Просмотр содержимого документа
«Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку.»
1. Пояснительная записка
Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА (ОГЭ) 2018 г.
Программа курса предусматривает обучение учащихся написанию сочинения-рассуждения на заданную тему и рассчитана на 34 часа. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется внимание, но вариативность задания 15 предусматривает необходимость систематизации знаний, умений и навыков по данному виду работы.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями, используя рабочие тетради под редакцией И.П. Цыбулько и ресурсы сети Интернет.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания 15 КИМов государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи:
способствовать овладению формами обработки информации исходного текста;
развивать умение правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
формирование умения определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена, через систему практических заданий и тренингов.
Занятияпредусматривают как теоретическую часть, так и практическую часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции).
Программа курса рассчитана на 34 часов из расчета 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
алгоритм работы над заданием 15,
требования к выполнению задания,
содержание используемых в задании понятий и терминов.
Учащиеся должны уметь:
осознанно выбирать вариант задания 15,
создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста,
аргументировать положения своей работы,
последовательно излагать материал,
оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания работы.
II. Учебно-тематический план.
Раздел | Количество часов | В том числе |
Практические работы | Контрольные работы |
1. Введение. Задание 15. Структура сочинения-рассуждения | 3 | | |
2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 9 | 1 | 1 |
3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | 21 | 7 | 1 |
4. Подведение итогов | 1 | | 1 |
ИТОГО | 34 | 8 | 3 |
ІІІ. Содержание программы.
1. Введение. (3ч.)
Структура экзаменационной работы ОГЭ. Количество и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016г. Задание 15. Варианты задания 15. Структура сочинения-рассуждения.
2. Сочинение на лингвистическую тему. (9ч.)
Умения, проверяемые заданием 15.1. Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения. Лексические, грамматические, синтаксические явления для аргументации. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.
3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. (21ч.)
Умения, проверяемые заданием 15.2. Вступление-тезис. Основная часть – доказательства (аргументы). Заключение – вывод. Критерии оценивания сочинения. Анализ сочинений с точки зрения понимания смысла фрагмента текста; наличия примеров-аргументов; смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения; композиционной стройности.
Умения, проверяемые заданием 15.3. Определение понятия. Подбор аргументов. Формулирование вывода.
4. Подведение итогов. (1ч.)
Выполнение задания 15 (выбор варианта задания, написание работы).
Раздел | № заня-тия | Дата проведения | Тема IV. Календарно-тематическое планирование. | Тип, форма занятия | Планируемые результаты | Выпол- нениепракти-ческой части | Форма контроля |
плани-руемая | факти-ческая | Знания, умения, навыки | УУД |
1.Введение | 1-3 | | | Требования к заданию 15. Структура сочинения-рассуждения | Презентация | | | | |
2.Сочине-ние-рассуждение на лингвистическую тему | 4-5 | | | Умения, проверяемые заданием 15.1. Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Лексические, грамматические, синтаксические явления для аргументации. | Комбинированное занятие | Знать алгоритм написания сочинения, уметь отбирать лексические, грамматиче-ские, синтаксические явления для аргументации | Извлечение информации из текста; определение способа анализа; решение учебной задачи на основе заданного алгоритма; выделение причинно-следственных связей; анализ, выбор последователь-ности действий; самостоятель-ное построение высказывания; аудирование; отбор материала | | |
6-7 | | | Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. | Практикум | Уметь находить и исправлять ошибки в построении сочинения | Анализ текстов | |
8-9 | | | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Самостоятель-ная творческая работа | Уметь писать сочинение на лингвистиче-скую тему | | Сочине-ние |
3.Сочине-ние-рассужде-ние на морально-этическую тему | 10-11 | | | Умения, проверяемые заданием 15.2. Алгоритм написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему | Беседа | Знать алгоритм написания сочинения | | |
12-13 | | | Вступление - тезис | Комбинированное занятие | Уметь формулировать тезис | | |
14-15 | | | Основная часть – доказательства (аргументы) | Комбинированное занятие | Уметь выбирать аргументы из текста | | |
16-17 | | | Заключение - вывод | Комбинированное занятие | Уметь формулировать вывод | | |
18-19 | | | Анализ сочинений с точки зрения понимания смысла фрагмента | Практикум | Уметь определять тему, идею, авторскую позицию | Анализ текста | |
20-21 | | | Анализ сочинений с точки зрения наличия примеров-аргументов | Практикум | Уметь оценивать аргументированность суждения | Анализ текста | |
23 | | | Анализ сочинений с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения | Практикум | Уметь находить и исправлять речевые ошибки | Анализ текста | |
24 | | | Анализ сочинений с точки зрения композиционной стройности | Практикум | Уметь выстраивать композицию сочинения | Анализ текста | |
25-26 | | | Написание сочинения-рассуждения (задание 15.2) | Самостоятель-ная работа | Уметь писать сочинение по заданному тексту | | Сочине-ние |
27-28 | | | Умения, проверяемые заданием 15.3. Отличие от заданий 15.1. и 15.2 | Беседа | | | |
29 | | | Определение понятия | Практикум | Уметь формулировать морально-этические понятия | Работа с текстом | |
30-31 | | | Подбор аргументов | Практикум | Уметь подбирать аргументы из текста и из жизненного опыта | Работа с текстом | |
32-33 | | | Формулирование вывода | Практикум | Уметь формулировать вывод | Работа с текстом | |
4.Подведение итогов | 34 | | | Написание сочинения – рассуждения 15.3 | Самостоятель-ная работа | Уметь выполнять задание 15 | | | Сочине-ние |
V. Список литературы.
Русский язык, 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Учебно-методическое пособие под редакцией Н.А. Сениной. Ростов -на-Дону: «Легион», 2014 г.
ОГЭ 2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П. Москва, 2017г.
Дополнительные источники:
1. Сайт ФИПИ:
- открытый банк заданий ОГЭ;
- демоверсия;
- кодификатор, спецификация.
2. Сайт reshuege.ru (тренировочные упражнения).