СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.»

Тема урока: Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Цели:

  • выявить особенности ранних произведений Горького на примере рассказа «Макар Чудра» и «Песни о Соколе»;

  • охарактеризовать основные принципы романтических произведений;

  • способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь.


Эпиграф к уроку:

Есть только две формы жизни: гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую,

мужественные и щедрые – вторую.

М. Горький «Часы»

Конспект урока.

I. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

         Ранние рассказы Горького носят романтический характер.


        Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

        

Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни.

М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца...». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».

Именно романтические рассказы воспринимались как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников.

На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал много литературных образов. Горького привлекала в романтизме «умение возбудить в человеке протест против тяжёлого гнёта». Он создал идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, показал романтический дух времени перемен. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах… Серому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир героев. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя.

Отличительные черты романтических образов Горького -  гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Без свободы нет для героя счастья, она дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

4.Концепция романтизма;

подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Учитель: Постарайтесь нарисовать портрет романтического героя, только сделайте это

без кисти и красок, а при помощи слов. Будут ли похожи на него Мцыри, Макар Чудра и

Лойко Зоб

Концепция романтизма.

-Постарайтесь нарисовать портрет романтического героя, только сделайте это без кисти и красок, а при помощи слов.

Будут ли на него похожи Макар Чудра, Лойко Зобар и Сокол?

Портреты могут быть разными, но вот сходство между героями действительно

поразительное. Каждый из них превыше всего на свете ценит свободу; к деньгам они

относятся так же, как Радда, как к последней ниточке , которая заставляет их хотя бы на

время соприкасаться с человеческим обществом

Портреты могут быть разными, но вот сходство между героями действительно

поразительное. Каждый из них превыше всего на свете ценит свободу; к деньгам они

относятся так же, как Радда, как к последней ниточке , которая заставляет их хотя бы на

время соприкасаться с человеческим обществом

Портреты могут быть разными, но вот сходство между героями поразительное. Каждый из них превыше всего на свете ценит свободу, к деньгам они относятся так же, как Радда, как к последней ниточке, которая заставляет их хотя бы на время соприкасаться с человеческим обществом.

Учитель: Постарайтесь нарисовать портрет романтического героя, только сделайте это

без кисти и красок, а при помощи слов. Будут ли похожи на него Мцыри, Макар Чудра и

Лойко Зобар?

Вывод: Портреты могут быть разными, но вот сходство между героями действительно

поразительное. Каждый из них превыше всего на свете ценит свободу; к деньгам они

относятся так же, как Радда, как к последней ниточке , которая заставляет их хотя бы на

время соприкасаться с человеческим обществом


«Песня о Соколе».

-Вы прочитали «Песню о Соколе», учили отрывок наизусть. Докажите, что «Песня о Соколе» является ярким примером романтического произведения. Назовите характерные черты.

«Песня о Соколе» -это легенда, которую поведал герою-рассказчику старый крымский чабан. Пейзаж выполняет фантастическую функцию. «Огромное море», «голубое сияние луны», «золотой узор звёзд», «тайная тишина», «мохнатые горные вершины», «мгла южной ночи» создают необыкновенно поэтическую картину. Традиционно море символизирует безграничность мечты, свободу, мощь. Горы выражают высоту и чистоту личности, мечту человека, возвышающую его над другими. Сырое, темное ущелье, в котором живет Уж, олицетворяет узость, призрачность жизни этого героя.

Уж и Сокол противопоставлены друг другу (антитеза)– символы, дающие ответ на важнейшие жизненные вопросы:«В чем смысл человеческой жизни и как нужно жить на самом деле?». Сокол – образец романтического героя. Он рвется к свету, исключительный, неспособный примириться с пустым существованием. Только в битве, свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение. Писатель же уверен, что такие, как Сокол, пока одиноки, но смерть их не напрасна, их подвиг не пропадет бесследно, ведь «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни», а самое главное – смогут зажечь этим чувством борьбы миллионы сердец).

Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных перемен. Многие современники увидели в словах М. Горького скрытый призыв к революции.

-Только ли к революционной борьбе призывает автор?

Автор призывает не столько к революционной борьбе, сколько к преодолению препятствий на пути к победе над серостью обыденной жизни.

Вывод (запись в тетрадь).

Рассказ Максима Горького “Песня о Соколе” написан по великим канонам романтизма. Темное и сырое ущелье, вполне романтический пейзаж, неизвестно где и когда происходит действие. Отважный Сокол тоскует по небу, когда ему уже никогда не подняться. Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой схватке с врагами, и читатели понимают, что это не личные враги Сокола, а враги его великой отчизны, которая светла и прекрасна, как это бесконечное небо.

Да, Сокол погиб, но он заронил искру сомнения в душу самоуверенного Ужа, поколебал его самодовольство. И автор поет славу Соколу, восхваляя его подвиг, самоотверженность и смелость.

«Макар Чудра».

С ознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение. Для передачи особенностей речи, старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания. Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им.

Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

Вывод (запись в тетрадь).

Герои Горького стремятся к активному восприятию свободы. Они деятельны, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому они не должны быть связаны ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они-свободу.

Такие герои активные, гордые, смелые, стремящиеся переделать мир, получили в литературоведении название неоромантических героев. А направление- неоромантизм.

II. Итог урока:

-Итак, какие особенности романтических рассказов вы можете назвать?

 В своих рассказах Горький показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых, своенравных, но одиноких. Тех людей, которые не могут примириться с пошлостью человека, которые готовы бросить вызов обществу, стихии, всему, что противоречит представлениям о свободе, достоинстве. Увидели авторское отношение к ним. 

- Давайте подумаем о том, чему нас учат рассказы Горького?

Вы на пороге взрослой жизни. А на взрослого человека жизнь в обществе накладывает определённые обязанности. Каждый человек вносит в мир людей свою систему ценностей. Только от самого человека зависит, какой выбор он сделает на жизненном пути и как проживет он свою жизнь - скучно, обыденно, неинтересно или ярко, возвышенно, красиво.

И сегодня очень современен неоромантизм, проповедовавший возвращение в литературу реального героя, который сам делает выбор жизненного пути в пользу героического подвига. И очень точно об этом сказал М.Горький: « В жизни всегда есть место подвигу!»

III. Домашнее задание: Стр. 180, «Живое слово».

Ознакомьтесь с высказываниями М.Горького о человеке и русском языке. Какое из них наиболее близко вам? Аргументируйте свой ответ.



Е.В.Пужанская.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Первомайская ООШ№2»




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!