Просмотр содержимого документа
«Спецификация к.р.№ 1»
Тематическая контрольная работа
по главе: «Алгебраические выражения»
Предмет: Математика. Раздел «Алгебра»;
УМК: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин;
Класс: 7
Цель контрольной работы: проверить:
предметные умения:
выполнять преобразования для вычисления значений числовых выражений;
выполнять преобразования целых алгебраических выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
применять законы арифметических действий;
определять зависимость между величинами и составлять формулу, выражающую зависимость между искомыми и известными величинами;
применять формулы для вычисления неизвестных величин;
оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, алгебраическое выражение.
метапредметные УУД:
определять необходимые действия в соответствии с поставленной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
План стандартизированной контрольной работы:
Тематическая контрольная работа состоит из 5 заданий, три из которых являются заданиями базового уровня, а два – заданиями повышенного уровня.
Задания базового уровня сложности проверяют, как усвоен учащимися обязательный минимум содержания по одной из тем программы. С помощью этих заданий проверяются предметные умения учащихся применять знания в знакомых ситуациях и сформированность метапредметных умений. Такие задания отрабатываются на уроках математики, а соответствующие знания и умения должны быть усвоены большинством учащихся.
Задания повышенного уровня не превышают требований образовательной программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми. Их выполнение требует более высокого уровня сформированности метапредметных умений.
Выполнение заданий базового уровня позволяет учащемуся получить оценку «3». Для получения оценки «4» учащийся должен справиться с базовыми заданиями и верно решить одно из заданий повышенного уровня. Чтобы получить оценку «5», учащийся должен решить все задания.
На выполнение работы отводится 40 минут, на инструктаж – 5 минут.
№ задания | Раздел программы (содержательная линия) | Код и наименование контролируемого элемента | Уровень сложности | Время выполнения | Максимальный балл |
1 | Тождественные преобразования | 1.1.2. Арифметические действия над натуральными числами 1.2.2.Арифметические действия с обыкновенными дробями 1.2.5. Арифметические действия с десятичными дробями 1.3.5. Степень с целым показателем. 1.3.6. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий. | Б | 17 | 9 |
2 | Тождественные преобразования Измерения и вычисления | 1.5.3.Представление зависимости между величинами в виде формул. 7.1.1.Начальные понятия геометрии | Б | 3 | 1 |
3 | Тождественные преобразования | 2.1.1. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения 2.1.3. Подстановка выражений вместо переменных 2.1.4. Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений | Б | 5 | 3 |
4 | Тождественные преобразования | 2.1.1. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения 2.1.4. Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений | П | 7 | 3 |
5 | Тождественные преобразования Измерения и вычисления | 1.5.3. Представление зависимости между величинами в виде формул. 2.1.1. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения 2.1.4. Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений | П | 8 | 4 |
Итого: | 40 | 20 |
| |
Инструкция по проверке и оценке работ
№ задания | Планируемый результат | Критерии оценивания |
I вариант | II вариант |
1 | Выполнять преобразования для вычисления значений числовых выражений содержащих: - смешанные числа; - десятичные дроби; - степени с натуральным показателем. Применять законы арифметических действий для вычисления значений числовых выражений | а) 3 балла – применены распределительный и сочетательный законы арифметических действий; получен верный результат; 2 балла - применены распределительный и сочетательный законы арифметических действий; допущена ошибка; 1 балл – не применены законы арифметических действий, получен верный результат. 0 баллов - не применены законы арифметических действий, не получен верный результат. б) 3 балла – получен верный результат; 2 балла – допущена одна ошибка в действиях; 1балл – допущены две ошибки в действиях; 0 баллов – три ошибки в действиях. в) 3 балла – владеет понятием степени с целым показателем; получен верный ответ. 2 балла – владеет понятием степени с целым показателем, допущена одна ошибка; 1 балл - владеет понятием степени с целым показателем, допущены две ошибки; 0 баллов – не владеет понятием степени с целым показателем; получен неверный ответ. | а) 3 балла – получен верный результат; 2 балла – допущена одна ошибка в действиях; 1балл – допущены две ошибки в действиях; 0 баллов – три ошибки в действиях. б) 3 балла – применены распределительный и сочетательный законы арифметических действий; получен верный результат; 2 балла - применены распределительный и сочетательный законы арифметических действий; допущена ошибка; 1 балл – не применены законы арифметических действий, получен верный результат. 0 баллов - не применены законы арифметических действий, не получен верный результат. в) 3 балла – владеет понятием степени с целым показателем; получен верный ответ. 2 балла – владеет понятием степени с целым показателем, допущена одна ошибка; 1 балл - владеет понятием степени с целым показателем, допущены две ошибки; 0 баллов – не владеет понятием степени с целым показателем; получен неверный ответ. |
2 | Определять зависимость между величинами и составлять формулу, выражающую зависимость между искомыми и известными величинами. Оперировать основными геометрическими понятиями: прямоугольник, квадрат. | 1 балл – владеет понятием «прямоугольник», знает зависимость площади прямоугольника от длины его сторон; верно составлена формулу. 0 баллов - владеет понятием «прямоугольник», но не знает зависимость площади прямоугольника от длины его сторон; не верно составлена формула. | 1 балл – владеет понятием «квадрат», знает зависимость площади квадрата от длины его стороны; верно составлена формулу. 0 баллов - владеет понятием «квадрат», но не знает зависимость площади квадрата от длины его стороны; не верно составлена формула. |
