СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа создана с учётом требований ФАООП УО (вариант 2) для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР.
областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрено и одобрено Утверждена
на ПП консилиуме на педагогическом совете
филиала ОГКОУШ №39 ОГКОУШ №39
протокол №____от__________ Протокол №_____от__________
__________ Ю.Е.Мозгова Директор __________М.Н.Пономарева
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающейся 6з класса
Олейниковой Вероники
на 2024-2025 учебный год
(обучение на дому)
Срок реализации 1 год
Ульяновск, 2024
Структура СИПР.
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложения.
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Олейникова Вероника Константиновна
Возраст ребенка: 13 лет (20.12.2010 г.р.)
Место жительства: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Максимовка, ул. М. Горького 1а, Детский дом – интернат «Родник»
Родители (лица их заменяющие): опекун Кондратьева Наталья Александровна
Год поступления в филиал ОГКОУШ № 39: 01.09.2018 г.
Класс обучения: 6
Форма обучения: очная
Режим обучения: обучение на дому
2. Психолого-педагогическая характеристика
В ОГБУСО ДДИ для УОД «Родник» Вероника поступила 30.12.2014 года. Опекун: директор ОГБУСО ДДИ для УОД «Родник» Кондратьева Наталья Александровна.
По рекомендации ЦПМПК, протокол № 399/38 от 14.06.2023 года, Вероника обучается по Адаптированной основной общеобразовательной программе образования слепых обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), СИПР. На основании медицинской справки и заявления её законного представителя Вероника проходит в этом учебном году обучение на дому.
Физическое развитие девочки значительно отстает от возрастной нормы.Вероника слепая с рождения. У нее наблюдаются моторные стереотипные действия (раскачивание, потряхивание и взмахивание руками), слабая регуляция мышечных усилий. Стоит и ходит она, держась за опору или за руку взрослого. Координация движений нарушена. Вероника не может длительно удерживать своё тело в вертикальном положении.
Навыки самообслуживания на стадии формирования. На данном этапе развития практически девочка полностью зависит от помощи взрослого при надевании (снятии) одежды, при приеме пищи, при совершении гигиенических процедур. Ложку она умеет держать самостоятельно, ест с частичной помощью взрослого, потому что не видит тарелку и не может набрать из неё пищу самостоятельно. Вероника научилась надевать сандалии на ноги без застегивания застежки с частичной помощью педагога, умеет мыть руки с частичной помощью и под контролем взрослого. Свои естественные физиологические потребности девочка не контролирует и никаким способом о них не сообщает. Туалетом она пользуется только с помощью и под контролем педагога. Веронике необходимы постоянный уход, присмотр и сопровождение взрослого.
Мышление наглядно-действенное на стадии формирования. Внимание неустойчивое. Интерес к предметам, игрушкам кратковременный. Во время занятий девочка часто отвлекается и громко вокализирует. Запоминание механическое. Память кратковременная, малого объема.
Речь у Вероники не развита. Наблюдается выраженная дизартрия. Она обычно издаёт громкие звуковые вокализации, пытаясь придать им разную эмоциональную окраску в процессе общения с педагогом. За период обучения девочка начала узнавать и эмоционально реагировать на обращение учителя к ней по имени с помощью улыбки. Вероника проявляет интерес к совместной деятельности с учителем, привлекая к себе его внимание тактильно и издавая громкие звуки. По подражанию учителю звуки и слова она не произносит, но начала внимательно прислушиваться к различным голосам живой природы и пытаться им подражать, открывая рот. Вероника научилась выполнять простые словесные инструкции в одно действие в контексте происходящего («Сядь», «Встань», «Иди», «Возьми», «Найди», «Подними» и.д.). Активно проявляет девочка положительные эмоциональные реакции при прослушивании сказок, музыкальных произведений (улыбается, размахивает руками, издаёт звуковые вокализации),очень любит совместно с педагогом выполнять музыкально-ритмические движения.
Математические представления находятся на стадии формирования. Тактильно Вероника обследует предметы, объёмные и плоские (круг, квадрат, треугольник, овал, куб, шар и т.п.) и совершает с ними простые манипуляции. Обследуя однородные предметы различные по величине (большой, маленький) и по форме, она совместно с учителем учится группировать их по одному заданному признаку. На плоскости ориентируется со значительной помощью учителя. В пространстве знакомого класса научилась ориентироваться с незначительной помощью педагога, опираясь на звук его голоса. Цвета она не различает из-за слепоты.
