Лекция: Специфические формы организации экологического воспитания дошкольников
План лекции:
1. Экологический тренинг.
2. Природоохранные акции.
Литература дополнительная:
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методика проведения эколого-психологического тренинга. // Школа здоровья. – 1995. - № 2.
Зебзеева В.О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошк. восп. – 1998. - № 7. – С. 45-49.
Зебзеева В. Эколого-психологический тренинг // Дошк. восп. – 1999. - № 7. – С. 84-88.
Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7. – С. 18-21.
Мартынова Л.А. Божья коровка, камень, червяк и другие. Эколого-психологические тренинги для детей / Методич. Пос. для воспитателей детского сада. – Мн., 2001. – 21 с.
Вопрос 1. Экологический тренинг
Эколого-психологический тренинг – это специально разработанная практика психологического воздействия на экологическое мировоззрения личности, основанное на активных методах групповой работы.
Эколого-психологические тренинги решают следующие задачи:
Формирование экологических установок личности (например, что нет вредных и полезных насекомых), преодоление антропоцентрического, прагматического отношения к природным объектам.
Коррекция целей взаимодействия ребенка с природой (например, дерево ценно не потому что из него можно что-то сделать, а само по себе).
Формирование навыков и умений взаимодействия с природой (например, не кричать в лесу, потому что это чужой дом).
Развитие восприятия ребенка при контакте с природой (например, обследуя ракушку, воздействуем на все анализаторы: рассматриваем, нюхаем, слушаем, пробуем, взвешиваем, щупаем…).
Расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только Я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, ворона…).
Занятия с элементами эколого-психологического тренинга имеют особенности:
В группе не должно быть больше 7-10 человек
Проведение занятия не требует у детей специальных знаний
В группе должны быть дети разного уровня развития
Занятия можно использовать в работе с родителями
Проводятся в группе, на участке, в экологической комнате и др. помещениях, где есть объекты природы, в зависимости от содержания тренинга.
Все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми.
Проводятся занятия 1-2 раза в неделю
Продолжительность занятия 20-30 мин.
Участники тренинга
В треногах могут участвовать дети разных возрастов. Даже двухлетние малыши, особенно, если это разновозрастная группа. Прекрасно. Если в работу включаются помощники воспитателя, родители и т.д.
Занятие может быть организовано для 3-4 семей или только для родителей.
Тренинг может быть организован и для персонала, особенно если детский сад начинает разворачивать работу по экологическому воспитанию детей.
Ведущий тренинга
Тренером, ведущим тренинга может быть тот, кто имеет экологические знания и тот, кто владеет навыками проведения занятий с элементами социально-психологического тренинга.
В процессе проведения тренинга педагог должен реализовывать личностно-ориентированный подход:
Педагог проявляет безусловную заботу о ребенке, как личности, заслуживающей внимание и уважение. Педагог высоко ценит ребенка (вне зависимости от личностных особенностей ребенка. Его поведения) – т.е. реально имеет место отсутствие суждений и оценок. Если ребенок пытается разбрасывать материал, дерется с другими детьми, то на это надо ответить наподобие: «Каштанам лучше находиться в коробке» или «Лучше, когда мы добры и ласковы друг к другу», не высказывая оценочных суждений, предвзятых ожиданий в адрес конкретного ребенка.
Педагог высказывает глубокую безграничную веру в способность ребенка принимать правильные решения в выборе экологической стратегии.
Педагог активно слушает, проявляет заинтересованность.
Педагог не делает никаких попыток изменить ребенка так, чтобы он отвечал стандартам поведения.
Педагог предоставляет ребенку свободу самовыражения и самоисследования в атмосфере принятия и доверия.
Педагог активно включается в совместное эмоциональное переживание мира ребенка.
детям предоставляется возможность занять любую роль (ведущую или роль «нерешительного»), полностью выразить свои чувства, интересы.
В безопасной атмосфере, где можно свободно выражать свои эмоции и не испытывать чувства вины, ребенок учится относится к себе как к существу, которое несет в мир природы и плохое, и хорошее. Это помогает детям чувствовать себя уверенными и самостоятельными, самовыражаться, используя свой уникальный, позитивный потенциал и способности.
