карст) в научную литературу. Из имени собственного оно превратилось в географическое понятие, обозначающее любую местность, где развиты поверхностные формы размыва и растворения известняков, схожие с классическими формами карста на плато Крас в Югославии. В XX веке карстовыми стали называть процессы, приводящие к формированию специфических поверхностных и подземных форм рельефа не только в известняках, но и в любых других горных породах, растворимых водой: в доломитах и гипсах, ангидритах и каменной соли.

Будучи составной частью карстоведения, спелеология, однако, выходит за пределы этой комплексной науки: пещеры могут, как мы уже знаем, образовываться не только в карстующихся породах.

Пещеры некарстового происхождения возникают вследствие вулканической деятельности (лавовые пузыри), разрушительной работы моря (пещеры прибоя), при выносе песчано-глинистых частиц подземными водами (суффозионные пещеры), размыве льда (ледниковые пещеры), деятельности человека (рудники, соляные шахты, катакомбы, «пещерные города» и храмы, соединительные ходы между крепостями). В этих случаях спелеология вступает в контакт не с карстоведением, а с вулканологией, геоморфологией, гляциологией, горным делом, археологией. Некарстовые пещеры, созданные человеком, широко распространены и в Крыму ("пещерные города" Внутренней гряды, катакомбы Аджимушкая. Акмоная и пр.).

Научные интересы спелеологов часто перекрещиваются с интересами биологов и историков. В пещерах обитают животные, принадлежащие к нескольким типам: простейшим и кишечнополостным, червям и членистоногим, моллюскам и хордовым. Специфические условия жизни под землей позволяют выделить пещеры в самостоятельную среду обитания, к которой приспособились все животные и растительные организмы на поверхности. Эти своеобразные условия вызвали такие изменения в строении отдельных органов и в жизнедеятельности пещерных животных, что о них надо знать не только биоспелеологам, но, например, и врачам-физиологам, готовящим длительное плавание подводной лодки или полет космического корабля. Именно поэтому во многих странах мира (Франция, Италия, Югославия, Румыния, Венгрия и др.) созданы подземные биоспелеологические лаборатории, в которых изучают особенности строения, развития, размножения обитателей пещер.

Под землей часто встречаются костные остатки и следы жизнедеятельности (копролиты, царапины от когтей, "шлифованные" стены) животных, обитавших в пещерах десятки, сотни, а иногда даже миллионы лет тому назад. В Центральной Европе известны «медвежьи пещеры», содержащие в определенных горизонтах пещерных отложений колоссальное количество костей медведей (до 50-100 тысяч особей). Довольно часто встречаются также "пещеры гиен", а в Бельгии в одной из пещер - Авен Берниссарт - найдены костные остатки динозавров-игуанодонов. Эти огромные, достигающие 18-20 м в длину растительноядные ящеры вымерли в Европе к концу мелового периода. Значит, пещера Авен Берниссарт образовалась не позднее, чем 140-160 миллионов лет тому назад!

Не меньше загадок таится во мраке пещер для археологов и историков. На протяжении сотен лет назначение пещер менялось: их использовали как жилища и убежища, места совершения магических обрядов и жертвоприношений, погребения и поклонения, загоны для скота и склады продуктов, тюрьмы и лечебницы, железоплавильни и мастерские, пути сообщения и лаборатории, музеи и туристские комплексы. Задача археолога и историка - разобраться, как именно использовалась та или иная пещера, какова ее роль в формировании материальной и духовной культуры человека. А задача спелеолога - помочь археологам и биологам лучше понять условия жизни человека и животных под землей, помочь оценить те изменения, которые произошли в морфологии пещеры вследствие деятельности подземных и поверхностных вод, выветривания, обвалов.

