Спецификация КИМ
для проведения годовой контрольной работы
по русскому языку в 3 классе
Назначение контрольной работы: определить актуальный уровень знаний каждого обучающегося 3 класса, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» ученика.
Содержание контрольной работы определяется на основе ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «Русский язык».
Контрольная работа состоит из 16 заданий: 8 заданий базового уровня, 8 заданий - повышенного уровня
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, типам заданий, максимальный балл за задание:
№ задания | Уровень сложности | Что проверяется (код контролируемого элемента) | Тип задания | Максимальный балл |
1 | Базовый | 5.1 | Задание с кратким ответом | 1 |
2 | Базовый | 5.2 | Задание с кратким ответом | 1 |
3 | Базовый | 5.2 | Задание с кратким ответом | 1 |
4 | Базовый | 6.1 | Задание с кратким ответом | 1 |
5 | Базовый | 6.1 | Задание с кратким ответом | 1 |
6 | Базовый | 6.2 | Задание с кратким ответом | 1 |
7 | Базовый | 2.1 | Задание с кратким ответом | 1 |
8 | Базовый | 2.1 | Задание с записью верного ответа. | 1 |
9 | Повышенный | 5.3 | Задание с записью верного ответа. | 2 |
10 | Повышенный | 6.5 | Задание с записью верного ответа. | 2 |
11 | Повышенный | 1.2 | Задание с записью верного ответа. | 2 |
12 | Повышенный | 1.2 | Задание с записью верного ответа. | 2 |
13 | Повышенный | 6.1 | Задание с записью верного ответа | 2 |
14 | Повышенный | 2.3 | Задание с записью верного ответа | 2 |
15 | Повышенный | 2.3 | Задание с записью верного ответа | 2 |
16 | Повышенный | 1.1 | Задание с записью верного ответа | 2 |
Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»:
Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный балл |
Фонетика, орфоэпия и графика Состав слова (морфемика) | 3 4 | 6 6 |
Правописание: орфография и пунктуация | 5 | 7 |
Синтаксис | 4 | 5 |
Система оценивания выполнения заданий
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить (от 2 до 0) баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания.
Условия проведения работы
Время работы, включая и организационную часть, – 45 мин. Время выполнения заданий обучающимися – 40 мин.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения стартовой диагностической контрольной работы
Вид контроля: годовой
Перечень элементов предметного содержания,
проверяемых на диагностической контрольной работе
№ задания | Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания |
11, 12, 16 | 1 | 1.1, 1.2 | Звуки и буквы. Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) |
7, 8,14, 15 | 2 | 2.1, 2.3 | Различать изменяемые и неизменяемые слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
1, 2, 3, 9 | 5 | 5.1, 5.2, 5.3 | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения |
4, 5, 6, 10, 13 | 6 | 2.1, 2.2, 2.3 | Применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. |
2. Перечень элементов метапредметного содержания,
проверяемых на диагностической контрольной работе
№ задания | Код раздела | Код контролируемого элемента | Описание элементов метапредметного содержания |
11, 12, 16 | 1 | 1.1, 1.2 | Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) (УУД контролировать процесс и результаты своей деятельности , учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям) |
7, 8,14, 15 | 2 | 2.1, 2.3 | Различать изменяемые и неизменяемые слова Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс (УУД осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации) |
1, 2, 3, 9 | 5 | 5.1, 5.2, 5.3 | Различать предложение, словосочетание, слово (УУД планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; осуществлять синтез как составление целого из их частей) |
4, 5, 6, 10, 13 | 6 | 2.1, 2.2, 2.3 | Применять правила правописания (в объеме содержания курса) (УУД овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи; осознавать познавательную задачу, решать её самостоятельно) |
Находить в перечне слов или в тексте имена существительные. (УУД анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения)
Продолжительность контрольной работы
На выполнение 16 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа содержит два варианта. Каждому обучающемуся предоставляется распечатка заданий.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы для проведения работы (не) требуются.
Методика шкалирования, в том числе перевод в балльную систему
№ задания | Количество баллов |
1-8 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
9-16 | 2 балла - правильный ответ 1 балл – задание выполнено на половину 0 баллов – неправильный ответ |
Итого | 24 балла |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
22-24 | Отметка «5» |
18-20 | Отметка «4» |
14-16 | Отметка «3» |
0-13 | Отметка «2» |
Лист самооценки
Умение | Номера заданий из к/р | Уровень усвоения | Возникшие трудности |
не умею | решаю, но допускаю ошибки | умею |
Умею характеризовать звуки русского языка, ставить ударение в словах. | 11, 12, 16 | | | | |
Умение писать слова в соответствии с орфографическими нормами | 4, 6, 13 | | | | |
Умею делать разбор слов по составу | 14, 15 | | | | |
Знаю, что такое предложение | 1 | | | | |
Умею определять сколько в тексте предложений | 2 | | | | |
Умею выбирать нужный знак препинания в конце предложения | 9 | | | | |
Умею подбирать проверочные слова | 5 | | | | |
Умею задавать вопросы к словам в словосочетаниях | 3 | | | | |
Умею определять части слова в словах | 7, 8 | | | | |
Умею отличать текст от набора предложений | 10 | | | | |
Инструкция по выполнению работы.
Дорогой друг! Сегодня предстоит тебе выполнить итоговую работу по русскому языку.
На выполнение работы даётся 40 минут. Работа включает в себя 16 заданий. Ответы на задания запиши в работе. Если ты хочешь изменить ответ в заданиях, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Удачи! У тебя все получится.
1 вариант
1. Выбери верное утверждение
Предложение - это …
А. буквы, связанные между собой по смыслу.
