СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития (обучение на дому) на ученика 2 класса c глубокой умственной отсталостью, 2016 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития разработана для учащегося с глубокой умственной отсталостью, имеющего тяжёлые множественные нарушения развития и нуждающегося в безбарьерной среде. Программа учитывает индивидуальные возможности ребёнка и создана с учётом требований ФГОС УО.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития (обучение на дому) на ученика 2 класса c глубокой умственной отсталостью, 2016 г.»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Рассмотрено и одобрено

на ПМП консилиуме ОГКОУШ №39

протокол №_____ от ____________

________________Воецкая Л.М.












СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(обучение на дому)








на ученика 2 «Б» класса

Гильмитдинова Дамира

ответственный за реализацию

Учитель Мозгова Ю.Е.











Ульяновск, 2016 год




Структура СИПР.


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.



































1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Гильмитдинов Дамир

Возраст ребенка: 12 лет

Место жительства: г.Ульяновск пер.Национальный д.14

Родители (лица их заменяющие): опекун Арифуллова Фаниса Насыховна

Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2014

Класс обучения: 2

Группа (особые потребности): нуждается в безбарьерной среде.


2. Психолого-педагогическая характеристика

на ученика 2 «Б» класса Гильмитдинова Дамира, 23.07.2004 года рождения.

В школу Дамир поступил из дома 1 сентября 2014 года в 10 полных лет на основании заключения ПМПК центра психолого-медико-социального сопровождения «Росток», протокол №1008/41 от 27.06.2014 года с установленным диагнозом сложная структура дефекта: органическое поражение ЦНС, грубый спастический тетраперез, симптоматическая эпилепсия, субатродгия ДЗН, деменция в степени глубокой умственной отсталости. Последняя консультация была проведена 13.10.2015 года протокол №40/21 центральной психолого-медико-педагогической комиссией ОГБОУ ОЦДК «Развитие», в результате которой было вынесено заключение: F 02.822 F 73, ДЦП, тетрапарез, множественные контрактуры, симптоматическая эпилепсия, субатродгия ДЗН, сложный дефект. Комиссией были даны следующие рекомендации : очное обучение с частичной включённостью по специальной индивидуальной программе развития для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, создание для ребёнка безбарьерной среды.

В настоящий момент Дамир на основании справки от психиатра и письменного заявления его опекуна находится на домашнем обучении и занимается по специальной индивидуальной программе для обучающихся с глубокой умственной отсталостью.

Проживает мальчик в семье опекуна, Арифулловой Фанисы Насыховны.

Настоящие родители Дамира отказались от него сразу после рождения. Семья, в которой проживает мальчик многодетная и состоит из шести человек. Кроме Дамира у Фанисы Насыховны своих ещё трое детей: двое , из которых имеют инвалидность. В воспитании детей ей помогает муж, Арифуллов Руслан Ревхатович.

Большую часть времени Дамир проводит в детской кроватке в положении лёжа. Из-за своего заболевания ему не удаётся самостоятельно сидеть. Для этих целей у Дамира есть специально оборудованное инвалидное кресло, в котором положение его тела можно зафиксировать полусидя.

Работоспособность у Дамира низкая .Он быстро утомляется. Это обычно проявляется у мальчика в отворачивании головы в другую сторону от учителя или в отрешенном взгляде. За время обучения удалось постепенно увеличить продолжительность его активных действий на занятии, с помощью смены видов деятельности и проведении периодических физминуток.

Внимание у ребёнка рассеянное с кратковременной концентрацией. К концу прошлого учебного года мальчик стал более продолжительное время концентрироваться на голосе учителя или на понравившихся ему звуках. На предметах, которые используются на занятиях, Дамир свой взгляд не фокусирует. Реагирует только на те предметы и игрушки, которые издают звуки или с которыми он получает тактильный контакт. Реакция выражается мимикой и движениями рук. Обычно ведёт себя спокойно и позволяет учителю манипулировать его руками, когда тот оказывает ему помощь при захватывании предметов. Но иногда реакция может быть противоположной. В случае, если предмет не понравился на ощупь Дамир резко отдёргивает руку и отворачивается в сторону.

Крупная и мелкая моторика не развиты. Чаще всего у Дамира наблюдается непроизвольное движение руками. Он может переворачиваться в кроватке со спины на бок или на живот.За период обучения в школе мальчик стал дольше удерживать в руках игрушки и предметы, которые использовались на занятиях.

Речь у Дамира не развита. Для выражения эмоций он способен использовать мимику и звуковую вокализацию. На знакомый голос мамы и учителя, а также других членов семьи ребёнок демонстрирует реакцию оживления: улыбается, вокализирует и размахивает руками. По словесной инструкции ни каких действий не выполняет.

Навыки самообслуживания у мальчика не сформированы. Дамир нуждается в постоянном специальном уходе и помощи со стороны.







Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3. Окружающий природный мир.

4.Человек.

5.Окружающий социальный мир.

6.Изобразительная деятельность.

7.Коррекционно-развивающие занятия.

8.Сенсорное развитие.

9.Предметно-практические действия.




  1. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год

Предметные
области

Учебные предметы

Индивидуальные занятия. Количество часов

в неделю / год

1.Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

1

34

2. Математика

Математические представления

1

34

3. Окружающий мир

Окружающий природный мир

0,5


34

Человек

0,5

Окружающий социальный мир

1

34

4.Искусство

Изобразительная деятельность

1

34

6.Корреционно-развивающие занятия

1

34


Итого:

6

204

2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

6.Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

1

34

Предметно-практические действия

1

34


Итого:

2

68





Расписание индивидуальных занятий.

