СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по русскому языку»

Пояснительная записка

Курс русского языка «Трудные вопросы лингвистики» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когни­тивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного от­ношения к языку как явлению культуры, основному средству об­щения и получения знаний в разных сферах человеческой де­ятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуника­тивных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к рече­вому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к рече­вому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функциониро­вании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистиче­ских ресурсах русского языка; об основных нормах русского лите­ратурного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифициро­вать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативнос­ти, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и пре­образовывать необходимую информацию.

Обобщение, систематизация, углубление знаний по развитию связной речи, ориентированной на создание краткого изложения, сочинения-рассуждения.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала.

Программа построена с учетом принципов системности, научно­сти и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурирова­но на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V — IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция овладение всеми видами рече­вой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, ба­зовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важ­ных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — ос­воение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общест­венном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; ов­ладение основными нормами русского литературного языка; обога­щение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-ру­систах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории на­рода, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учащимся 9-го класса предстоит в конце года пройти испытания. Представленный курс поможет им подготовиться к сжатому изложению и сочинению-рассуждению , предусмотренными новой формой итоговой аттестации в основной школе.

Одно из главных направлений программы – проникновение в текст, сосредоточение внимания на его основных признаках и способах их раскрытия. Раскрытие признаков текста базируется на соответствующих им речеведческих понятиях, являющихся теоретическим фундаментом работы над содержанием исходного текста.

Программа содержат:

- теоретический материал по речеведческим понятиям;

- методические материалы к практическим занятиям.

В основе уроков-практикумов лежит работа с научным и публицистическим текстами, представленными как единицы обучения. Задания помогают понять содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование одного из способов сжатия текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух.

Отбор элементов содержания, которым предстояло стать объектами изучения, осуществлялся в соответствии с двумя па­раллельно действующими документами: Образовательным ми­нимумом содержания основного общего образования по русско­му языку и Федеральным компонентом стандарта основного об­щего образования по предмету. Кроме этого, учитывалось содержание учебников, используемых в практике школы.

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 34 часа в год.

Формы и методы, технологии обучения.

Для реализации данного курса используются следующие технологии: здоровьесберегающая технология, важная составляющая часть которой – это рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности.

Применение ИКТ улучшает качество усвоения материалов урока, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Данные технологии используются в связи с возрастными и психологическими особенностями семиклассников с новыми требованиями ФГОС. Методы и формы обучения: эвристическая беседа, диалог, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, тестирование, проверочные, контрольные работы, фронтальный опрос, групповая работа, парная работа, разнообразные диктанты, сочинение, изложение. сопоставление, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.






Содержание учебного материала



п/п



Наименование разделов и тем



Всего

часов

В том числе на:



Теория



Практика

1

Введение. Понятие о тексте.

1

1


2

Анализ исходного текста.



23

13




10

3

Углубление курса русского языка

10

5

5






Итого:

34

19

15







Календарно - тематическое планирование спецкурса по русскому языку в 9 классе

(34 часа)

п\п

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся













Введение. Понятие о тексте.







  1. 1.

Введение. Понятие о тексте








Анализ исходного текста.







1. Тема и основная мысль текста.







2-3

Речеведческие понятия тема, тематика, проблема, проблематика, основная мысль (идея) текста







4

Анализ текста «Культура речи» (научный стиль)






5

Самостоятельная работа





  1. Структура и средства организации научного и публицистического текстов




6

Речеведческие понятия абзац, микротема, композиция, тип речи, описание, повествование, рассуждение

Знать изучаемые понятия.

Уметь анализировать текст, пользуясь данными понятиями









7

Способы изложения информации в научном тексте. Дедукция, индукция.









8

Структура и средства организации научного текста «Культура речи».









9

Составление таблицы. Сжатый вариант исходного текста в виде тезисов.









10

Анализ текста «Голубая ель» (художественная публицистика)









11

Речеведческие понятия: синонимы, контекстуальные синонимы, анафора.

Знать изучаемые понятия.

Уметь анализировать текст, пользуясь данными понятиями









12

Речеведческие понятия: риторический вопрос, цепная и параллельная связь









13

Логические средства связи предложений в научном тексте









14

Средства связи предложений в тексте.



















15

Анализ публицистического текста «Свершилось!»









16

Самостоятельная работа. Составление связного текста по заданной модели









17

Речеведческие понятия функциональный стиль, ситуация общения, стилевые особенности, языковые средства.

Уметь: различать разговор­ную речь, научный, публици­стический, официально-деловой стили, язык художе­ственной литературы, опре­делять их жанры, тему, ос­новную мысль текста, функ­ционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное вы­сказывание, учитывая ситуа­цию общения, адресата, ис­пользуя характерные для ка­ждого стиля речи вырази­тельные средства языка










18

Сопоставительный анализ разностилевых текстов









19

План полного стилистического анализа









20-21

Самостоятельная работа. Характеристика адаптированных текстов со стилистической точки зрения









22-23

Практическая работа









24

Речеведческие понятия план, тезисы, конспект.

Уметь дифференцировать глав­ную и второстепенную, из­вестную и неизвестную инфор­мацию прослушанного текста, фиксировать информацию про­слушанного текста в виде пол­ного пересказа, определять при­надлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, переска­зывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исход­ного текста, использовать изу­ченные синтаксические конструк­ции.










25

Трудные случаи правописания гласных в корне слова. Трудные случаи правописания согласных в корне слова

Знать:

- что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм;

- сильные и слабые позиции согласных;

- правописание проверяемых безударных и непроверяемых безударных гласных и согласных орфограмм в корне слова;

- употребление и, у, а после шипящих;

- употребление ъ и ь;


Уметь:;

- правильно писать гласные и согласные в корне слова;

- подбирать проверочное слово;

- опознавать признаки орфограммы;

- объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков в словах с ъ, ь;

- определять части речи;

И т.д.









26

Правописание гласных после шипящих и Ц









27

Правописание приставок









28

Правописание суффиксов существительных, прилагательных.









29

Правописание суффиксов глаголов, причастий, наречий.









30

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение.

Знать:

- понятие лексикологии как раздела науки о языке, лекси­ческого и грамматического зна­чения слова;

- что входит в общеупотребительную и необщеупотребительную лексику;

- определение фразеоло­гии как раздела лексикологии; основные признаки фразеоло­гизмов, их роль в обогащении речи


Уметь:

- употреблять слова в соответствии с их лек­сическим значением;

- работать с толковыми словарями;

- определять, из какого языка заимствовано слово;

пересказывать сжато исходный текст

- оце­нивать речь с точки зрения це­лесообразности и уместности;

- определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения










Синонимы, антонимы и омонимы.









31

Тропы и фигуры речи.









32

Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Однородные члены. Обособленные члены (определения, приложения, обстоятельства, уточнения,сравнительные обороты)

Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые не­обходимо выделять знаками пре­пинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами










33

Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Обращения. Вводные слова и предложения.









34

Синтаксический анализ сложного предложения

Уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный раз­бор ССП, конструировать ССП разных видов, интона­ционно правильно оформ­лять, производить синони­мичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания











Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения русского языка ученик должен: знать / понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече­вого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);-

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;



МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот­ребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо­бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слое с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;



СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос­венной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо­значения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Учебно-методическое обеспечение



Дополнительные материалы:

1. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2008.

2. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / I И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2008.

3. Пахнова Т. М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2015.

4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Сфера,2008

5. Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2018/ Под редакцией Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону, 2009

6. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов ОУ. Авторы-составители: Л.С.Степанова, И.П.Цыбулько М.-2010.

Медиаресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.- М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2009г.

  2. Репетитор «Русский язык» Весь школьный курс.

  3. Фраза. Обучающая программа по орфографии 1 – 9 классы



Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  1. Пожарная сигнализация.

  2. Комплекты ученической мебели.

  3. Компьютерный класс.

  4. Учебно-практическое оборудование (таблицы, раздаточный материал, карточки, тесты)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!