Наконец, у спелеолога имеется еще одна важная задача. Многие пещеры и шахты труднодоступны. Открытие и безаварийное исследование карстовых полостей возможны только при наличии специального снаряжения, оборудования и знании приемов его использования. Спелеология - весьма сложный, а иногда и опасный вид спорта, без которого, однако, невозможно развитие спелеологии-науки. Спелеологический туризм также развивается на стыке различных спортивных направлений: альпинизма, горного, пешеходного, лыжного и водного туризма, подводного плавания. Успех в покорении и освоении глубин невозможен без разработки легких влагонепроницаемых, нержавеющих материалов, средств связи, аппаратов для преодоления карстовых сифонов, средств трассирования направлений движения подземных вод, аппаратуры для измерения их температуры, минерализации, газонасыщенности. Это определяет прочные связи спелеологии с техникой, теоретической механикой, термодинамикой.


  1. История спелеологии.


Австрийский спелеолог X. Триммель, рассматривая историю становления науки о пещерах, выделяет четыре периода:

  1. барокко (XVI—XVII вв.),

  2. просвещения (XVIII в.),

  3. романтики (XIХ в.) и

  4. классический (конец XIX — начало XX вв.).

К концу третьего, романтического, периода в мире было известно несколько тысяч небольших, в основном — легкодоступных пещер. Выяснилось, что пещеры представляют интерес для многих наук, а территории, где они развиты, обладают рядом особенностей, затрудняющих их хозяйственное освоение. Первые отчаянные попытки более глубокого проникновения в подземный мир показали, что человек знает только его «прихожую». Все это способствовало переходу к четвертому периоду, который историки науки связывают с именем Э. А. Мартеля.

В 1879 г. в Вене было образовано «Объединение исследователей пещер», которое ставило перед собой задачи изучения австрийских пещер, расширения знаний о них, заботу об организации экскурсий. В 1879 г. возникли пещерное объединение «Антрон» (Постойна) и Швабский Пещерный Союз (Мюнхен), в 1892 г. — английское и итальянское общества исследователей пещер.

В 1890 году наука о пещерах получила имя: Э. Ривьер предложил термин «спелеология» (греч. spelaion пещера), а в 1892 г. М. де Нуссак использовал более краткую форму — «спеология», которую до сих пор применяют некоторые биоспелеологи. После выступления Э. Мартеля 4 августа 1893 г. на XII Конгрессе французской ассоциации поддержки научных исследований термин «спелеология» получил всеобщее признание. В 1895 г. в Париже было основано «Спелеологическое общество Франции», деятельность которого на протяжении более 40 лет ассоциировалась с именем Эдуарда Альфреда Мартеля. Эдуард Альфред Мартель считается основателем спелеологии как науки. Активная исследовательская, научная и общественная деятельность Э. Мартеля вызвала повышенный интерес к изучению пещер во всем мире. В конце XIX — начале XX вв. спелеологические общества, группы и клубы возникают в десятках стран Европы и Америки. Энтузиасты-спелеологи, число которых неуклонно растет, открывают тысячи новых пещер.

Вторая половина XX в. стала эпохой великих спелеологических открытий. Большую роль в них сыграло развитие и совершенствование технических средств, тактики преодоления различных препятствий, специального снаряжения, средств связи и жизнеобеспечения при многосуточных экспедициях. Не последнюю роль сыграли и организационные достижения: спелеологические союзы и объединения возникли более чем в ста странах мира, в 1953—1997 гг. состоялось двенадцать Международных спелеологических конгрессов, в 1965 г. был создан Международный союз спелеологов (МСС). Рост спелеологических открытий сопровождался не менее бурным ростом количества научных публикаций, в которых описывались результаты исследований, делались региональные и теоретические обобщения.


  1. Особенности профессии спелеолог.


Спелеолог – геолог, специализирующийся на изучении пещер.

Чем занимается спелеолог? Он исследует подземные пространства: природные пещеры, озера, реки, их экологические системы. Он изучает происхождение, развитие, строение, состав и движение подземных вод.

Спелеолог составляет карты пещер, исследует остатки древней материальной культуры. Кроме того, спелеологи оценивают подземные пустоты на предмет возможности прокладки подземных технических коммуникаций, а также на наличие полезных ископаемых.