Проблемы, которые могут возникнуть в процессе проведения тренинга.
Самые большие трудности при проведении экологического тренинга могут возникнуть у педагога, у которого не сформирован демократический стиль общения с детьми. Трудно представить, как воспитатель, работающий в авторитарном стиле, может проникнуть в сложный эмоциональный мир ребенка, естественно и открыто общаться с ним, принимать все его особенности поведения.
В связи с этим у педагога возникают ошибки и трудности:
Игнорируется правило участия взрослого во всех процедурах тренинга.
Даются оценки детям при выполнении упражнений и заданий
Подавляются физическая, эмоциональная и интеллектуальная активность детей.
Проявляется личностное неприятие педагогом ребенка
Педагог пытается дисциплинарными методами привлечь внимание детей.
Педагог формально проводит тренинги, не погружаясь вместе с ребенком в сложные переживания «здесь и сейчас»
Педагог не работает с литературой по проблеме развития экологического сознания личности.
Алгоритм проведения тренинга
В тренинге есть определенная последовательность. В литературе описаны 2 варианта алгоритма эколого-психологического тренинга.
Вариант 1
№ шага | Содержание шага тренинга | Цель шага тренинга |
1 | Игра, направленная на сплочение, снятие коммуникативных барьеров | Создание благоприятного микроклимата в детской группе, преодоление коммуникативных барьеров, сплочение, согласование действий |
2 | Игра, направленная на развитие эмпатии или идентификации к объектам природного мира | Формирование экологических установок личности. Коррекция целей взаимодействия ребенка с природой. Обучение навыкам и умениям взаимодействия с природой. Расширение индивидуального экологического пространства ребенка |
3 | Работа с природным материалом, направленная на развитие сенсорной активности | Пробуждение сенсорной активности, развитие органов чувств, непосредственное участие ребенка во взаимодействии с природным материалом. Снятие возникшего во время занятия напряжения (физического, эмоционального, интеллектуального) |
Вариант 2
№ шага | Содержание шага тренинга | Цель шага тренинга |
1 | Игра, направленная на сплочение, снятие коммуникативных барьеров | Создание благоприятного микроклимата в детской группе, преодоление коммуникативных барьеров, сплочение, согласование действий. Расширение индивидуального экологического пространства ребенка |
2 | Дидактическая экологическая игра (знакомая детям) | Актуализация элементарных экологических знаний |
3 | Работа с природным материалом, направленная на развитие сенсорной активности | Пробуждение сенсорной активности, развитие органов чувств, непосредственное участие ребенка во взаимодействии с природным материалом. |
4 | Игра, направленная на развитие эмпатии или идентификации к объектам природного мира | Формирование экологических установок личности. Коррекция целей взаимодействия ребенка с природой. Обучение навыкам и умениям взаимодействия с природой. Расширение индивидуального экологического пространства ребенка |
5 | Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала | Снятие возникшего во время занятия напряжения (физического, эмоционального и интеллектуального) |
Игра, направленная на сплочение, снятие
коммуникативных барьеров
Использование упражнений из классического социально-психологического тренинга, направленных на сплочение группы, снятие коммуникативных барьеров, самораскрытия детей и т.д. проводимых в экологическом контексте, рассматривается как возможный путь для развития экоцентрического сознания у педагогов и детей
Такие упражнения хорошо использовать в любом экологическом занятии, тренинге. Обязательное условие педагог все выполняет вместе с детьми.
Примеры упражнений
Сороконожка
Дети выстраиваются в цепочку, держась друг за друга, закрывают глаза. Только первый ребенок, «голова», открыв глаза ведет за собой по всей группе (площадке0. «Голова» время от времени становится «хвостом». Желательно, чтобы все дети в течение дня побывали «головой».
Клубок
Все берутся за руки (можно положить руки на плечи или на пояс впереди стоящего). «Голова» цепочки остается на месте, а «хвост» начинает хождение вокруг «головы», постепенно закручивая плотный клубок. Когда клубок готов, педагог, стараясь обнять всю компанию, хвалит «дружную семейку».
