СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика образовательных программ и программ внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика образовательных программ и программ внеурочной деятельности»

Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности

В последнее время наметилась тенденция на уровне образовательных организаций к смешению (и более того к подмене) таких понятий как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность».

Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности
в современном нормативно-методическом поле

(по состоянию на май 2014 г.)

Основание для сравнения

Дополнительная образовательная программа

Программа внеурочной деятельности

Определение основных понятий

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

(273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14).

Дополнительная образовательная программа - дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки)

(273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4).

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.

(http://standart.edu.ru/)

Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) – перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности

(http://standart.edu.ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

Описание целевых ориентиров

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • профессиональную ориентацию учащихся;

  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ;

  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры учащихся;

  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

Описание результатов реализации программ

Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как:

  • результаты обучения,

  • результаты развития,

  • результаты воспитания.

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)

Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:

  • результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений;

  • результаты второго уровня – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

  • результаты третьего уровня – получение школьником опыта самостоятельного социального действия

(ФГОС общего образования)

Типология программ

Типология дополнительных общеобразовательных программ

(в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)

По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

По содержанию:

- дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:

  • технической,

  • естественнонаучной,

  • физкультурно-спортивной,

  • художественной,

  • туристско-краеведческой,

  • социально-педагогической;

Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы

  • области искусств,

  • в области физической культуры и спорта.

Типология программ внеурочной деятельности

(в соответствии с ФГОС общего образования)

По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности:

  • общекультурному,

  • общеинтеллектуальному,

  • социальному,

  • духовно-нравственному,

  • спортивно – оздоровительному.

По планируемым результатам программы внеурочной деятельности могут быть (по П.В.Степанову и Д.В.Григорьеву):

- комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

-тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);

- программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня;

- программами по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.);

- индивидуальными.

Структура программ

Структура дополнительной общеобразовательной программы

  • Титульный лист

  • Пояснительная записка

  • Учебно - тематический план

  • Содержание курса

  • Методическое обеспечение

  • Список литературы

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ))

Структура программы внеурочной деятельности

(нормативно не закреплена)

1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)

  • Введение

  • Перечень основных разделов с указанием часов

  • Описание содержания занятий

  • Характеристика результатов (3-х уровней)

2 вариант (основа – структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)

  • Пояснительная записка

  • Особенности форм работы

  • Тематическое планирование

  • Содержание программы

  • Формируемые универсальные учебные действия

  • Планируемые результаты (3-х уровней)

Реализация программ

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования,

осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1),

а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно

(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

Программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.

Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно

(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).

Период реализации программ

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время

(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ

(ООП ФГОС общего образования).

Экспертиза и утверждение программ

Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.

Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе)

(273-ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ).

Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.

Программа внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации

(273-ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено).