СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика работы классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика работы классного руководителя»

Специфика работы классного руководителя в начальной школе.


«Покинут счастьем будет тот, 
Кого ребенком плохо воспитали. 
Побег зеленый выпрямить легко, 
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади


Все знают, что работа учителя трудная и многогранная. И одна из этих граней – быть классным руководителем. Он вмещает в себя сразу множество профессий. Классный руководитель должен быть педагогом, психологом, воспитателем, артистом, новатором, контролёром, адвокатом, другом и наставником одновременно. Сложность в том, что за всем этим стоит один человек. Сколько сил, здоровья, знаний, энергии, терпения отдаёт учитель, работая с детьми, не считаясь со своим личным временем. Учитель - классный руководитель – это не профессия, это образ жизни!

Главная цель воспитательной работы в современной школе - всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности  учащихся.

В настоящее время ученик начальных классов находится в школе большую часть времени. Воспитание ложится на плечи тех, кто находится рядом, а это чаще всего учитель – классный руководитель! Социально-бытовые проблемы не позволяют родителям уделять должного внимания детям по формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности. Да и школа всецело поглощена задачами обучения, подготовки к экзаменам, заботой о повышении качества знаний, показателях, выполнении множества отчётов. Времени на всё не хватает! Когда сталкиваешься с некорректным поведением учащихся в той или иной жизненной ситуации, слышишь возмущённые голоса взрослых: «Чему вас только в школе учат?» Но мы - то понимаем, что в школе их учим мы, учителя, и учим хорошо. Так что, хотим мы или не хотим, можем или нет, но школе действительно не обойтись без классного наставника!

         В работе классного руководителя начальной школы есть своя специфика.

1. Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

2. Школа для учащихся младших  классов, особенно на первых порах, - это прежде всего учитель, за работой, за словами и поступками которого непрестанно следят дети. Они замечают все: как он одет, как он общается с людьми, как он относится к разным ребятам - отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение, выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Воспитательная работа классного руководителя  начинается с установления правильных взаимоотношений с учащимися, которые  должны быть основаны  на глубоком взаимоуважении.

Главной целью для классного руководителя является создание психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие 1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей. Задача учителя познакомить их и научить общаться друг с другом. Учитель рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно.

На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.           Нередко, ребенок, переступивший порог школы, с трудом адаптируется к новым условиям жизни, испытывает трудности в отношениях  с  детьми. Поэтому перед классным руководителем стоит важная задача - формирование дружного сплоченного коллектива. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия - вот главное условие успешного воспитания.  

Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры. Теперь нужно развивать самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период. Воспитанию отводится большая роль.

В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё собственное «Я», могут смело проявлять себя. Класс что-то может делать самостоятельно, распределяя между собой обязанности, что-то под руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими детьми. Формы работы с классом самые разнообразные. Это тематические экскурсии, праздники, конкурсы, викторины, интересные проекты, коллективно-творческие дела. Все эти мероприятия способствуют сплочению класса. При проведении классных часов и бесед учитель должен стараться учитывать актуальные проблемы класса или отдельных учеников.

3. Классный руководитель должен быть сам увлечён своим делом, чтобы дети с удовольствием следовали за ним и помогали во всём. Дети не любят пустых надуманных занятий, им важно чувствовать результат и поощрение. Перед ними лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и подвигала к деятельности. Сплочению коллектива способствует любая совместная деятельность, которая организует их свободное время. Будь то живое общение, подвижные игры, выездные экскурсии, прогулки, трудовые поручения, приносящие пользу окружающим.

