Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, в результате недостаточной иннервации мышц речевого аппарата вследствие очагового органического поражения ЦНС.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным (либо совсем отсутствует).
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков начинается с логопедического массажа.
Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:
– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
– стимуляция положительных кинестезии;
– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
– увеличение силы мышечных сокращений;
– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
Приемы расслабляющего массажа
Расслабляющий массаж. Выполняется при высоком мышечном тонусе (корковая, псевдобульбарная, подкорковая дизартрия). Массаж начинается с общего расслабления ребенка, затем осуществляется расслабление плечевого пояса и шеи. Далее массаж лицевой мускулатуры, затем языка.
Расслабление лицевой и губной мускулатуры.
Расслабление проводится методом разглаживания:
в направлении от висков к середине лба;
от бровей к волосистой части головы;
вниз от линии лба через все лицо к шее;
от мочек уха по щекам к крыльям носа;
по верхней губе от угла рта к середине;
по нижней губе от угла рта к середине.
Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение должно выполняться 4-7 раз. Массаж по времени не должен превышать 3 минут.
Расслабление губ.
поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ (рис.5);
поглаживание верхней и нижней губы к центру;
постукивание губ;
точечный массаж губ.
Каждое массажное движение выполняется 6-8 раз несколько раз в день.
Расслабление мышц шеи.
После легких расслабляющих движений по лицевой и губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Правая рука логопеда подводится под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает голову ребенка в одну и другую сторону, покачивает. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня.
Расслабление языка и коррекция его патологической формы.
Массаж языка следует проводить после общего расслабления:
• точечный массаж в области подчелюстной ямки в течение 5 секунд с
вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюстью (рис.6);
• вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти (5 секунд);
• легкое похлопывание, поглаживание языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка от кончика языка к его корню. Это массажное упражнение выполняется по 15 секунд 3-5 раза в день (рис.7).