3 | Выполнять преобразования целых алгебраических выражений: - раскрывать скобки, - приводить подобные слагаемые. Находить значение алгебраического выражения при заданном значении переменной. | 3 балла – верно раскрыты скобки, приведены подобные слагаемые, найдено числовое значение выражения при заданном значении x. 2 балла - верно раскрыты скобки, приведены подобные слагаемые, допущена ошибка при нахождении числового значения выражения. 1 балл - верно раскрыты скобки, допущена ошибка при приведении подобных слагаемых, найдено числовое значение выражения при заданном значении x. 0 баллов – не верно раскрыты скобки, допущена ошибка при приведении подобных слагаемых. | 3 балла – верно раскрыты скобки, приведены подобные слагаемые, найдено числовое значение выражения при заданном значении x. 2 балла - верно раскрыты скобки, приведены подобные слагаемые, допущена ошибка при нахождении числового значения выражения. 1 балл - верно раскрыты скобки, допущена ошибка при приведении подобных слагаемых, найдено числовое значение выражения при заданном значении x. 0 баллов – не верно раскрыты скобки, допущена ошибка при приведении подобных слагаемых. |
4 | Выполнять преобразования целых алгебраических выражений: - раскрывать скобки, - приводить подобные слагаемые. | 3 балла – верно выбран порядок раскрытия скобок, верно раскрыты скобки, приведены подобные слагаемые. 2 балла – выбран порядок раскрытия скобок, верно раскрыты скобки, допущена ошибка при приведении подобных слагаемых. 1 балл – верно выбран порядок раскрытия скобок, допущена ошибка при раскрытии скобок, верно приведены подобные слагаемые. 0 баллов – не верно выбран порядок раскрытия скобок, не верно раскрыты скобки, допущена ошибка при приведении подобных слагаемых. | 3 балла – верно выбран порядок раскрытия скобок, верно раскрыты скобки, приведены подобные слагаемые. 2 балла – выбран порядок раскрытия скобок, верно раскрыты скобки, допущена ошибка при приведении подобных слагаемых. 1 балл – верно выбран порядок раскрытия скобок, допущена ошибка при раскрытии скобок, верно приведены подобные слагаемые. 0 баллов – не верно выбран порядок раскрытия скобок, не верно раскрыты скобки, допущена ошибка при приведении подобных слагаемых. |
5 | Определять зависимость между величинами и составлять формулу, выражающую зависимость между искомыми и известными величинами. Применять формулы для вычисления неизвестных величин. | 4 балла – верно определена зависимость между величинами V, S, t. верно определено время на втором участке пути; верно определена скорость на втором участке пути; верно составлена формула вычисления всего пути. 3 балла - верно определена зависимость между величинами V, S, t. верно определено время на втором участке пути; верно определена скорость на втором участке пути; допущена ошибка при составлении формулы вычисления всего пути. 2 балла - верно определена зависимость между величинами V, S, t. допущена ошибка при определении время или скорости на втором участке пути; верно составлена формула вычисления всего пути. 1 балл - верно определена зависимость между величинами V, S, t. допущена ошибка при определении время или скорости на втором участке пути; допущена ошибка при составлении формулы вычисления всего пути. 0 баллов – не верно определена зависимость между величинами V, S, t. допущена ошибка при определении время или скорости на втором участке пути; не верно составлена формула вычисления всего пути. | 4 балла – верно определена зависимость между величинами цена, количество, стоимость; верно определено количество билетов второго вида; верно определена цена билета второго вида; верно составлена формула вычисления стоимости всей покупки. 3 балла – верно определена зависимость между величинами цена, количество, стоимость; верно определено количество билетов второго вида; верно определена цена билета второго вида; допущена ошибка при составлении формулы вычисления стоимости всей покупки. 2 балла – верно определена зависимость между величинами цена, количество, стоимость; допущена ошибка при определении количества или цены билетов второго вида; верно составлена формула вычисления стоимости всей покупки. 1 балл - верно определена зависимость между величинами цена, количество, стоимость; допущена ошибка при определении количества или цены билетов второго вида; допущена ошибка при составлении формулы вычисления стоимости всей покупки. 0 баллов – не верно определена зависимость между величинами цена, количество, стоимость; допущена ошибка при определении количества или цены билетов второго вида; не верно составлена формула вычисления стоимости всей покупки. |
Способ определения итоговой отметки
Максимально возможное количество баллов при выполнении данной работы – 20. Базовый уровень считается достигнутым, если учащийся набрал 50 % от максимального балла.
Итоговая оценка определяется по набранной сумме баллов:
«5» - 19 – 20 баллов;
«4» - 15 – 18 баллов;
«3» - 10 – 14 баллов;
«2» - менее 10 баллов.
Содержание контрольной работы
Вариант № 1
1). Найти значение числового выражения:
2). Записать формулу площади (S) прямоугольного участка земли, длина которого равна 10 м, а ширина х м.
3). Упростить выражение и найти его числовое значение при х = - 0,2.
4). Упростить выражение .
5). Первые 2 ч путник шел со скорость v км/ч, а затем увеличил скорость на 1 км/ч и пришел в место назначения вовремя. Записать формулу пути (S), пройденного путником, если он должен был потратить на весь путь 5 ч.
Вариант № 2
1). Найти значение числового выражения:
2). Клумба имеет форму квадрата со стороной а м. Записать формулу площади (S) этой клумбы.
3). Упростить выражение и найти его числовое значение при х = - 0,7.
4). Упростить выражение .
5). Учитель купил для школьников билеты в театр, причем 8 билетов по а рублей, а каждый из остальных на 100 рублей дороже. Записать формулу, выражающую стоимость всей покупки (Р), если всего было куплено 15 билетов.