Поскольку существуют не только природные, но и искусственные подземелья – древние и новые – есть такая разновидность спелеологов — спелестологи. Они исследуют искусственные подземные сооружения –горные выработки, древние и современные городские коммуникации. Индустриальных спелестологов называют еще диггерами. Они проходят подземными дренажными системами, канализационными коллекторами, посещают заброшенные военные объекты.


3.1. Плюсы и минусы


Как и в любой другой профессии, в работе спелеолога можно выделить и положительные и отрицательные моменты, представленные в таблице 1.

Таблица 1 «Плюсы и минусы профессии»

Плюсы профессии

Минусы профессии

  1. Возможность попутешествовать и поработать в далеких странах.

  2. Своими глазами видеть невиданные никем вещи.

  3. Возможность работы на суше и под водой.

  4. Коллектив, состоящий из увлеченных людей, на которых можно положиться в любой ситуации.

  5. Много современных устройств и технологий, облегчающих трудовую деятельность.

  6. Профессия очень редкая.

  7. Высокий оклад, но он зависит от направления, с которым спелеолог работает.

  1. Профессия очень опасна.

  2. Работа физически тяжела.

  3. Проходит в отдалении от цивилизационных удобств.

  4. Работа в замкнутом пространстве.

  5. Мало вузов, которые готовят спелеологов.

  6. Профессиональные заболевания.

  7. Работа проходит в отдаленных от людей местах, поэтому на личную жизнь остается мало времени.



Профессия спелеолога очень опасная, но она дает возможность заниматься не только путешествиями, но и исследованиями разнообразных пещер, вести научную деятельность, становясь знаменитым исследователем, автором многих книг и публикаций.


3.2. Личные качества спелеолога


Работа спелеологом требует очень хорошей выносливости, крепкого здоровья и стальных нервов.

Поскольку природные пещеры тянутся на сотни километров под землей, специалисты по исследованию должны быть готовы к пребыванию в условиях без удобств в течение нескольких дней.

Опасность данной профессии заключается в высокой частоте непредвиденных ситуаций - можно остаться без света на многокилометровой глубине. В таких случаях ключевые роли играют находчивость, реакция, логика и умение ориентироваться на незнакомой местности.

Но, несмотря на всю опасность профессии, ничто не сравнится с красотой живописных картин, увиденных при исследованиях. Тысячелетнее взаимодействие воды с грунтовыми породами создает натечные образования самых причудливых форм.

Спелеологи обязательно изучают скалолазание, способы оказания первой помощи.

Специалист не должен страдать клаустрофобией, психическими заболеваниями и иметь сильную зависимость от перепадов температур и давления.

Важные качества

  • Физическая выносливость и отличная спортивная подготовка

  • Выдержка и умение владеть собой в экстремальных условиях

  • Равнодушие к удобствам цивилизации

  • Логическое мышление

  • Аналитический ум

  • Устойчивость психики


4. Образование и последующее трудоустройство

4.1. Где можно получить образование?


Для быстрого карьерного роста лучше получить профессиональное образование. Однако специальность редкая и присутствует в образовательных программах лишь нескольких российских университетов. Преимущественно это учебные заведения, располагающиеся в Москве, Санкт-Петербурге и регионах, в которых развита добывающая промышленность.

Несколько ВУЗов, готовящих спелеологов в России:

  1. Университет нефти и газа им. Губкина.

  2. Национальный исследовательский технологический университет.

  3. МГУ им. Ломоносова.

  4. Государственный университет «Дубна».

  5. Геологоразведочный университет им. Орджоникидзе.

  6. Институт карстоведения и спелеологии на базе Пермского государственного университета.

  7. Комиссия спелеологии и карстоведения Московского центра Русского географического общества

Если ни один из ВУЗов в вашем городе не проводит подготовку студентов по специальности «спелеология», не стоит отчаиваться. Можно поступить в ВУЗ по смежной специальности (геология, гидрология и другие). В дальнейшем вы сможете пройти профильные курсы и начать работу на желаемой должности.

