СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития на обучающуюся 8 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития на обучающуюся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития на обучающуюся 8 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»




Рассмотрено и одобрено Утверждена

на ПМП консилиуме на педагогическом совете

филиала ОГКОУШ №39 филиала ОГКОУШ №39

протокол №____от__________ Протокол №_____от__________

__________Мозгова Ю.Е. Директор __________Пономарева М.Н.










СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

2019-2020 учебный год

на учащуюся 8б класса

Смирнову Ольгу











Срок реализации: 1 год.









Ульяновск, 2019 год




Структура СИПР


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.

































1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Смирнова Ольга Владимировна

Возраст ребенка: 15 лет

Место жительства: Ульяновская область, Ульяновский район, с.Максимовка, ул.Максима Горького, 1 «а», Детский дом - интернат «Родник».

Родители (лица их заменяющие): опекун Кондратьева Наталья Александровна.

Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2011 г.

Класс обучения: 8

Группа (особые потребности): безбарьерная среда

2. Психолого-педагогическая характеристика

на учащуюся 8 «Б» класса Смирнову Ольгу Владимировну, 02.04.2004 года рождения. В ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» Оля поступила 22.04.2004 года. Мать - Смирнова Светлана Владимировна, отказалась от ребёнка при рождении по причине его заболевания. Опекун: Кондратьева Наталья Александровна.

В филиале ОГКОУШ №39 учится с 1 сентября 2011 года. По рекомендации последней ЦПМПК от 29.06.2018 года, протокол №1302/100, обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2), СИПР. Обучение очное с полной включенностью. Оле рекомендованы индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, логопедом, наблюдение неврологом, психиатром, ортопедом.

К учебной деятельности относится ответственно, проявляет интерес. Работоспособность у девочки умеренная, сохраняется до конца занятия. Темп деятельности неравномерный. В процессе обучения наблюдается стабильная положительная в освоении учебных навыков динамика. Внимание непродолжительное. Память механическая, избирательная, малого объёма. Мышление наглядно-действенное. Эмоционально-волевая сфера – неустойчивая.

Физическое развитие у девочки не соответствует возрастной норме, вследствие имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата. В этом учебном году Оля научилась самостоятельно передвигаться на инвалидной коляске.

Навыки самообслуживания, необходимые на данном этапе развития, сформированы частично: умеет принимать пищу и пить, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом; гигиенические процедуры выполняет с помощью взрослого.

Речь у девочки развита недостаточно, обращенную речь она понимает. Знает изученные по программе буквы, называет их, различает по написанию с частичной помощью учителя. В слоги буквы сливает с затруднением. Чтение побуквенное, темп чтения медленный. Содержание прочитанного учителем текста понимает, может ответить на вопросы по прочитанному материалу. Научилась составлять простые короткие предложения по сюжетной картине. За учебный год активный словарь её пополнился несколькими новыми словами, обозначающими предметы, признаки предметов, действия предметов.

Математические представления у Оли в стадии формирования. Знания числовой последовательности сформировано в пределах 16. Счёт механический. При счете нередко допускает ошибки. Научилась соотносить количество предметов с числовым изображением в пределах 7. Условия простой задачи осознает при опоре на наглядный материал с помощью учителя. Решение задач также записывает под руководством педагога. Хорошо ориентируется на листе бумаги. Знает, где верх, низ, середина. Различает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал) и умеет изображать их в тетради.

Мелкая моторика развита на среднем уровне. Оля правильно держит в руках кисточку, карандаш, фломастер. При письме ведущая рука у неё правая. Строчку при письме соблюдает. Научилась списывать печатный и письменный текст небольшого объёма. Пишет очень аккуратно. Под диктовку писать не умеет. Рисует на заданную тему самостоятельно, а также с использованием трафаретов и шаблонов. Разукрашивает рисунки, не выходя за контур изображений. Аппликацию выполняет очень аккуратно. Умеет пользоваться шаблонами для изготовления деталей аппликации, вырезает их и приклеивает к основе.

Оля идентифицирует себя с женским полом. Знает свою фамилию, имя, возраст. Научилась сообщать о состоянии своего здоровья. Ощущает себя членом коллектива класса. Научилась различать помещения школы. Знает некоторые профессии людей, работающих в школе. По предметным картинкам называет части дома. По сюжетным картинкам узнаёт помещения квартиры, знает их функциональное назначение. Оля различает предметы посуды для сервировки стола, кухонные принадлежности, бытовые приборы по назначению. Знает последовательность действий при уборке помещения. Знает традиции и атрибуты праздников: Нового года, 23 февраля, 8 марта, Пасхи, Дня Победы.