Карусель
Группа делится на две равные подгруппы и организуют два круга – внешний и внутренний. Карусели кружатся в разные стороны, медленно или быстро, держась за руки, за плечи, за талию, на корточках, на четвереньках, спиной вперед. По сигналу все останавливаются, оказываясь лицом к новому партнеру. Все рады случайной встрече. В новых парах выполняются задания по выбору педагога:
Поздороваться
Обняться
Посмотреть в глаза друг другу
На ушко похрюкать, поквакать…
Педагог придумывает сам новые задания.
Разговор больших и маленьких медведей
Дети распределяются по парам так. Чтобы они были случайные. Партнеры, воображая большие пальцы медведями. Протягивают их друг другу и начинают «разговаривать». Во время разговора они могут обниматься, целоваться, кланяться, поглаживать толкаться, драться, мириться, попрощаться. Педагог рассказывает историю про больших медведей, и одновременно дети разыгрывают маленькие спектакли только при помощи рук. «Встретились два больших медведя, поздоровались, обнялись, погладили друг друга. Рассказали о своей жизни. Пустилдись в пляс, покачались. Стали толкаться, обиделись. Решили помириться, стали вытирать друг другу слезы, жалеть. Попрощались и разошлись.»
Могут повстречаться маленькие медведи (мизинцы). Повстречаться могут и большие и маленькие медведи.
И др. упражнения «Пингвины», «Поддержка», «Привет», «Необычное знакомство», «Тюлени на островах, «Раскрываются почки», «»Рассказы на спине», «Мы – одно дерево» (см. пос. Мартыновой Л.А.)
Дидактическая экологическая игра (знакомая детям)
В различной педагогической литературе, особенно в периодике, экологические, дидактические игры представлены широко. В тренинге желательно использовать игры, которые знакомы детям, но с некоторым усложнением. Проводить игру можно фронтально и по подгруппам.
Примеры игр
Дети разные бывают
Дети растений бывают разными: клубни, луковицы. Семена, черенки. Подготовьте панно с четырьмя домиками и много карточек с изображением разных растений: лук, чеснок, георгины, картофель. Фасоль, календула. Смородина, традесканция. Предложите детям поселить растения в их домики.
Что нужно живому жуку (бабочке, попугаю, дубу…)
Игра представляет собой набор карточек, где изображено то, что нужно и не нужно живому существу. Например: вода, трава, воздух, домик, солнце, дети, магнитофон, пластиковая бутылка, конфеты, машина и т.д. Дети делятся на подгруппы, гдеь отбирают карточки с изображением необходимого для живого. Затем «кампании» ходят друг к другу в гости и советуются, что можно поправить.
Где чья мама? Где чьи детки?
Приготовьте много парных карточек, где изображены «дети и их родители». Это могут быть: корова-теленок, курица – цыпленок, дуб-желудь, одуванчик – парашютик, вишневое дерево – косточка и т.д. Варьируется количество карточек и их содержание в зависимости от возраста детей. Детям предлагается подобрать пары.
Работа с природным материалом, направленная
на развитие сенсорной активности
Примеры упражнений
Камень
По кругу передается камень. Одним словом владелец камня говорит, что он узнал о камне при помощи своих органов чувств. Нельзя повторяться. Можно использовать другой природный материал.
Общение с ракушками
Можно использовать любые предметы природы (камни, ракушки, кусок коры, семена, плоды…). Материал должен быть чистым. Все усаживаются в круг на ковре. Дети выбирают себе предмет из коробочки. Это можно сделать с закрытыми глазами. Педагог предлагает детям рассмотреть свои ракушки (или др. предмет), постепенно дает им новые задания:
Посмотрите на цвет ракушки
Какой она формы
Пощупайте, она гладкая или шероховатая
Приложите к щеке. Теплая или холодная?
Взвесьте в руке. Легкая или тяжелая?
Понюхайте. Чем пахнет?
