СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приёмов в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях ФГОС

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приёмов в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приёмов в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях ФГОС»

Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приёмов в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях ФГОС

Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приёмов в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях ФГОС

Стандарт учитывает индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья , в том числе детей с интеллектуальными нарушениями, в требованиях к освоению основной образовательной программы, так как направлен на обеспечение равных возможностей и получения качественного начального общего образования.
  • Стандарт учитывает индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья , в том числе детей с интеллектуальными нарушениями, в требованиях к освоению основной образовательной программы, так как направлен на обеспечение равных возможностей и получения качественного начального общего образования.
Стандарт направлен на обеспечение вариативности содержания образовательных программ начального общего образования, возможности формирования образовательных программ начального общего образования различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
  • Стандарт направлен на обеспечение вариативности содержания образовательных программ начального общего образования, возможности формирования образовательных программ начального общего образования различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
А вариант — цензовый уровень; В вариант — цензовый уровень,(среда сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки); С вариант — нецензовый уровень, (среда сверстников с ОВЗ, обязательна организация специального обучения и воспитания ребенка); D вариант — индивидуальный уровень получаемого образования.
  • А вариант — цензовый уровень;
  • В вариант — цензовый уровень,(среда сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки);
  • С вариант — нецензовый уровень, (среда сверстников с ОВЗ, обязательна организация специального обучения и воспитания ребенка);
  • D вариант — индивидуальный уровень получаемого образования.
 Особенности психического развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями, а именно:   недостаточность всех форм мыслительной деятельности; нарушение речевого развития; меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации; меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся в памяти; низкая точность запоминания; снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания; отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы; трудности взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми; замедленный темп психического развития в целом, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.  

Особенности психического развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями, а именно:

  • недостаточность всех форм мыслительной деятельности;
  • нарушение речевого развития;
  • меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации;
  • меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся в памяти; низкая точность запоминания;
  • снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания;
  • отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы;
  • трудности взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми;
  • замедленный темп психического развития в целом, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.

 

Особые образовательные потребности: - когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;  - энергетические: умственная активность и работоспособность;  - эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания;  - потребность в обеспечении доступности учебного материала;  - развитие мотивации к учению и познавательных интересов;  - формирование социальной компетентности;  - коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;  - формирование учебных умений;  - необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;  - охранительный режим.

Особые образовательные потребности:

  • - когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;
  • - энергетические: умственная активность и работоспособность;
  • - эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания;
  • - потребность в обеспечении доступности учебного материала;
  • - развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
  • - формирование социальной компетентности;
  • - коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
  • - формирование учебных умений;
  • - необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
  • - охранительный режим.
 Учет особых образовательных потребностей заключается в:   подготовке детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями к овладению школьной программой; формировании познавательной мотивации и положительного отношения к учению; замедленном темпе преподнесения новых знаний; меньшем объеме «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов; использовании наиболее эффективных методов обучения (в том числе усилении наглядности в разных ее формах и дидактического материала, использование которых направлено на формирование , коррекцию и компенсацию ВПФ, включение практической деятельности); максимальном ограничении посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции; контроле понимания детьми всего учебного материала; учете сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств (активное применение ИКТ в образовательном процессе) медицинской помощи – лечебной и профилактической

Учет особых образовательных потребностей заключается в:

  • подготовке детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями к овладению школьной программой;
  • формировании познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
  • замедленном темпе преподнесения новых знаний;
  • меньшем объеме «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;
  • использовании наиболее эффективных методов обучения (в том числе усилении наглядности в разных ее формах и дидактического материала, использование которых направлено на формирование , коррекцию и компенсацию ВПФ, включение практической деятельности);
  • максимальном ограничении посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
  • контроле понимания детьми всего учебного материала;
  • учете сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств (активное применение ИКТ в образовательном процессе)
  • медицинской помощи – лечебной и профилактической
   Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями:   снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;  трудности использования средств психической деятельности;  замедление процесса формирования понятий.

Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями:

  • снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
  • трудности использования средств психической деятельности;
  • замедление процесса формирования понятий.
 Специальные образовательные условия:   создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы; использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала; введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений; обеспечение трудовой подготовки.

