Специальное образование детей с задержкой психического развития и с нарушением умственного развития
Выполнила: Тирбах Анастасия
Особенности нарушений детей ЗПР и детей УО в познавательной сфере (кратко).
Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу).
- неравномерное изменение различных сторон психики;
- развитие осуществляется медленно, атипично, возможно резкое отклонение от нормы;
- развитие поступательно и имеет качественные изменения;
- недостаточная познавательная активность;
- задержка в развитии и формировании всех психических функций;
- неравномерность развития отдельных свойств психических процессов;
Психологические особенности детей ЗПР и УО в учебной деятельности (кратко)
- отношение к учебе неустойчиво, изменяется под влиянием настроения, успешности, контроля со стороны взрослых.
Мотивы учения – внешние (сделать быстрее, лучше чем остальные, просто завершить работу).
- в учебной деятельности: отсутствие положительного эмоционального отношения к процессу познания. готовность в любой момент ее прекратить, вербализация общей цели при отсутствии плана деятельности, бездумное копирование образца, отсутствие способности к адекватной самооценке результата деятельности.
3. Условия для обучения детей ЗПР и УО (требования по ФГОС НОО ОВЗ), перечислить.
систематическая коррекционно-развивающая работа;
взаимосвязь и преемственность содержания и методов работы специалистов в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений развития;
взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогапсихолога, учителя-тьютора, учителей и врачей разных специальностей;
наличие адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития, учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ЗПР (учет структуры нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов коррекции;
тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
объективная оценка результатов освоения АООП обучающимися;
щадящий, здоровье сберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.
4. Образовательные организации для обучения детей ЗПР и УО.
Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи этой категории детей в системе образования организованы специальные коррекционные детские сады и специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида и VIII вида (КШИ), а при массовых общеобразовательных школах — коррекционные классы
5. Образовательные программы для обучения данной категории детей.
АООП НОО ЗПР
АООП УО
Вопросы и задания:
У какого ребенка, ребенка с УО или ребенка с ЗПР, выше потенциал возможности развития познавательной деятельности?
Как дети с ЗПР и УО относятся к учебе?
Какой вид мотивации преобладает у детей ЗПР и УО?
Какие условия для обучения детей ЗПР и УО вы знаете?
Какой вид школы для детей ОУ? Какой вид школы для детей ЗПР?
Существуют ли специальные коррекционные детские сады?
По каким программа обучаются дети с ЗПР?
Нуждаются ли дети с ЗПР и ОУ в систематических коррекционно-развивающих работах?
Как называются образование, когда дети с ОВЗ, одаренные дети и дети нормы учатся в одном классе?
Что очень важно учитывать при работе с детьми ЗПР?
По какой программе обучаться дети с УО?