Представления об окружающем мире находятся на стадии формирования. Вероника начала проявлять интерес к произвольному обследованию окружающих её предметов, которые во время урока ей предлагает педагог. Девочка проявляет положительные эмоциональные реакции при прослушивании звуков природы (дождь, ветер, пение птиц, голоса животных и др.).
На уроках по рисованию (тифлографике) Вероника практически все виды деятельности выполняет с помощью учителя методом «рука в руке»: разминает пластилин, рисует пальчиками, приклеивает детали аппликации. За учебный год она научилась самостоятельно отщипывает кусочки пластилина от целого куска, сминать бумагу, разрывать бумагу. Карандаш и ручку в руках держит неуверенно, чаще всего в кулаке. Черкательные движения умеет совершать самостоятельно, но очень короткое время и обычно бросает ручку на стол. Научилась ставить самостоятельно точки в хаотичном порядке на приборе для рельефного рисования. С помощью педагога Вероника научилась изображать прямые и волнистые линии рельефно-точечным способом.
Девочка эмоционально реагирует на музыку. Узнает знакомые ей веселые мелодии, слыша которые, начинает улыбаться, хлопать в ладоши и размахивать руками, демонстрируя своё желание двигаться. С помощью учителя она научилась под музыку извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен). Научилась стучать ладонью по бубну по словесной инструкции учителя и хлопать по просьбе педагога в его ладоши.
Предметно-практические действия у Вероники развиты слабо. С помощью учителя она умеет открывать и закрывать матрешку, выполняет простейшие игровые действия с игрушками: катает машину и мяч, укачивает куклу, с помощью педагога научилась из кубиков строить башню и собирать пирамидку. Самостоятельно Вероника умеет достаточно точно перекладывает предметы из одной емкости в другую, снимать кольца с пирамидки, складывать предметы со стола в коробку. Научилась насыпать крупу в емкость и переливать воду с помощью учителя. С частичной помощью педагога девочка умеет отвинчивать крышки, встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой ).
Эмоциональный фон у Вероники не стабильный. Она часто не может сдерживать свои эмоции и громко вокализирует во время урока. На замечания учителя она обычно реагирует адекватно, но может проявлять негативизм и отказные реакции, если что-то ей не хочется делать во время занятий. Агрессии не проявляет. Девочка чутко реагирует на похвалу и часто нуждается в одобрении.
Приоритетные образовательные предметы и коррекционные курсы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления
3. Окружающий природный мир.
4.Человек.
5.Окружающий социальный мир.
6. Домоводство.
7. Музыка и движение.
8. Рисование (Тифлографика).
9.Труд (технология).
9. Адаптивная физическая культура.
10.Альтернативная коммуникация и коммуникативное развитие.
11. Сенсорное развитие.
12. Двигательное развитие.
13. Основы пространственной ориентировки.
14.Развитие самообслуживания.
15.Внеурочная деятельность.
4.Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | всего |
Обязательная часть | |||
1. Язык и речевая практика | 1.1. Речь и альтернативная коммуникация | 0,5 | 16 |
2. Математика | 2.1. Математические представления | 0,25 | 8 |
3.Окружающий мир | 3.1. Окружающий природный мир | 0,25 | 8 |
3.2. Человек | 0,25 | 8 | |
3.3. Домоводство | 0,25 | 8 | |
3.4. Окружающий социальный мир | 0,25 | 8 | |
4. Искусство | 4.1. Музыка и движение | 0,5 | 16 |
4.2. Рисование (Тифлографика) | 0,5 | 16 | |
5. Физическая культура | 5.1. Адаптивная физическая культура | 0,25 | 8 |
6.Технология | 6.1.Труд (технология) | 0,25 | 8 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||
Коррекционные курсы |
|
| |
1. Альтернативная коммуникация и коммуникативное развитие | 2 | 64 | |
2.Сенсорное развитие | 2 | 64 | |
3. Двигательное развитие | 1 | 32 | |
4.Основы пространственной ориентировки | 1 | 32 | |
5.Развитие самообслуживания | 0,5 | 16 | |
Внеурочная деятельность | |||
Внеурочная деятельность | 0,25 | 8 | |
Итого : | 10 | 320 |
Расписание уроков обучающейся на дому Олейниковой Вероники, 6з класс
Учителя: Мозгова Ю.Е., Зайцева М.А.
