Спецификация экзаменационной работы по английскому языку для учащихся 4-х классов
Назначение экзаменационной работы
Экзаменационная работа проводится с целью определения уровня освоения учащимися 4-х классов предметного содержания курса английского языка. Работа охватывает содержание, включенное в УМК “Starlight” 2 – 4.
Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.11.2011 № 1897)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. М.: Просвещение, 2010
Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий 2 – 4 классы.- М.: Просвещение, 2013
О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122)
Структура и содержание экзаменационной работы
Работа состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть включает задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письму. Устная часть проверяет умения в чтении вслух и говорении (монологическая речь).
В работе представлены два уровня сложности по аудированию: 1-базовый уровень, 2-повышенный уровень (до 50% заданий) для дифференцирования учащихся по уровням владения иностранным языком, все остальные аспекты имеют базовый уровень для школы с углубленным изучением английского языка.
Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых коммуникативных умений, а также типом задания.
Задания обоих уровней в рамках данной диагностической работы не превышают требований уровня А1 по общей европейской шкале, определённой в документах Совета Европы.
3.1 Распределение заданий диагностической работы по разделам и проверяемым умениям и навыкам
Раздел работы | Проверяемые умения и навыки | Коли-чество заданий | Максималь-ное количество баллов | Тип заданий |
1 | Аудирование | Понимание основного содержания прослушанного текста | 5 | 5 | Задания с выбором ответа |
| | Понимание выборочной информации с записью | 5 | 5 | Задания с кратким ответом |
2 | Грамматика и лексика | Лексико-грамматические навыки | 20 | 20 | Задания с выбором ответа |
3 | Чтение | Понимание запрашиваемой информации в прочитанном тексте | 5 | 5 | Задания с выбором ответа |
4 | Письмо | Написание письма личного характера (с опорой на форму ответа). | 1 | 6 | Задание с кратким ответом |
5 | Чтение вслух | Фонетическое чтение | 1 | 2 | |
6 | Говорение | Тематическое монологическое высказывание (с опорой на план в виде вопросов) | 1 | 7 | Задание с развернутым ответом |
ИТОГО: | 38 | 50 | |
В заданиях по аудированию проверяется сформированность умений извлекать основную информацию из прослушанного текста, в то время как в заданиях по чтению проверяется сформированность умений извлекать запрашиваемую информацию из прочитанного текста.
В заданиях по грамматике и лексике проверяются навыки оперирования грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте на основе предложенных предложений.
В задании по письму контролируются умения написания личного письма в ответ на письмо-стимул и его оформление в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и орфографические навыки.
В задании по чтению вслух проверяется сформированность навыков фонетического чтения, навыков звуко-буквенных соотношений, осмысленность чтения в коммуникативно значимом контексте.
В задании по говорению проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план, представленный в форме вопросов, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки.
3.2 Характеристики используемых текстов
Аудирование: высказывания собеседников в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения, небольшие тексты, диалог-распрос. Длительность звучания текста не более 1 минуты. Текст предъявляется дважды.
Чтение: небольшое сообщение в виде личного письма. Объем текста – 150 – 230 слов. Тексты, используемые для заданий всех разделов, отвечают следующим требованиям:
выбранный отрывок характеризуется законченностью, внешней связностью и внутренней осмысленностью;
содержание учитывает возрастные особенности детей 9 – 10 лет;
текст не перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, цифровыми данными;
содержание не дискриминирует учащихся по религиозному, национальному и другим признакам;
языковая сложность текстов соответствует заявленному уровню сложности А1 по общей европейской шкале.
Тематика заданий (во всех разделах работы)
Код | Тематика заданий |
7.1.1 | Взаимоотношения в семье, с друзьями. Семейные праздники. Знакомство. Внешность и черты характера. |
7.2.1 | Досуг и увлечения: чтение, хобби. Покупки. |
7.3.1 | Здоровый образ жизни: питание, спорт. |
7.4.1 | Школьная жизнь: изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Переписка с зарубежными друзьями. |
7.5.1 | Профессии родителей. |
7.6.1 | Природа: Домашние и дикие животные. Погода. |
7.6.2 | Транспорт. |
7.8.1 | Страна/страны изучаемого языка и родная страна: столицы, национальные праздники страны изучаемого языка. |
Время выполнения работы
На выполнение письменной части диагностической работы отводится 45 минут. Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:
На выполнение устной части работы отводится до 4 минут на одного учащегося т.е. за 45 минут производится опрос 10 – 11 учащихся (время подготовки учащегося к устному ответу 1.5 минуты).
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В заданиях по аудированию, чтению, лексике и грамматике (1 – 41) за каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.
В случае если в заданиях 11 – 35 обведены 2 и более ответов к одному тестовому заданию (возможно, в том числе правильный), выставляется 0 баллов.