Спелеологи-туристы могут пройти обучение в любом местном спелеологическом клубе.


4.2. Место работы, область применения


Спелеология – наука для сильных романтиков, требующая не только теоретических знаний, но и отличной физподготовки. В услугах спелеологов нуждаются геологические, строительные организации.

Фронт работ для специалистов по пещерам широк: участие в экспедициях, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и специальных служб, которых пещеры интересуют в качестве площадок для размещения секретных объектов. Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, подземные склады и коммуникации). Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических фирмах, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

Существуют не только природные подземелья, но и искусственные, специалистов, занимающихся их исследованием, называют спелестологами. Их работа заключается в обследовании шахт, систем дренажа, канализационных коллекторов, заброшенных военных объектов.

Спелеология для многих является не только профессией, но и увлечением. Во многих городах мира существуют организации диггеров, исследующих подземные сооружения города.


Пример современного спелеолога:

Виктор Николаевич Дублянский - геолог, спелеолог, профессор, заслуженный деятель науки Украины. С 1958 г. занимается изучением карста и пещер Украины, Северного Кавказа, Грузии, Армении, Средней Азии; участвовал в международных экспедициях в Родопах и Динаридах, побывал в карстовых районах Польши и Венгрии, Чехии и Словакии, Канады и США. С его именем связано становление современной отечественной спортивной, а затем и научной спелеологии. Первооткрыватель и исследователь около 1000 карстовых полостей, в том числе знаменитой Красной в Крыму; руководитель 46 научных экспедиций, десятков спортивных мероприятий; автор более 520 научных работ. Перу В. Н. Дублянского принадлежат первые учебники по спортивной спелеологии "Путешествия под землей" (1968, 1981), увлекательная научно-популярная книга "Вслед за каплей воды" (1971), несколько десятков монографий о пещерах Крыма, Украины, Западного Кавказа. "Занимательная спелеология" - труд всей его жизни.

В 1975 г. VI Международный спелеологический конгресс наградил его золотой медалью "За развитие мировой спелеологической науки", в 1981 г. его научные успехи были отмечены орденом "Знак почета", а в 1994 году за работу по инженерной геологии карста он стал лауреатом Государственной премии республики Крым.

Заключение


Если рассматривать профессию спелеолог, то он будет изучать в основном природные подземные пространства. Это могут быть: созданные природой пещеры; различные виды пещерных озер и рек; экологические системы, образованные в пещерах. Причем не просто рассматривает их, а стремится: максимально точно систематизировать, понять, происхождение, как идет развитие, заниматься изучением строения и состава пещерных вод и пород. При изучении специалист должен уметь: составить подробную карту пещер, изучает следы, оставленные древними народами, которые могли обитать в этих пещерах, может привлекаться для проверки возможности прокладки там подземных коммуникаций технического назначения, использования пещер для привлечения туристов, проводит проверку на наличие полезных ископаемых.

Все это позволяет утверждать, что для достижения успеха, спелеологам необходимо быть хорошим специалистом в следующих науках: история; археология; палеонтология; биология; гидрология. Это делает их работу более ценной.

Спелеолог – прежде всего, ученый. Он должен обладать соответствующими знаниями и постоянно заниматься исследовательской работой. Работа специалиста неразрывно связана с экспедициями. Большинство из них довольно опасные, требующие смелости и умения идти на осознанный риск.

Мы пришли к выводу, что профессия спелеолог очень тяжелая. Она для смелых и сильных духом людей. Ведь спелеолог, находясь в пещере, отвечает не только за себя, но и за своих товарищей.

Список используемых источников


    1. www.oksait.ru/professiya/speleolog-kto-eto/

    2. www.info-profi.net/professiya-speleolog/

    3. www.optymistychna.com/ru/world-caves-ru/speleologyya-ynteresnee-chem-alpynyzm/

    4. www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-speleolog

    5. www. profirk.ru/work/profession/1755/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!