понедельник | время | вторник | время | среда | время | четверг | время | пятница | время |
Речь и альтернативная коммуникация 0,5 ч. | 15.20-15.40 | Двигательное развитие 1 ч. (Зайцева М.А.)
| 13.50-14.30 | Адаптивная физическая культура 0,25 ч. (Зайцева М.А.)
| 09.00-09.10 | Рисование (Тифлографика) 0,5 ч. | 15.40-16.00 | Альтернативная коммуникация и коммуникативное развитие 1 ч. | 15.20-16.00 |
Музыка и движение 0,5 ч. | 15.40-16.00 | Окружающий природный мир 0,25 ч.
| 15.20-15.30 | Окружающий социальный мир 0,25 ч.
| 15.20-15.30 | Труд (технология) 0,25 ч. | 16.00-16.10 | Основы пространственной ориентировки 1 ч. | 16.10-16.50 |
Сенсорное развитие 1 ч. | 16.10-16.50 | Математические представления 0,25 ч.
| 15.30-15.40 | Человек 0,25 ч.
| 15.30-15.40 | Внеурочная деятельность 0,25 ч. | 16.10-16.20 |
|
|
|
| Домоводство 0,25 ч. | 15.40-15.50 | Развитие самообслуживания 0,5 ч. | 15.40-16.00 | Сенсорное развитие 1 ч. | 16.10-16.50 |
|
|
|
| Альтернативная коммуникация и коммуникативное развитие 1 ч. | 16.00-16.40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: 10 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ |
4. Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.№ 1026;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 5-9 класс на 2024-2025 учебный год, ОГКОУШ №39;
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).
Программа включает следующие разделы:
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Физическая культура
Технология
Коррекционные курсы
Внеурочная деятельность
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Специальная индивидуальна программа развития (СИПР) составлена для слепого обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями опорно-двигательного аппарата, и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни так же учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивающую комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
К особым образовательным потребностям обучающейся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:
-раннее получение специальной помощи средствами образования;
-обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;
-научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;
-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
-пролонгация сроков получения образования;
-систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
-специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно-познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;
-обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;
-развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;
-стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей.
В отношении слепой обучающейся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности дополняются потребностями в:
-проведении специальной работы, способствующей формированию умений и навыков поэтапного обследования предметов, ориентировке в окружающем мире, расширению, обогащению и коррекции сенсорных, предметных и пространственных представлений, налаживанию на доступном уровне общения со сверстниками и взрослыми;
-организации обучения и воспитания с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения (утраты) зрения, состояния основных зрительных функций, режима тактильных и физических нагрузок, времени жизнедеятельности в условиях слепоты;
-обеспечении доступности учебной информации для тактильного, слухового восприятия обучающейся.
В отношении обучающейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности дополняются потребностями в:
-обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды на основе использования двигательного и охранительного педагогического режимов;
-проведении специальной работы по формированию и коррекции двигательных функций, в том числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;
-формировании и развитии коммуникативных возможностей с применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств дополнительной, альтернативной коммуникации с учетом наличия сопутствующих нарушений зрения;
-организации обучения и воспитания с учетом уровня двигательного развития, возможности использования вспомогательных технических средств и ассистивных технологий;
-обеспечении доступности учебной информации для восприятия обучающимися с учетом двигательных и сопутствующих сенсорных нарушений.
Целью реализации программы для слепого обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и нарушениями опорно-двигательного аппарата является создание условий выполнения требований программы, формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по триместрам, годам обучения и т.д.
Так же планомерно ведет обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов обучающихся со слепыми и видящими сверстниками, а также взрослыми.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения слепого ребенка с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности ребенка в процессе обучения и коррекции его недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с предметами и фактурными картинками;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиальные (слушание, показ), тактильные и ритмические;
- рисование пальцами, штриховка с использованием трафаретов, работа с различными предметами, лепка, аппликация, конструирование.
