СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс по русскому языку "Учимся писать сочинение.7 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спецкурс "Учимся писать сочинение" должен научить ребят легко справляться с написанием сочинения на итоговом сочинении в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по русскому языку "Учимся писать сочинение.7 класс"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______________

С. И. Евдокимова

Приказ

№___________

от________2018





Рабочая программа



«Учимся писать сочинение»

учителей русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Окуневой Людмилы Александровны

Виноградовой Оксаны Вячеславовны



Среднее общее образование, 7 класс







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ Т.А. Ершова

______________2018

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________ Н.И.Макарова

_____________2018















2018-2019 учебный год








ПРОГРАММА

Элективного курса по русскому языку

в 7 классе

"Учимся писать сочинение"


Пояснительная записка


Программа элективного курса по русскому языку для 7 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.

Программа курса по русскому языку рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.

Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.

Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).

Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего.

Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.

Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие учащиеся попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.

Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.


Цели курса:

  1. способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;

  2. научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;

  3. систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;

  4. развивать творческие способности.


Задачи курса:

      1. научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;

      2. формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;

      3. воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;

      4. совершенствовать речевую культуру учащихся;

      5. развивать коммуникативнось обучающихся.


Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.















































Тематическое планирование

элективного курса по русскому языку

«Учимся писать сочинение»



п-п

Тема занятия

Дата

1.

Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста.


2.

Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме.


3.

Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.


4.

Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации).


5.

Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств.


6.

Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.


7.

Сложный план. Языковые средства его оформления.


8.

Словотворчество.


9.

Словотворчество. Сбор материала к сочинению, его систематизация.


10.

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле.


11.

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле.


12.

Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях.


13.

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле.


14.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле.


15.

Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки.


16.

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле.


17.

Сочинение-рассуждение в научном стиле.


18.

Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного.


19.

Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле.


20.

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам.


21.

Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле.


22.

Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.


23.

Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции.


24.

Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.


25.

Рассказ от лица животного.


26.

Анализ сочинения. Редактирование языковых средств.


27.

Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья).


28.

Сочинение рифмованного текста-лимерика.


29.

Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями.


30.

Этюд «Мой Пушкин».


31.

Очерк о трагическом герое.


32.

Составление речевой характеристики комических персонажей.


33.

Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве).


34.

Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров.


35.

Анализ письменных работ






















Учебно- методическое обеспечение



1.Дубровская В.В. и др. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини-исследование // Барнаул: АКИПКРО, 2005г.


2.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему //М.:АРКТИ, 1999г.


3.Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением // Москва.: Высш. шк.,1990г.


4.Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант // Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994г.


5.Торкунова Т.В. Как писать сочинение // М.: АЙРИС, 1997г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!