По сюжетным картинкам определяет время года, различает части суток. Знает названия дней недели. Последовательность времен года не запомнила. Оля различает фрукты и овощи по внешнему виду, их съедобные и несъедобные части. Знает названия многих домашних и диких животных и их детёнышей. Научилась различать жилища диких животных (логово, дупло, берлогу, нору), соотносить их с определённым животным, называть и показывать части тела животных. Научилась определять по картинкам и называть зимующих птиц (воробья, ворону, синицу, снегиря, дятла).

Оля с удовольствием прослушивает музыкальные произведения, различает веселую, грустную музыку, дает ей характеристику.

Девочка выполняет трудовые поручения учителя по уборке своего рабочего места после уроков, с удовольствием помогает младшим детям, ухаживает за ними, играет, следит за их поведением.

Оля - добрая, общительная, любознательная, улыбчивая девочка, ищет контакт с учителями и сверстниками. Взаимоотношения с коллективом сверстников у неё доброжелательные.

Девочка принимает активное участие в различных видах деятельности как во время уроков, так и во внеурочных мероприятиях. Так, она с удовольствием участвует в спортивных состязаниях, выставках, творческих конкурсах.

Приоритетные образовательные предметы и коррекционные курсы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3. Окружающий природный мир.

4.Человек.

5.Домоводство.

6.Окружающий социальный мир.

7.Музыка и движение.

8.Адаптивная физкультура.

9.Профильный труд.

10.Коррекционно-развивающие занятия.

11.Сенсорное развитие.

12.Предметно-практические действия.

13.Двигательное развитие.

14.Альтернативная коммуникация.






Индивидуальный учебный план на 2019 – 2020 учебный год

Предметные
области

Учебные предметы

Индивидуальные занятия. Количество часов в неделю / год

1.Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

2

68

2. Математика

Математические представления

2

68

3. Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

68

Человек

1

34

Домоводство

5

170

Окружающий социальный мир

3

102

4.Искусство

Музыка и движение

2

68

5.Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

68

6.Технологии

Профильный труд

4

136

7.Корреционно-развивающие занятия

2

68

Итого:

25

850

2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

6.Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

2

68

Предметно-практические действия

2

68

Двигательное развитие

2

68

Альтернативная коммуникация

2

68

Итого:

8

272













Расписание занятий



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

1.

Окружающий социальный мир

Окружающий природный мир

Профильный труд

Домоводство

Окружающий социальный мир

2.

Адаптивная физкультура

Математические представления

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

Профильный труд

3.

Профильный труд

Человек

Адаптивная физкультура

Окружающий природный мир

Речь и альтернативная коммуникация

4.

Музыка и движение

Домоводство

Окружающий социальный мир

Музыка и движение

Домоводство

5.

Домоводство

Коррекционно-развивающие занятия

Домоводство

Профильный труд

Коррекционно-развивающие занятия

6.

Альтернативная коммуникация

Двигательное развитие

Сенсорное развитие

Альтернативная коммуникация

Сенсорное развитие

7.

Двигательное развитие

Предметно-практические действия


Предметно-практические действия


8.





























4. Содержание образования

4.1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599; «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития»;

  • учебного плана школы;

  • рабочих программ по предметам для 8 класса (вариант 2).

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Технологии

  • Коррекционно-развивающие занятия

  • Коррекционные курсы


Обоснование выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с умеренной умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, основанной на развитии личности и соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, необходимым для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а

также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2. Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3. Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4. Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5. Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6. Бытовая ориентация и социальная адаптация как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения.

Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

аппликация, резание;

- обводка, письмо цифр, письмо букв и их элементов.

Сроки освоения образовательной программы: 1 год.

4.2. Базовые учебные действия

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  2. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени,

          • От начала до конца,

          • С заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых, индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.



4.3. Планируемые результаты освоения СИПР

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

  • Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).

  1. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

  • Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

  1. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Начальные навыки чтения и письма.

Математика

Математические представления

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.

  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временем и промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время суток, соотносить время с началом и концом деятельности.

Окружающий мир

Окружающий природный мир

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы и др.).

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.).