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Программа формирования базовых учебных действий слепой обучающейся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает: формирование учебного поведения, формирование умения выполнять задание.
1. Формирование учебного поведения:
Навыков взаимодействия (умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами).
Практического понимания своей социальной роли (сын/дочь, воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении.
Использование по назначению учебных материалов;
2. Формирование умения выполнять задание:
Использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов.
Освоение элементарных общих понятий.
Умение слушать и вступать в диалог доступными средствами.
Поднимать голову, поворачивать голову на звук.
Понимать голосовую инструкцию, выполнять стандартную (часто повторяющуюся) инструкцию.
Выполнять действие способом сопряженных действия («рука-в-руке»), последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу и по подражанию педагогу.
Удерживать произвольное внимание при выполнении посильного задания 1-5 мин. от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
4.3. Планируемые предметные результаты освоения СИПР.
Речь и альтернативная коммуникация.
Предметные результаты:
овладение умением ориентироваться на колодке-шеститочия;
владение умением изображать точки на листе бумаги с помощью грифеля по заданию учителя;
овладение умением изображения гласные буквы на колодке шеститочия (а, о,у)
умение использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельности;
развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных движений (пальчиковые упражнения);
умение обследовать предметы/объекты.
обогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегося;
понимание значения слова, соотнесение его с конкретным предметом или действием;
понимание обращенной речи, выполнение несложных словесных инструкций;
расширение арсенала языковых средств, необходимых для повседневного общения, в том числе и альтернативной коммуникации;
специальные упражнения для всех артикуляторных органов (губ, щёк, языка, нёба), тренировка «Вдох-выдох»;
выделять знакомые звуки из окружающего мира;
произнесение простых по артикуляции согласных, чёткое произнесение гласных (а,о,у), соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу – а-аа).
использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках, занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
Математические представления.
овладение элементарными математическими представлениями о количестве, числе;
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту бытовых задач;
умение различать части суток;
Окружающий мирОкружающий природный мир.
-Проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природы;
-овладение опытом действий (манипулятивных, утилитарных, познавательных) с предметами, объектами живой и неживой природы;
-сформированность представлений об объектах живой и неживой природы.
Человек.Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем,
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья;
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Окружающий социальный мир.
-представления о мире, созданном руками человека (интерес к объектам, созданным человеком;
-овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей (о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося (учитель, повар, врач, водитель);
-соблюдении правил поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося);
- строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание; взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
-представления об обязанностях и правах ребенка (о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства; об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина;
-представление о стране проживания Россия (о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания; о государственно символике (флаг, герб, гимн);
Домоводство
Знакомство с явлениями социальной жизни (быт, человек и его деятельность).
Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.
Формирование умения обслуживать себя за обеденным столом.
Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности человека.
Формирование умения следить за своим внешним видом и одеждой.
Прививать обучающемуся навыки самообслуживания.
Искусство.
Музыка и движение.
Развитие интереса к музыке и различным видам музыкальной деятельности (слушание, подпевание, движение под музыку);
освоение опыта в слушании разной по характеру музыки и движений в соответствии с характером музыкального произведения;
развитие музыкального слуха;
развитие эмоциональной отзывчивости при соприкосновении с доступными видами искусств (слушание музыки, подпевание, извлечение звуков из простейших музыкальных инструментов, ритмические упражнения);
обогащение опыта самовыражения посредством музыки;
развитие эстетических чувств.
Рисование ( тифлографика)
Развитие способности обследования предметов и объектов с помощью осязания и всех сохранных анализаторов, способности узнавать предметы постоянного окружения.
Развитие способности выполнения элементарных рельефно-графических изображений по рельефному образцу.
Лепка предмета, состоящего из 1-3 деталей.
Оформление изделий: несложное декорирование изделия на основе рельефного образца.
Знакомство с приборами и инструментами для рельефного рисования. Правила техники безопасности при работе с приборами и инструментами.
Рельефное рисование основных элементов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, волнистые). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по трафарету, шаблону.
Выполнение работы в контуре. Заполнение рельефного контура точками. Штриховка в трафарете (слева направо, сверху вниз, по диагонали).
