Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02
с. НоваяБрянь ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
«Сенсорное развитие»
Класс: 1
Учебный год: 2021-2022
Педагог-психолог: Кутузова И.И.
с. Новая – Брянь
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» составлен на основе:
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я.
Удалова, Л.А. Метиева.
Особое значение на ранних этапах развития ребенка с умеренной умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Начальной ступенью развития ребенка с умеренной умственной отсталостью служит чувственное познание, которое играет огромную роль в его психологическом и социальном развитии. Очень важно организовать вовремя и правильно систему коррекционной работы. Направленный на коррекционные цели комплекс сенсомоторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того, насколько полно он воспринимает окружающий мир. У ребенка с нарушением интеллектуального развития сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Такой ребенок наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи курса:
- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у ребенка восприятия цвета, формы, величины;
- развитие слухового восприятия;
- исправление недостатков моторики;
- коррекция зрительно-моторной координации;
- формирование целенаправленности движений и действий.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков (10 ч).
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
2. Тактильно-двигательное восприятие (9 ч).
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
3. Кинестетическое и кинетическое развитие (8 ч).
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (8 ч).
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).
5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 ч).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Зрительная гимнастика.
6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (7 ч).
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).
7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (7 ч).
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
8. Восприятие пространства (4 ч).
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
8. Восприятие времени (4 ч).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Ожидаемые личностные результаты:
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки), фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка), прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад), узнавание (различение) цвета объектов.
Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии; прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником; нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека, адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости; адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное); адекватная реакция на положение частей тела; адекватная реакция на соприкосновение тела.
Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи.
Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам, консистенции.
Формы организации учебного процесса:
Программа рассчитана на 66 часов. Индивидуальные занятия проводятся 2 раз в неделю, продолжительность
занятий – 20 минут.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«Сенсорное развитие»
№ | Часы | Раздел | Содержание | Дата |
1 | 10 ч. | Развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков | Игровые задания по развитию крупной моторики способствующие развитию движений рук и ручной умелости, пальчиковая гимнастика и игры, упражнения для развития ручной умелости, творческий труд, работа с трафаретами. | |
2 | 9 ч. | Тактильно-двигательное восприятие | Игровые задания по развитию ручной умелости, работа с мозаикой, работа с пластичными материалами, работа со шнуровкой. | |
3 | 8 ч. | Кинестетическое и кинетическое развитие | Игровые задания по развитию кинетических и кинестических навыков, упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки. | |
4 | 8 ч. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Игровые задания для развития восприятия формы, величины, цвета:сравнивание предметов по высоте, между собой; сравнивание плоскостных изображений: подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины,сравнивание плоскостных геометрических фигур; работа с конструктором. | |
5 | 7 ч. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти и зрительного восприятия; зрительная гимнастика; классификация по типу: что лишнее, чего не стало. | |
6 | 7 ч. | Восприятие особых свойств предметов | Игровые задания для развития восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). | |
7 | 7 ч. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Игровые задания для развития слухового восприятия и слуховой памяти; подражание неречевым звукам. | |
8 | 8 ч. | Восприятие пространства и времени | Игровые задания для развития восприятие пространства и времени; ориентировка в пространстве, ориентировка на собственном теле, ориентировка во времени суток. | |
9 | 2 ч. | Мониторинг усвоения программы | Диагностические мероприятия для определения эффективности программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» | |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, звучащая панель « Водопад», тактильно - акустическая панель, двух сторонний мольберт, изобразительные материалы и др.);
оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, фибероптический душ «Солнышко», сухой бассейн, тактильные дорожки, зеркало – искажение, и др.);
материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, , сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А2, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, принадлежности для аромотерапии и др.);
интерактивная панель, мультимедийное сопровождение, видео- презентации к занятиям в соответствии с тематикой занятий;
аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;
комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.
Технические средства обучения:
Компьютер
Интерактивная доска.
В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимисяпри безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Преимущества работы с интерактивной доской:
1. Усиливает подачу материала.
2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. – 391 с.
Мамайчук ИИ. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособиедляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособиедляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.
Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.
Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.
Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001
Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.
Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
Необучаемый ребенок в семье и обществе. Шипицына Л.М. Издательство: Речь, 2005, с. 477.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. Издательство: Диалог-МИФИ.
Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство:
Речь, 2009, с. 128.
Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.
Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.
Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).
Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.
Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей. Анисимова Н.В. , Мирошниченко Н.В. , Граш Н.Е. , Дроздовская К.В. Издательство: Феникс, 2010, с. 92.
Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.:
Генезис, 2010. — 168 с.
Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010, с. 256
Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребенка / Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с
Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями. А. Кравцова, А. Кукуруза, Н. Михановская. Издание 3-е.
Харьков, 2007, с.62.
Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок)
Сказки и игры с «особым» ребенком. Е.Л. Набойкина Издательство: Речь, 2006 ., с. 144.