Деятельность классного руководителя строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, интересов учащихся, личностно - ориентированного подхода. Ведущие ценности, которыми  руководствуюсь в работе - воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:

-гражданско-патриотическое направление;

-духовно – нравственное направление;

-правовое направление;

- социально-психологическое;

-художественно - эстетическое направление;

-валеологическое направление;

-ученическое самоуправление;

-семейное воспитание

           Одним из важнейших направлений в воспитательной работе школы является духовно-нравственное воспитание учащихся,  которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, она формируется постепенно, с детства.  Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

           Одна из составляющих духовно-нравственного воспитания - экологическая культура. Основой всех материальных благ, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А. Сухомлинский. Природу, как средство эстетического воспитания, высоко ценил К.Д. Ушинский: «...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

             Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в воспитательном процессе начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место. Уже с первых дней в школе провожу экскурсии (очные и заочные), конкурсы рисунков на тему: «Краски осени», «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Весна-красна», конкурс на самое красивое предложение или четверостишье. Экскурсии включают в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким необычным явлениям, учит правилам поведения в природной среде, благотворно влияет на развитие мышления, эмоциональной речи, творческих способностей.

            Здоровье школьников - один из элементов экологического воспитания, поэтому уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья. Это  физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке и на перемене, нередко сами дети предлагают физкультминутки, игры; праздники, спортивные эстафеты, соревнования, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.  

В 2019-2020 учебном году я набрала первый класс. На сегодняшний день в классе создан благоприятный социально - психологический климат: преобладают доброжелательные отношения между одноклассниками, каждый ученик чувствует себя в коллективе комфортно, занимает благоприятную социальную позицию, так как именно в коллективе у человека развиваются общественно – ценные качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, сочувствие.          

 По результатам тестирования школьного психолога (сентябрь), в классе было выявлено 2 дезадаптированных ребёнка. Известно, что дети этой группы испытывают особые трудности адаптации к школьной жизни, которые с течением времени могут усугубляться. Для предотвращения этого с родителями учащихся была проведена беседа, в ходе которых выяснялся следующий круг вопросов:

  • с удовольствием или неохотно ребенок идет в школу;                                

  • как он реагирует на новый режим жизни, на школьные требования;

  • нет ли активного или пассивного протеста;

  • жалуется ли на усталость, не появились ли признаки детской нервозности (повышенная раздражительность, необоснованное беспокойство, тревожность).

          Далее родителям была оказана консультативная помощь по данному вопросу, с детьми проводилась индивидуальная работа классного руководителя, психолога, социального педагога.

4. Важный момент в работе классного руководителя начальной школы – это умение работать с родителями. Для ребёнка, переступившего порог школы, содружество учителя и родителей очень важно для целостного развития. Ему одинаково значимы школа и семья. В начальных классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Он делает первый шаг к взаимодействию. Очень важно, чтобы родители стали его единомышленниками и помощниками. Если созданы хорошие, доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.

Формы работы классного руководителя с родителями:

- родительские собрания, обмен опытом;

- индивидуальные и тематические беседы, консультации;

- анкетирование;

- изучение и посещение семей учащихся;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);

- работа с родительским комитетом.            

   На протяжении нескольких лет провожу «День открытых дверей». Присутствуя на уроке, родители, сами того не замечая, вовлекаются в учебный процесс, могут увидеть стиль работы учителя, методы, приёмы, современные образовательные технологии, которые я использую в своей педагогической деятельности.

           Традиционными мероприятиями с участием родителей стали: «Первый раз в первый класс», «День Матери», «День именинника», «23 февраля», «8 Марта», Прощание с Азбукой», «Прощание с начальной школой».

Также большое значение уделяю изучению ПДД: «Посвящение в пешеходы», беседы «Правила обязательные для всех», «Осторожно, пешеход!» и др.

Принимаем активное участие в общешкольных конкурсах рисунков и поделок.

          Учитель, классный руководитель  - это профессия, которая требует  постоянного роста, самосовершенствования, поиска новых методов и путей обучения и воспитания. Педагог в современном обществе – это тот же ученик. Он постоянно осваивает новые методики и технологии, внедряет в жизнь инновационные педагогические идеи и вносит личный вклад в повышение качества образования.          

     Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и любви  к своему делу. Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. А.С. Макаренко писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов…»


         






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!