СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальное образование для детей с задержкой психического развития(ЗПР) и с нарушением умственного развития(УО).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе освещнны следующие вопросы:

  1. Особенности нарушений детей ЗПР и детей УО в познавательной сфере (кратко).
  2. Психологические особенности детей ЗПР и УО в учебной деятельности (кратко).
  3. Условия для обучения детей ЗПР и УО (требования по ФГОС НОО ОВЗ).
  4. Образовательные организации для обучения детей ЗПР и УО.
  5. Образовательные программы для обучения данной категории детей.
  6. Вопросы и задания.

Просмотр содержимого документа
«Специальное образование для детей с задержкой психического развития(ЗПР) и с нарушением умственного развития(УО).»

Специальное образование детей с задержкой психического развития и с нарушением умственного развития

Выполнила: Тирбах Анастасия

  1. Особенности нарушений детей ЗПР и детей УО в познавательной сфере (кратко).

Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу).

- неравномерное изменение различных сторон психики;

- развитие осуществляется медленно, атипично, возможно резкое отклонение от нормы;

- развитие поступательно и имеет качественные изменения;

- недостаточная познавательная активность;

- задержка в развитии и формировании всех психических функций;

- неравномерность развития отдельных свойств психических процессов;

  1. Психологические особенности детей ЗПР и УО в учебной деятельности (кратко)

- отношение к учебе неустойчиво, изменяется под влиянием настроения, успешности, контроля со стороны взрослых.

Мотивы учения – внешние (сделать быстрее, лучше чем остальные, просто завершить работу).

- в учебной деятельности: отсутствие положительного эмоционального отношения к процессу познания. готовность в любой момент ее прекратить, вербализация общей цели при отсутствии плана деятельности, бездумное копирование образца, отсутствие способности к адекватной самооценке результата деятельности.

3. Условия для обучения детей ЗПР и УО (требования по ФГОС НОО ОВЗ), перечислить.

 систематическая коррекционно-развивающая работа;

 взаимосвязь и преемственность содержания и методов работы специалистов в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений развития;

 взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогапсихолога, учителя-тьютора, учителей и врачей разных специальностей;

 наличие адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития, учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

 реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ЗПР (учет структуры нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);

 применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов коррекции;

 тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

 выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;

 особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;

 объективная оценка результатов освоения АООП обучающимися;

 щадящий, здоровье сберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

4. Образовательные организации для обучения детей ЗПР и УО.

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи этой категории детей в системе образования организованы специальные коррекционные детские сады и специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида и VIII вида (КШИ), а при массовых общеобразовательных школах — коррекционные классы

5. Образовательные программы для обучения данной категории детей.

АООП НОО ЗПР

АООП УО

Вопросы и задания:

  1. У какого ребенка, ребенка с УО или ребенка с ЗПР, выше потенциал возможности развития познавательной деятельности?

  2. Как дети с ЗПР и УО относятся к учебе?

  3. Какой вид мотивации преобладает у детей ЗПР и УО?

  4. Какие условия для обучения детей ЗПР и УО вы знаете?

  5. Какой вид школы для детей ОУ? Какой вид школы для детей ЗПР?

  6. Существуют ли специальные коррекционные детские сады?

  7. По каким программа обучаются дети с ЗПР?

  8. Нуждаются ли дети с ЗПР и ОУ в систематических коррекционно-развивающих работах?

  9. Как называются образование, когда дети с ОВЗ, одаренные дети и дети нормы учатся в одном классе?

  10. Что очень важно учитывать при работе с детьми ЗПР?

  11. По какой программе обучаться дети с УО?