Произнесите слово «ракушка» тихо, громко, протяжно, быстро, вопросительно, утвердительно, грустно, весело… Пусть скажут это слово девочки, мальчики, друг другу на ушко…
Поскребите ногтем по ракушке, что вы услышали?
Найдите в ракушке ушко (дырочка. Трещинка). Расскпажите как вас зовут, вашу маму, друга, что вы ели на завтрак, какая сейчас погода, ваш самый большой секрет… закройте пальцем ухо ракушки, она сохранит ваш секрет в тайне.
Представьте себе, что вы стали маленьким и сейчас живете в ракушке. Где вы сделаете себе домик, сад, огород, где будет пастись корова, где будет собираться дождевая вода…
Обрисуйте ракушку на бумаге, разукрасьте
Спрячьте ракушку в укромное место.
Через некоторое время попросите детей найти ракушку. Придумайте новые задания. Необязательно в занятии использовать весь список вышеперечисленных заданий. Можно их менять, развивать. Каждое из этих маленьких заданий может быть отдельным упражнением.
Игра, направленная на развитие эмпатии или идентификации к объектам природного мира
Эмпатия (от греч. – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.
Идентификация (от лат. – отождествлять)
Примеры упражнений
Выбери тотем
Педагог предлагает детям превратиться в любые растения (в зависимости от цели – животные, предметы неживой природв). Для детей младшего и среднего возраста педагог предлагает выбрать приготовленные небольшие картинки с изображением природных объектов. Дети крепят к одежде картинки и с этого момента нахщзывают себя , педагога и друг друга «новыми» именами. Воспитатель предлагает сесть на ковре в кружок, а затем предлагает всем представиться; «Я – одуванчик», «Я – ящерица» и т.д. Далее идет ряд заданий:
Произнесите свое им тихо-тихо
Произнесите свое имя на ушко друг другу
Нарисуйте на бумаге (размером с открытку) свое имя
Выложите из фасоли свое имя
Расскажи, какой ты
Придумай маленькую историю про свое имя.
Пойми меня
Игра проводится когда дети выбрали себе тотем. Один из ребят при помощи жестов передает остальным сообщения. При необходимости педагог на ушко подсказывает сообщения:
Я хочу пить
Я хочу спать
Дайте мне поесть
Мне холодно
Мне мало солнца
По мере освоения игры сообщения усложняются.
И т.д. «Ласковое имя», «Мне нравится», «Пятистишие», «Палец вверх! Палец вниз!», «Что нарисовано у меня на спине», «Стая гусей», Жку вверх ногами» .
Художественно-продуктивная деятельность с использованием природного материала
Примеры упражнений
Мозаика на воде
Для каждого ребенка можно приготовить по 1 глубокой тарелке, пластиковой бутылке с водой, различный природный материал (ягоды рябины, фасоль, черный перец, соломинки, травинки, палочки, листики и др.), тряпочки для рук.
Используя любой понравившийся материал педагог выкладывает на воде узор, мозаику, композицию. Предлагает детям сделать свои узоры.
Каменные пирамиды
Приготовьте много камней. Предложите сделать пирамиды из 2 камней. Пусть ребята поупражняются в подборе камней, которые можно установить друг на друга, присмотрятся. Потом можно попробовать сделать пирамиду из 3, 4 и т.д. камней.
И т.д. «Клинопись», «Человечки на песке», «Червяки из листьев», «»Улитки из листьев», «»Ковры из листьев», «Ледовые пирамиды», «Каменные змеи».
Вопрос 2. Природоохранные акции
Природоохранные акции – это социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно и при участии родителей.
В акции участвуют старшие дошкольники.
Акции как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети видят. Как к данному событию относятся родители, взрослые, как сами в нем участвуют, как организуют и беспокоятся.
Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним относятся, например, «Зеленая елочка – живая иголочка», - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.
Доступные и понятные акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды (начало марта), День Земли (22 апреля), Всемирный день защиты окружающей среды (5 июня). Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.
Акции «Защитим животным», «Я люблю свой город», «Поможем зимующим птицам».