областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на ученицу 1 в’класса
Григорьевой Дарьи Какаджановны
ответственный за реализацию
Учитель Дудина Е.В.
Ульяновск 2017 год
Структура СИПР.
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложения.
Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Григорьева Дарья Какаджановна
Возраст ребенка: 8 лет (18.03.2010г.)
Место жительства: Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с.Максимовка, ул.М.Горького 1а, детский дом-интернат «Родник»
Родители (лица их заменяющие): опекун Дмитриева Наталья Александровна
Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2017
Класс обучения: 1 дополнительный.
Группа (особые потребности): нуждается в создании безбарьерной среды.
2. Психолого-педагогическая характеристика
В школе Дарья обучается с 01.09.2017 по рекомендации ПМПК протокол № 1164/93 от 22.06.2017г. с диагнозом: Глубокая умственная отсталость. Детский церебральный паралич. Помутнение роговицы. Гипотрофия. Задержка физического развития.
Рекомендации: индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учителем – дефектологом, педагогом – психологом, учителем – логопедом.
Наблюдение неврологом, психиатром, ортопедом, офтальмологом, эндокринологом.
Образовательная программа:
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. СИПР /адаптированная образовательная программа обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития СИПР.
С учителем- дефектологом с целью развития тактильного, слухового восприятия, освоение средств невербальной коммуникации
С педагогом- психологом по формированию интереса к предметному рукотворному миру, мотивация двигательной активности.
С учителем-логопедом с целью коррекции речевых расстройств.
Общее физическое развитие значительно отстает от возрастной нормы. Самостоятельно Даша не двигается, сидеть не может. Мелкая моторика не развита.
Интерес к продуктивной деятельности на низком уровне, слабо выраженный; внимание не продолжительно, не устойчивое. С одного вида деятельности на другой переключается медленно. В процессе проведения образовательной деятельности. девочка ведёт себя спокойно и позволяет учителю работать с ней методом «рука в руке»:
Мышление наглядно – действенное. Реакция на световые и звуковые раздражители положительная.
Представления об окружающем ограничены бытовым уровнем. Восприятие фрагментарное. Навыки самообслуживания не сформированы.
Речь отсутствует, иногда использует неосмысленные звукокомплексы.
Рассеянное.
Учебно – познавательная мотивация не развита.
Представления об окружающем ограничены бытовым уровнем. Восприятие фрагментарное. Навыки самообслуживания не сформированы.
Речь отсутствует, иногда использует неосмысленные звукокомплексы.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий природный мир.
4.Человек.
5.Окружающий социальный мир.
6.Музыка и движение.
8.Изобразительная деятельность.
9.Адаптивная физкультура.
10.Коррекционно-развивающие занятия.
Индивидуальный учебный план на 2017 – 2018 учебный год
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | В год |
I Обязательная часть |
1. Язык и речевая практика | 1.1. Речь и альтернативная коммуникация | 0,5 | 17 |
2. Математика | 2.1. Математические представления | 0,25 | 8,5 |
3.Окружающий мир | 3.1. Окружающий природный мир | 0,25 | 8,5 |
3.2. Человек | 0,25 | 8,5 |
3.3. Окружающий социальный мир | 0,25 | 8,5 |
4. Искусство | 4.1. Музыка и движение | 0,25 | 8,5 |
4.2. Изобразительная деятельность | 0,5 | 17 |
5. Физическая культура | 5.1. Адаптивная физкультура | 0,25 | 8,5 |
6. Коррекционно-развивающие занятия | 0,5 | 17 |
ИТОГО | 3 | |
Максимально-допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной нагрузке) | | |
II Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Коррекционные курсы | | |
1. Сенсорное развитие | 1 | 34 |
2. Предметно-практические занятия | 2 | 68 |
4. Альтернативная коммуникация | 1 | 34 |
Итого коррекционные курсы | 4 | |
4. Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР Адаптированной основной общеобразовательной программы для 1 дополнительного класса, варианта 2, нацеленной на образование детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
- учебного плана школы;
- АООП для 1 класса (вариант 2).
Программа включает следующие разделы:
- Язык и речевая практика
- Математика
- Окружающий мир
- Искусство
- Физическая культура
- Коррекционно-развивающие занятия
- Коррекционные курсы
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 2).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с глубокой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5. Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6. Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
- практические упражнения;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
Аудиально (слушание), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
Аппликация;
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
4.2.Базовые учебные действия.
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых, индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей,
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
Математика.
Математические представления.
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Умение различать части суток, соотносить действие с временем и промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время суток, соотносить время с началом и концом деятельности.
Окружающий мир
Окружающий природный мир.
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес,).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Элементарные представления о течении времени.
Человек.
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
Окружающий социальный мир.
умение использовать типовые модели поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;
знание назначения кухонного инвентаря, предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей и правильное их использование;
различение видов наземного транспорта;
усиление контроля за своим поведением в общественных местах,
изменение поведения, как реакция на замечания учителя;
различать помещения школы и школьной территории.
Искусство.
Изобразительная деятельность.
фиксировать взгляд на предмете для его изучения по просьбе учителя;
брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его;
повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);
различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке и знать способы работы с ними;
наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;
идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);
рисовать пальчиками и ладошкой (используя пальчиковую краску);
выполнять простейшие действия с природными материалами (раскладывать, сортировать, катать и др.);
выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);
брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.
Коррекционно-развивающие занятия.
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;
использовать предметно-практическую деятельность (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения;
рисовать простые эстампы (с помощью педагога);
рисовать контурные линии, штрихи, пятна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка);
рисовать, изображения по трафаретам;
подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель-олигофренопедагог, психолог, логопед, специалист по ЛФК.
6.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы,
графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
предметов различной формы, величины, цвета,
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
калькуляторов и других средств.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие объекты, расположенные как в здании образовательной организации, так и на прилегающей к образовательной организации территории, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации). По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.
Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.
Для реализации задач по предметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Изобразительная деятельность» необходимо наличие на уроках разноообразного раздаточного материала, такого как муляжи овощей и фруктов, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, различных трафаретов и шаблонов, наборов крупных, красочных и максимально реалистичных изображение предметов окружающей действительности. Необходимо обеспечить наличие у учащихся изобразительных средств для возможности передачи как своего внутреннего состояния, так и для реализации образовательных задач уроков, таких как: цветные карандаши и фломастеры, краски, пластичные материалы различной плотности и твёрдости для лепки, разнообразную по фактуре цветную бумагу и картон, природные материалы. Должна быть организована возможность доступа к интерактивным средствам изобразительной деятельности (компьютер, специальное программное обеспечение, возможность подключения к сети Интернет). Целесообразно использование на уроках музыкального сопровождения, соответствующего тематике занятий или для создания нужного психологического настроя у обучающегося (для переключения внимания и его активизации, для релаксации).
Коррекционно-развивающие занятия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи-хопы, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металофон) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, мягкие маты, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например,
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно)
«не узнает объект».