Рисование контура предмета (по трафарету, по шаблону).
Выполнение орнамента (геометрического) на основе образца и использования аппликации из заготовок фактурного картона, пластилина
Физическая культура.
Адаптивная физическая культура.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
• Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств).
• Освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений.
• Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
• Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
• Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
• Повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, спортивные игры, туризм, сухое плавание.
• Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, др.
• Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, играть в подвижные игры и др.
Технология.
Труд (технология).
Овладевание элементарными действиями с некоторыми материалами в процессе знакомства с различными материалами и тактильно - осязательного восприятия различных материалов (бумага, картон, древесина, текстиль, пластмасса, природные материалы) и нахождение их в предметах постоянного окружения;осваивание элементарные операции труда по инструкции и/или помощи педагога (осваивает приемы работы с пластической массой: деление на части (отрывание, откручивание, отщипывание кусочка материала от целого куска); размазывание материала (размазывание пластилина по шаблону, внутри контура); приемы лепки (катание колбаски, шарика; получение формы путем выдавливания формочкой, вдавливание, раскатывание в ладонях и на подставке; приемы работы с бумагой и картоном: сминание бумаги, разрывание бумаги для получения заданной формы, размера, сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Понимание потребности в выполнении практических действий; использование приобретенные трудовые умения в практической деятельности при изготовлении предметных, фактурных и объёмных аппликаций, пластилинографии.
Альтернативная коммуникация и коммуникативное развитие.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Реагирование на собственное имя. Формирование представлений о себе, ближайшем социальном окружении. Представления о себе. Идентификация себя со своим имением, своей половой принадлежностью как девочки. Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Развитие психомоторного образования "схема тела".
Ученики, учителя. Представления об одноклассниках и учителях. Обогащение опыта узнавания их по голосу и другим признакам. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина, форма).
Сенсорное развитие.
Осязательное восприятие. Приемы и способы обследования рабочего места, приборов для рисования. Приемы осязательного восприятия простейших графических элементов (точка, линии). Развитие культуры осязательного восприятия. Приемы осязательного восприятия геометрических тел (шар, куб, брусок), выделение их основных признаков. Развитие тактильной чувствительности; развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности.
Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Слуховое восприятие.
Узнавание и различение по голосам окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния человека; овладение умением узнавать, локализовать и дифференцировать звуки в окружающем пространстве (в школе, дома, в природе.).
Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.
Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый).
Двигательное развитие.
Дифференциация движений, двигательных действий по словесной инструкции учителя.
Формирование необходимых двигательных навыков.
Развитие двигательных действий рук, кистей, пальцев, ног, ступней, головы, туловища (наклоны, повороты, перекладывание предметов из руки в руку, приседания с удерживанием вертикального положения тела, хотьба с опорой и без неё, удерживание тела в нужном положении, развитие координации мелкомоторных и крупномоторных движений).
Основы пространственной ориентировки.
Использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (запахи, звуки, характер поверхности).
Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка на себе, в частях тела: вверху, внизу, спереди, сзади. Обучение ориентировке на рабочем месте за столом.
Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке.
Развитие самообслуживания.
Личная гигиена. Распорядок дня, необходимость его соблюдения. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования. Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Одежда. Назначение разных видов одежды. Виды одежды. Одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Представления о видах труда по уходу за одеждой: складывание отдельно и в стопку. Обувь. Назначение разных видов обуви: защищает ноги человека от пыли, холода, воды, грязи, травм; украшает человека.
Питание. Основные продукты питания: Вкус, запах, тактильные ощущения. Использование салфетки во время приема пищи. Культура поведения. Соблюдение правил поведения в повседневной жизни. Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками.
Внеурочная деятельность « В гостях у сказки».
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» предназначена для организации доступного досуга для слепого ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью и имеет направление художественно-эстетической и творческой деятельности.
Цель курса:
– развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы ученика с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения;
Задачи курса:
1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающегося с умственной отсталостью (ментальными нарушениями) с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
2. Формирование умений, навыков социального общения людей;
3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
4. Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.
5. Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.
6. Развитие навыков совместной деятельности во время инсценировки сказок.
7. Открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни.