Б. слова, выражающие законченную мысль.
В. слова, не связанные между собой по смыслу.
Г. буквы, не связанные между собой по смыслу.
2. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? (знаки препинания в конце не расставлены)
У Даши живут чижи и синички весь день они весело скачут и поют Даша их любит
А.1; Б. 2; В. 3 Г. 4
3. Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову
На лесной полянке растёт душистая земляника.
А. на лесной Б. растёт В. душистая Г. земляника
4. Укажи слово, в котором пропущена буква о.
А. др(о,а)зды Б. кр(о,а)я В. ск(о,а)ла Г. тр(о,а)ва
5. Укажи слово, которое является проверочным для слова лесок
А. лесной Б. лесочек В.лес Г. лесовик
6.Укажи слово с непроверяемой безударной гласной в корне
А. библиотека Б. тропинка В. тяжёлый Г. молчать
7. Дополните высказывание.
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…
А. корнем Б. окончанием В. приставкой Г. Суффиксом
8. Выпишите из предложений слова с приставкой – из
Волк (из)влёк (из) (из)бушки всю (из)мазанную тестом лису.
9. Выпишите из предложения словосочетание.
На полянке росла сосна.
10. Какие предложения составляют текст?
А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.
Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.
В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.
Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.
11. Укажите сколько слов в предложениях со звонкой согласной на месте пропусков.
Дети пошли на пру… Там весело шумит камы…, где живёт у….Ребята будут строить пло….
А.1 Б.2 В. 3 Г. 4
12.Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
1. поля 2. вагон 3. лесной
4. дрожать 5. песок 6. герой
А. 1,3,4 Б. 1,2,3,6 В. 3,4, 5 Г. иной ответ
13. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появятся непроизносимая согласная? Выпиши образованное вами слово.
Прелесть, ужас, чудеса.
14. С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.
открыть
15. Укажите слово такое же по составу как слово пригорки
А. кормушки Б. подснежник В. медовый Г. заморозки
16. Укажите группу слов, где на месте пропуска будет буква с
А. …делать, ..мыть Б. …дание, ..прыгнула
В. ..десь, ..кинуть Г. ..ломить, …вонить
Инструкция по выполнению работы.
Дорогой друг! Сегодня предстоит тебе выполнить итоговую работу по русскому языку.
На выполнение работы даётся 40 минут. Работа включает в себя 16 заданий. Ответы на задания запиши в работе. Если ты хочешь изменить ответ в заданиях, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Удачи! У тебя все получится.
2 вариант
Текст – это....
А. предложения, связанные между собой по смыслу.
Б. набор словосочетаний, не связанных по смыслу.
В. предложения, не связанные между собой по смыслу.
Г. иной ответ.
Прочитайте текст. Сколько в нем предложений? (знаки препинания в конце не расставлены).
Наступил апрель по реке плывут льдины
А. 1; Б. 2; В.3; Г.4.
Укажите слово, в котором пропущена буква а.
А. б(а,о)льшой; Б. с(а,о)ды; В. ст(а,о)ял; Г. зв(а,о)нил.
Укажите слово, которое является поверочным для слова
голубок
А. голубочек; Б. голубка; В. голубой; Г. голубь.
Укажите слово с непроверяемой безударной в корне.
А. петух; Б. вода; В. поляна; Г. холмы.
Окончание служит для ...
А. образования новых слов; Б. связи слов в предложении;
В. узнавания родственных слов; Г. иной ответ.
Укажите слова с приставкой с-.
1. стол; 2. съезд; 3. спрыгнуть; 4. столовая.
А. 1, 4; Б. 2, 3; В. 3, 4; Г. иной ответ.
Выпишите из предложения слова с приставкой –за.
Убегая от мальчишек, (За)хар (за)бежал (за)угол и спрятался (за) (за)валинку.
9.Выпишите из предложения словосочетание.
В саду растут вишни.
Какие предложения составляют текст?
А. Зима. Мороз украсил окна узорами. Узоры блестят и переливаются на солнце.
Б. Мальчик бежит в лес. Была осень. Это оляпка.
В. Дуют холодные ветры. Ребята идут по тропинке. Пришла теплая весна.
Г. Светило ясное солнышко. Лошади щиплют зеленую траву. Глеб купил карандаши.
Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.
Он мгновенно скрылся в доме.
А. подлежащим; Б. сказуемым;
В. второстепенным членом предложения; Г. иной ответ.
Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появится непроизносимая согласная? Выпишите образованное вами слово.
Вкус, опасность, капуста.
Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
1. ночной; 2. мороз; 3. мебель; 4. ягоды; 5. денёк; 6. дрожит.
А. 1, 5, 6; Б. 1, 4, 6; В. 2, 3, 4; Г. иной ответ.
14.С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.
принести
Укажите сколько в тексте слов с приставкой.
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние теплые страны.
А. 4; Б. 5; В. 6; Г. иной ответ.
Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, имеет приставку на-.
1. (на)лил молока; 2. (на)писать диктант; 3. поставить (на)стол; 4. выписать (на)лист.
А. 1 ,3; Б. 1, 2; В. 1, 4; Г. иной ответ.
Ключи правильных ответов к тестовым заданиям
1вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 15 | 16 |
Б | В | Б | А | В | А | Б | А | Б | А | Г | А |
8.извлёк, измазанную
9.росла на полянке
13.прелестный
14.закрыть
2вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 11 | 12 | 15 | 16 |
А | Б | Б | Г | А | Б | Б | А | А | Б | А | Б |
8. забежал, завалинку
9. растут в саду
13. капустный
14. унести