Специальные образовательные условия:

  • создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы;
  • использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала;
  • введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений;
  • обеспечение трудовой подготовки.
 Специфические коррекционно-развивающие методы и приёмы:   - снижение объема и глубины изучаемого материала;  - увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;  - структурная простота учебного материала;  - наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;  - увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;  - использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.;  - межпредметные и внутрипредметные связи;  - использование учебников, рабочих тетрадей, разработанных специально для детей с интеллектуальными нарушениями;  - дидактических материалов,  - специализированных компьютерных программ.  - специальные коррекционные курсы, которых раньше не было в плане, такие как альтернативная коммуникация, двигательное развитие, логопедическая ритмика и т.д.

Специфические коррекционно-развивающие методы и приёмы:

  • - снижение объема и глубины изучаемого материала;
  • - увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;
  • - структурная простота учебного материала;
  • - наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;
  • - увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;
  • - использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.;
  • - межпредметные и внутрипредметные связи;
  • - использование учебников, рабочих тетрадей, разработанных специально для детей с интеллектуальными нарушениями;
  • - дидактических материалов,
  • - специализированных компьютерных программ.
  • - специальные коррекционные курсы, которых раньше не было в плане, такие как альтернативная коммуникация, двигательное развитие, логопедическая ритмика и т.д.
   Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.  Каждый метод активным делает тот,  кто его применяет.

Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

Каждый метод активным делает тот,

кто его применяет.

 Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  • 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
  • 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
 3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.    4. Активные методы рефлексии.

3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

4. Активные методы рефлексии.

Методы и приёмы обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями используются особым образом, предусматривающим специальный отбор и композицию методов и приёмов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ребёнка с ОВЗ и специфике коррекционно-развивающей работы с ним; предусматривается и особая реализация сочетания методов. Педагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним – двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общие педагогические , так и специальные методы и приёмы. Важными являются и взаимодополняемость методов.

Методы и приёмы обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями используются особым образом, предусматривающим специальный отбор и композицию методов и приёмов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ребёнка с ОВЗ и специфике коррекционно-развивающей работы с ним; предусматривается и особая реализация сочетания методов. Педагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним – двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общие педагогические , так и специальные методы и приёмы. Важными являются и взаимодополняемость методов.

Специфические методы коррекционного воздействия: Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенности в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами. Арттерапия – один из методов искусства – специализированная форма психотерапии. Основная цель психотерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отношений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при трудностях коммуникативного характера.

Специфические методы коррекционного воздействия:

  • Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенности в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.
  • Арттерапия – один из методов искусства – специализированная форма психотерапии. Основная цель психотерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
  • Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отношений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при трудностях коммуникативного характера.
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения специально подобранной литературы. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, знания, мысли , усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Один из эффективных методов - сказкотерапия, который использует сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, словаря, опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения специально подобранной литературы. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, знания, мысли , усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Один из эффективных методов - сказкотерапия, который использует сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, словаря, опыта взаимодействия с окружающим миром.
Психогимнастика – метод при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с интеллектуальными нарушениями, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
  • Психогимнастика – метод при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с интеллектуальными нарушениями, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
   Специфика методов обучения в школе для детей с ОВЗ  заключается в их  коррекционной  направленности.  Это понятие включает:   замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка.

Специфика методов обучения в школе для детей с ОВЗ  заключается в их  коррекционной  направленности. Это понятие включает:

  • замедленность обучения и частую повторяемость,
  • подачу учебного материала малыми порциями,
  • максимальную развернутость и расчлененность материала,
  • наличие подготовительного периода в обучении,
  • постоянную опору на опыт ребенка.
   Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить. Ценность метода реализуется в том случае, если он:   - обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника; - делает обучение доступным и посильным; - обеспечивает прочность знаний; - учитывает индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ; - способствует активизации учебной деятельности ребёнка с интеллектуальным нарушением.

Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить. Ценность метода реализуется в том случае, если он:

- обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника;

- делает обучение доступным и посильным;

- обеспечивает прочность знаний;

- учитывает индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ;

- способствует активизации учебной деятельности ребёнка с интеллектуальным нарушением.

Спасибо за внимание

Спасибо

за

внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!