Планируемые личностные результаты
Научить вступать в доверительный контакт с учителем.
Эмоционально откликается на воспринимаемое содержание сказок.
Пользоваться жестовыми формами взаимодействия для установления контактов с учителем и в дальнейшем с другими детьми.
Сопереживает героям сказок.
Планируемые предметные результаты
Ценностное отношение и любовь к близким;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;
Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
Развитие навыков сотрудничества с другими людьми в разных социальных ситуациях;
Принятие и освоение различных социальных ролей,
Умение работать в команде.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель адаптивной физической культуры.
6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого обучающегося и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей обучающегося-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:
Задачи |
Психологическая поддержка законных представителей. |
Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях обучающегося. |
Обеспечение участия законных представителей в разработке и реализации СИПР. |
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации. |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения с законными представителями обучающегося. |
Организацию участия законных представителей во внеурочных мероприятиях |
Тренинги, психокоррекционные занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации с психологом. |
Индивидуальные консультации законных представителей со специалистами, тематические семинары. |
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями (законными представителями) и образовательной организацией; Убеждение родителей (законных представителей) в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах обучающегося; посещение родителями (законными представителями) уроков (занятий) в организации. |
|
Ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; проведение открытых уроков (занятий). |
Привлечение родителей (законных представителей) к планированию мероприятий; анонсы запланированных внеурочных мероприятий; поощрение активных родителей (законных представителей). |
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающегося вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.Оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
- резиновые и пластмассовые игрушки в виде домашних животных;
- грифель;
- планшет для бумаги;
- колодка шеститочие;
-бубен, колокольчик, шелестящая бумага,погремушка;
-аудиозаписи с голосами животных и шумом дождя, машин, ветра и т.п.
-прибор для письма и рельефного рисования;
- трафареты для изображения линий.
Оснащение учебного предмета «Математические представления»:
- геометрические фигуры (круг, квадрат) разного размера;
- шарики разного размера;
- мячики разного размера;
- кубики разного размера;
- пирамидки;
- набор «Шнурочки»;
- матрешки,
-пуговицы,
-орехи.
Оснащение учебного предмета «Окружающий природный мир»:
- муляжи фруктов (яблоко, груша, банан, слива);
- муляжи овощей (помидор, огурец, морковь, перец);
- фрукты (яблоко, груша, банан, слива);
- овощи (помидор, огурец, перец);
- игрушки (кошка, собака, заяц, медведь, петух, корова, коза);
- аудиозаписи: «Мяуканье кошки», «Лай собаки», «Кукареканье петуха», «Мычание коровы», «Блеянье козы».
Оснащение учебного предмета «Человек»:
- специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках;
- предметы посуды (кружка, ложка, тарелка);
- предметы одежды (майка, футболка, штаны);
- предметы гигиены: средства личной гигиены;
- аудиозаписи по темам;
- ноутбук.
Оснащение учебного предмета «Домоводство»:
дидактический материал: предметы посуды, кухонной мебели, продуктов питания, одежда, кукла, детская мебель.
Оснащение учебного предмета «Окружающий социальный мир»:
- Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. 2: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 160 с. – (ФГОС дошкольного образования);
- предметы мебели (кровать, стул, стол);
- предметы посуды (кружка, ложка, тарелка);
- атрибуты праздников (Новый год);
- напитки (вода);
- кондитерские изделия (конфета);
- бумага различная по плотности (картон, калька);
- бумага различная по фактуре (глянцевая, бархатная);
- предметы, изготовленные из бумаги (книга, бумажная салфетка, газета);
- ткань различная по плотности (лен, ситец);
- ткань различная по фактуре (атлас, бархат);
- предметы, изготовленные из ткани (одежда, постельное белье);
- предметы, изготовленные из пластмассы (игрушки);
- предметы, изготовленные из дерева (игрушки, предметы мебели);
- предметы, изготовленные из резины (игрушки).
Оснащение учебного предмета «Музыка и движение»:
- музыкальный центр;
- аудиозаписи музыкальных произведений;
- игрушки (заяц, петух, кошка, собака).