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

  1. Элементарные представления о течении времени.

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т. д.


Человек
  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Представление о собственном теле.

  • Отнесение себя к определенному полу.

  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

  • Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

  • Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


Домоводство

Знакомство с явлениями социальной жизни (быт, человек и его деятельность).

  • Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.

  • Формирование умения обслуживать себя.

  • Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности.

  • Формирование умения следить за своим внешним видом

Привлечение внимания обучающихся к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).

  • Примерный перечень игр «Подберем куклам одежду». Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек. Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли. Ход игры: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. Также в процессе этой игры используются дидактические кубики "одежда».

  • Формирование логической последовательности определённых действий.

Окружающий социальный мир

1) Представления о мире, созданном руками человека.

Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение находить друзей на основе личных симпатий.

· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

5) Представление о стране проживания - России.

· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

  • Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

  • Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

  • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.

  • Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

  • Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

  • Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

  • Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях и др.


Физическая культура

Адаптивная физкультура

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры.

  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.

  • Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.

Технологии

Профильный труд

  • Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности.

  • Получение элементарных сведений о труде в жизни человека.

  • Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

  • Формирование интереса к разнообразным видам труда.

  • Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении.

  • Обучение элементарным практическим приемам.

  • Развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя.

  • Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.

Коррекционно-развивающие занятия

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;

  • использовать предметно-практическую деятельность (рисова­ние, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

  • обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения;

  • рисовать простые эстампы (с помощью педагога);

  • рисовать контурные линии, штрихи, пя­тна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, различной по фак­туре сыпучей поверхности (манки, светлого песка);

  • рисовать, изображения по трафа­ретам;

  • подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия.

Сенсорное развитие

  • Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у обучающихся полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.

  • Развитие пространственно-временных ориентировок.

  • Развитие слухо-голосовых координаций.

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.

  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.

Предметно-практические действия

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.

  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.

  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.

  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.

  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.

  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.

  • Развитие двигательной активности.

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Двигательное развитие


  • мотивация двигательной активности;

  • поддержка и развитие имеющихся движений;

  • расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

  • формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

  • обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.


Альтернативная коммуникация

  • освоение доступных средств невербальной коммуникации:

взгляд, мимика, жест, предмет;

  • освоение технических коммуникативных устройств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.


5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

Учитель-дефектолог, учитель технологии, учитель физической культуры.


6. Программа сотрудничества с законными представителями обучающегося

Программа сотрудничества с законными представителями направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся;

  • обеспечение участия опекуна в разработке и реализации СИПР;

  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Мероприятия:

1.Индивидуальные консультации со специалистами.

2.Договор о сотрудничестве (образовании) между официальным представителем и школой.

3.Привлечение официальных представителей к участию в разработке СИПР в интересах ребенка.

4.Посещение уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем специалистами и администрацией школы.

5.Ежедневное консультирование официальных представителей по возникающим у них вопросам, связанным с обучением их ребёнка в школе.

6.Ведение, при необходимости, дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.

7.Информирование электронными средствами.

8.Личные встречи, беседы.

9.Просмотр и обсуждение видео- фото записей с ребенком.

10.Проведение открытых уроков/занятий.

11.Привлечение официальных представителей к планированию

воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.

12.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя, о достижениях обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,

    • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

    • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

    • планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

    • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

    • программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,

    • калькуляторов и других средств.

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие объекты, расположенные как в здании образовательной организации, так и на прилегающей к образовательной организации территории, а также картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации). По возможности, для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы. Оборудование: кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), индивидуальные зеркала.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии вышеуказанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

Для реализации задач по предметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.

Для реализации задач по предметной области «Физическая культура» в рамках учебного предмета «Адаптивная физкультура» предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование, включая тренажеры, специальные велосипеды, инвентарь для спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания.

Материально-техническое обеспечение образовательной области и предметов по профильному труду включает дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы.

Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.

Техническое оснащение курса «Двигательное развитие» включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.

Оснащение курса «Альтернативная коммуникация» включает: демонстрационные карточки по темам, мозаика, конструкторы, куклы, дидактические игрушки, наборы для сюжетно-ролевых игр, графические средства для альтернативной коммуникации, книги с иллюстрациями сказок, настольно-печатные игры.


8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».


Законный представитель: __________ / Кондратьева Н. А./


Учитель: _____________/ Лебединская Е.Г./







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!