Дни недели





понедельник

12:30-12:50

Окружающий природный мир

13:00-13:40

Предметно-практические действия

13:50-14:30

Окружающий социальный мир


среда

12:30-13:10

Изобразительная деятельность

13:20-14:00

Математические представления

14:10-14:50

Речь и альтернативная коммуникация

пятница

12:30-13:10

Сенсорное развитие

13:20-13:40

Человек

13:50-14:30

Коррекционно-развивающие занятия



4. Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка


Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы для 2 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

  • учебного плана школы;

  • АООП для 1 (дополнительного) класса вариант 2.


Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Коррекционно-развивающие занятия

  • Коррекционные курсы


Обоснование выбора данной программы


Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с глубокой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для сациализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.



Основные цели и задачи коррекционного обучения:


1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.


Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.


Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения;


Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами, лепка, аппликация;


Сроки освоения образовательной программы : 1 год.


4.2.Базовые учебные действия.

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени;

          • Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;

          • С заданными качественными параметрами.


4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.


Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание часто употребляемых слов, обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий.

  • Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.

  1. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;




Математика.

Математические представления.

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.

  • Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Развитие представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, о составе числа в доступных ребенку пределах, счет.

  • Развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.

  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.

  • Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.


Окружающий мир

Окружающий природный мир.


  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы.

  • Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др).

  • Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Развитие интереса к объектам живой природы.

  • Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные»-«вредные», «дикие»-«домашние» и др.).

  • Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.


Человек.
  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Развитие представлений о собственном теле.

  • Умение осознавать и выражать своё настроение и интересы доступным способом.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях любыми доступными средствами коммуникаци.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Развитие умения определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Развитие умения соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Развитие представлений о членах семьи, узнавание родственников, знакомство с обязанностями членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


Окружающий социальный мир.

  • Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;

  • знание предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей и приучение к правильному их использование;

  • усиление контроля за своим поведением в общественных местах,

  • изменение поведения, как реация на изменение интонации и громкости голоса учителя;

  • развитие ориентации в своей комнате и в доме.




Искусство.

Изобразительная деятельность.


  • фиксировать взгляд на предмете для его изучения по просьбе учителя;

  • брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его сс помощью учителя;

  • повторять движения руками и кистями (сжимание, разжимание и др.) с помощью учителя;

  • наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) с помощью учителя;

  • адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

  • идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);

  • рисовать пальчиками и ладошкой (используя пальчиковую краску);

  • стремление к самостоятельности в доступной творческой деятельности ;


  • выполнять простейшие действия с природными материалами (раскладывать, сортировать, катать и др.) под контролем и с помощью учителя;

  • выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.) под контролем и с помощью учителя;

  • совершать простейшие движения с пластилином (сминать, размазывать и др.) под контролем учителя.


  • Развитие стремления к взаимодействию со взрослым во время совместной творческой деятельности.


Коррекционно-развивающие занятия.

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;

  • использовать предметно-практическую деятельность (рисова­ние, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

  • обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения с помощью учителя;

  • рисовать простые эстампы (с помощью педагога);

  • рисовать контурные линии, штрихи, пя­тна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, различной по фак­туре сыпучей поверхности (манки, светлого песка) с помощью учителя;

  • рисовать, изображения по трафа­ретам с помощью учителя;

  • развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности).


Сенсорное развитие.

  • Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.

  • Развитие пространственно-временных ориентировок.

  • Развитие слухо-голосовых координаций.

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.

  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.



Предметно-практические действия.

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.

  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.

  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.

  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.

  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.

  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.

  • Развитие двигательной активности.

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания.



5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель-олигофренопедагог.



6.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;

  • обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия: 1.Психологическая поддержка семьи, тренинги.

2.Встречи с родителями.

3.Проведение тематических родительских собраний.

4.Индивидуальные консультации родителей со специалистам.

5.Тематические семинары.

6.Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.

7.Привлечение родителей к их участию в разработке СИПР в интересах ребенка.

8.Посещение родителями уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем , специальстами и администрацией школы.

9.Ежегодное домашнее визитирование.

10.Ежедневное консультирование родителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.

11.Ведение при необходимости дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.

12.Информирование электронными средствами.

13.Личные встречи, беседы.

14.Просмотр и обсуждение видео ( фото) записей с ребенком.

15.Проведение открытых уроков/занятий.

16.Привлечение родителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.

17.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях учащихся с демонстрацией собранного портфолио ребёнка.

18.Поощрение активных родителей.



7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.


Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,

    • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) ,

    • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный илиперсональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр идр.,

    • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации).По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

Для реализации задач по преметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Изобразительная деятельность» необходимо наличие на уроках разноообразного раздаточного материала, такого как муляжи овощей и фруктов, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, различных трафаретов и шаблонов, наборов крупных, красочных и максимально реалистичных изображение предметов окружающей действительности. Необходимо обеспечить наличие у учащихся изобразительных средств для возможности передачи как своего внутреннего состояния, так и для реализации образовательных задач уроков, таких как: цветные карандаши и фломастеры, краски, пластичные материалы различной плотности и тёрдости для лепки, разноообазную по фактуре цветную бумагу и картон, природные материалы. Должна быть организована возможность доступа к интерактивным средствам изобразительной деятельности (компьютер, специальное програмное обеспечение, возможность подключения к сети Интернет). Целесообразно использование на уроках музыкального сопровождения, соответствующего тематике занятий или для создания нужного психологического настроя у обучающегося (для переключения внимания и его активизации, для релаксации).

Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь : мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи- массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости,музыкальные инструменты (барабан, бубен,металофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки,большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр,наборы , аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.






8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.


Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».

























Учитель: _____________/ /


Родители: _____________/ /










9. Приложения.





















20