Оснащение учебного предмета «Рисование (тифлографика»:
Рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- оборудование: планшет для бумаг, магнитная доска
- расходные материалы клей-карандаш, фактурная бумага и картон, бумага плотная, краски (акварель, гуашь); пластичные материалы (пластилин, соленое тесто) и др;
-рельефно-графические изображения;
-прибор «Школьник» с листами лавсановой пленки,
-шариковые ручки, грифели (детский);
- прибор «Графика»;
-прибор «Ориентир» (малый);
- наборы плоских геометрических фигур и объемных тел, муляжи;
- рельефные рисунки, барельефные изображения;
-шаблоны и трафареты;
-карандаши цветные.
-поднос с манной крупой.
Оснащение учебного предмета «Адаптивная физическая культура»:
- шведская стенка, маты, лавка гимнастическая, мячи различных размеров и поверхностей, скакалка, ходунки, трёхколёсный велосипед, мягкие модули, тренажёры.
Оснащение учебного предмета «Труд (технология)
Материал – пластилин, солёное тесто.
Подкладная доска.
Образцы: различная по плотности бумага, картон, древесина, текстиль, пластмасса.
Природные материалы.
Наборы игрушек по темам: «Фрукты», «Овощи».
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья).
Книжки-малышки.
Шаблоны и контурные линейки с различными формами.
Клей –карандаш.
Мячик .
Резиновые игрушки-персонажи русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»
Оснащение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация и коммуникативное развитие»:
- кубики;
- мячик;
- машинка;
- предметы посуды (кружка, ложка, тарелка);
- предметы мебели (кровать, стул, стол);
- матрешки;
- кукла;
- предметы одежды (майка, футболка, штаны)
-посуда;
-животные;
-овощи;
-фрукты;
-бытовые приборы;
-школьные принадлежности;
-транспорт;
-птицы.
Оснащение коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
- музыкальные инструменты, не имеющие звукоряд (погремушка, колокольчик, бубен, барабан);
- материалы (вода, песок, манная крупа, клейстер, дерево, пластмасса, металл, резина, бумага), различные по температуре (холодный, теплый), вязкости (жидкий, сыпучий), фактуре (гладкий, шероховатый);
- продукты питания, различные по запаху (шоколад, яблоко, апельсин, банан, лимон, груша);
- продукты питания (шоколад, яблоко, апельсин, банан, лимон, груша, лук), различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый), консистенции (твердый, мягкий).
Оснащение коррекционного курса «Двигательное развитие»:
- массажные мячики разного размера;
- спортивный инвентарь (мячи, обручи);
- маты;
-спортивные тренажёры.
Оснащение коррекционного курса «Основы пространственной ориентировки»:
- шарики;
- мячики;
- кубики;
- конструктор «Лего»;
- машинки;
- юла;
- набор «Грибочки»;
- звучащие предметы для встряхивания (баночка с бусинками, баночка с гречневой крупой);
- предметы для сжимания (губки, тряпичный мячик, тряпичный кубик, резиновый мячик, резиновая собака, прищепки);
- коробочки;
- бумага (бумажная салфетка, газета, калька, фольга);
- пластичный материал (глина, пластилин);
- материал для пересыпания (манная крупа, горох, гречневая крупа, песок);
- инструменты для пересыпания материала (лопаточки, стаканчики);
-белая трость;
-колокольчик.
Оснащение коррекционного курса «Развитие самообслуживания»:
Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами (расчёска, зубная паста, зубная щетка, туалетная бумага, влажные салфетки, полотенце), посуда, одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная.
Оснащение внеурочной деятельности «Сказка за сказкой»
Компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;
Аудиоматериалы по сказкам:
Сказка «Маша и медведь». Сказка «Три медведя».
Сказка «Теремок».
Сказка «Репка».
Сказка «Кот, петух и лиса».
Сказка «Курочка ряба»
Сказка «Лиса и журавль».
Заготовки для рисования, лепки, аппликации (по темам)
Альбомы;
Цветная бумага;
Клей ПВА;
Салфетки тканевые, влажные;
Подложки;
Пластилин;
Куклы-руковички по сказкам «Маша и медведь», «Репка», «Курочка ряба», «Теремок».
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты:
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
Учитель: _____________/ Ю.Е.Мозгова /
Опекун: _____________/ Н.А.Кондратьева /
9. Приложения.
29