За неверный ответ или отсутствие ответа в любом задании 1 – 41 выставляется 0 баллов.
Задания с развернутым ответом по письму и говорению оцениваются с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания.
Задание 36 – 41 по письму оценивается по двум критериям: 1) выполнение коммуникативной задачи; 2) лексико-грамматическая и орфографическая правильность речи.
Задание V, чтение вслух оценивается по критериям воспринимаемости на слух и наличие фонетических ошибок.
Задание V по говорению оценивается по четырем критериям:
1) выполнение коммуникативной задачи;
2) организация текста;
3)лексико-грамматическая правильность речи;
4) соблюдение произносительной нормы.
Для оценивания устных ответов учащихся учитель может воспользоваться Дополнительной схемой оценивания.
Максимальный первичный балл за верное выполнение всей работы – 56 баллов.
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 46 – 50 | 41 – 45 | 36 – 40 | 35 и менее |
Условия проведения диагностической работы
Для проведения экзаменационной работы по английскому языку необходимы часы с секундной стрелкой (секундомер).
Работа по английскому языку в 4 классе состоит из письменной и устной частей, которые проводятся в один день.
Для проведения устной части работы необходимо подготовить:
Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы обязательно.
Кадровое обеспечение проведения диагностики
письменную часть диагностической работы проводит учитель английского языка, который не работает в данном классе (подгруппе).
устную часть проводит учитель неработающий в данном классе (подгруппе). Он выступает в роли собеседника (задает по-английски 1 – 2 вопроса ученику перед началом его ответа на задание) и эксперта (по окончании устного ответа учащегося оценивает прослушанный монолог в соответствии с Критериями оценивания монологической речи и заполняет Дополнительную схему оценивания задания V.
По окончании устной части учитель заполняет Протокол оценивания задания V.
Материалы, необходимые для проведения экзаменационной работы
Пакет с заданиями и материалами для проведения и оценивания письменной и устной части работы, содержащий:
текст теста;
бланк ответов;
карточки с заданием 5; 2 карточки передаются в аудиторию для устного ответа: одна для учащегося (во время ответа учащийся может воспользоваться карточкой; по окончании ответа карточка остается в аудитории и может быть использована следующим учащимся, вторая – для учителя, который проводит собеседование и оценивает ответ учащегося);
Критерии оценивания выполнения задания 5;
Протокол оценивания задания 5;
Итоговый протокол оценивания заданий 1 – 41, 5
Во время устного ответа учащегося в аудитории может находиться учащийся, который готовится к ответу.
Процедура проведения экзаменационной работы
Письменная часть проводится единовременно для учащихся всей подгруппы. Рекомендуется следующий порядок выполнения письменной работы: Аудирование, Грамматика и лексика, Чтение, Письмо. Все части работы выдаются учащимся сразу.
Учителю, проводящему письменную часть, необходимо написать на доске время окончания выполнения диагностической работы.
9.1 Процедура проведения раздела «Аудирование»
Текст для аудирования звучит с устройства. После первого прослушивания необходимо дать учащимся 30 секунд, чтобы они могли выполнить задание «У вас есть 30 секунд, чтобы выполнить задания 1 – 5». Затем текст прослушивается ещё раз. После этого учащимся дается ещё 30 сек, чтобы они могли проверить правильность выполнения заданий «У вас есть 30 секунд, чтобы проверить, правильно ли вы выполнили задания 1 – 5» (пауза 30 секунд). В таком же режиме выполняется второе задание раздела аудирования. По окончании учитель предупреждает учащихся о том, что они могут переходить к заданиям следующего раздела «Пожалуйста, приступайте к выполнению заданий по чтению, грамматике и письму».
9.2 Процедура проведения разделов «Чтение» и «Грамматика и лексика»
Задания диагностической работы по чтению (31 – 35), по грамматике и лексике (11 – 30), письму (36 – 41) выполняются учащимися в индивидуальном режиме.
За 1 – 2 минуты до окончания рекомендованного времени на выполнение заданий по чтению (10 минут), по грамматике и лексике (10 мин) необходимо предупредить учащихся, что пора переходить к заданиям следующего раздела.
После завершения письменной части необходимо собрать работы и объяснить ученикам, что после перемены им предстоит выполнить еще одно задание экзаменационной работы.
9.3 Процедура проведения раздела «Говорение»
Все учащиеся собираются в аудитории для ожидания. Организатор, обеспечивающий порядок в аудитории, должен объяснить, процедуру проведения устной части и что необходимо будет сделать в устном задании.
Для соблюдения процедуры проведения устной части необходимо сформировать список перехода учащихся в аудиторию для подготовки к ответу (в соответствии с алфавитом или вытянутым учащимся номером). Далее организатор, ответственный за перемещение учащихся, сопровождает учащегося в аудиторию для подготовки к ответу.
В аудитории для устного ответа находится учитель английского языка, который не работает в данном классе/подгруппе. Учащийся получает карточку с заданием V.
Для установления контакта учителю следует провести разминку, т.е. задать учащемуся 1 – 2 вопроса по-английски, которые не оцениваются.
Затем учитель предлагает учащемуся рассказать о и заслушивает ответ. Во время ответа учитель не должен исправлять ошибки, допущенные учащимся; задавать дополнительные вопросы по теме задания; подсказывать английские слова и выражения.
По окончании ответа учитель оценивает устный ответ в соответствии с Критериями оценивания монологической речи и заполняет Дополнительную схему оценивания задания. Максимальное количество баллов, которое ученик может получить за выполнение задания по говорению (за монологическое высказывание) – 7 баллов, за чтение вслух – 2 балла.
Получение итоговой оценки за диагностическую работу
Оценка письменной части диагностической работы для заданий 1 – 35 проводится путем сравнения ответов учащегося с эталонными значениями.
Ответ на задание 36 – 41(Личное письмо) оценивается с использованием Критериев оценивания задания 36 – 41.
Определяется сумма баллов учащегося за выполнение заданий всех разделов экзаменационной работы. Максимальный балл за выполнение экзаменационной работы, который может получить ученик – 50 баллов.
Распределение заданий диагностической работы по планируемым результатам
Код | Планируемые результаты обучения | Число заданий |
3.1.1 | Воспринимать на слух и понимать основное содержание учебных и несложных аутентичных текстов (небольших сообщений, высказываниях собеседников в распространённых стандартных ситуациях общения, небольших рассказов, сказок), построенных в основном на знакомом языковом материале. | 10 |
4.2.1 | Читать и понимать запрашиваемую информацию в учебных и несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале. | 6 |
9.13.1 | Распознавать и использовать в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Past Simple, Present Continuous. | 20 |
9.8.1 | Распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения(a man/men; a woman/women: a child/ children). |
9.10.1 | Распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (именительный и объектный падежи), притяжательные, указательные (this/that; these/those), вопросительные и неопределенные (some, any). |
9.11.1 | Распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения (good, bad). |
9.12.1 | Распознавать и употреблять в речи количественные (до 1000) и порядковые (до 30) числительные. |
5.2.1 | Писать краткое личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. | 1 |
2.2.1 | Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах, опираясь на ключевые слова, план, вопросы. | 1 |
Итого: | 20 |
Приложение 1
План демонстрационного варианта диагностической работы по английскому языку
Обозначение заданий в работе: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом
Порядковый номер задания | Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Коды проверяемых элементов (содержания, видов деятельности) | Уровень сложности задания | Тип задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
Аудирование |
1 2 3 4 5 | Понимание основного содержания прослушанного текста, содержащего некоторое количество незнакомых слов | 2.1.2 | 1 1 1 1 1 | ВО ВО ВО ВО ВО | |
6 7 8 9 10 | 1 1 1 1 1 | КО КО КО КО КО | |
Итого: 10 заданий | 10 |
Грамматика и лексика |
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | Лексико-грамматические навыки употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативно значимом контексте | 3.2.1 | 1 1 1 1 1 1 | ВО ВО ВО ВО ВО ВО | |
Итого: 20 заданий | 10 |
Чтение |
31 32 33 34 35 | Понимание в прочитанном тексте, построенном в основном на изученном языковом материале, запрашиваемой информации | 6б.6. 6б.14.1 6б.16.2 6б.17.2 | 1 1 1 1 1 | КО КО КО КО ВО | |
Итого: 5 заданий | 10 |
Письмо |
36 37 38 39 40 41 | Письмо личного характера | 4.3.1 | 2 | РО РО РО РО РО РО | |
Итого: 6 заданий | 20 |
Говорение |
Фонетическое чтение | | | | 3 мин |
Описание картинки | 1.2.1 | 2 | РО | 5-6 мин |
Итого: 2 задания На одного учащегося: | 1-2 мин |
Всего: 43 задания Чистое время выполнения работы: | 60 мин |
Всего заданий – 20, из них:
по типу заданий: ВО – 12, КО – 6, РО – 2;
по уровню сложности: уровень 1 – 34задания, уровень 2 – 2 задания.
Итоговый протокол оценивания экзаменационной работы
Класс _______________4 б______________ учитель ______________________________
Фамилия имя учащегося | Письменная часть | Устная часть | Сумма баллов | Пятибалльная оценка |
Задания 1 – 41 | 5.1 | 5.2 |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
11 | | | | | | |
12 | | | | | | |
13 | | | | | | |
14 | | | | | | |
15 | | | | | | |
16 | | | | | | |
17 | | | | | | |
Подпись ответственного за проведение экзаменационной работы _________________
11